Город Год с Моревым карточки «Архангельск недолюблен предыдущими властями»: спрашиваем у Дмитрия Морева, что он успел сделать за год

«Архангельск недолюблен предыдущими властями»: спрашиваем у Дмитрия Морева, что он успел сделать за год

Прошлись по программе главы, которую он составил на 5 лет. Что уже получилось, какие планы и что мешает развитию

Для беседы мы выбрали панорамный бар «Чердак». И, если в прошлый раз общались рядом с Архангелом Михалом, в этот раз — в компании Сальвадора Дали

Прошел ровно год, как Дмитрий Морев стал главой Архангельска и пообещал «честно и добросовестно служить процветанию города». Мы обратились к программе, с которой он выступал перед депутатами гордумы еще как кандидат. Тогда он представил план развития Архангельска на пять лет. Мы решили с некой ретроспективой понять, что уже сделано под его руководством. Оказывается, не только нас, но и Дмитрия Морева обижает, как сильно отличаются ресурсы крупных городов — той же Москвы — от наших, где рады каждому рублю, чтобы вылезти из старых проблем и поставить новые планы. Так откуда Архангельск получает финансовую поддержку, пока его бюджет остается дефицитным, что удается делать в такой ситуации и какую надежду дарит возможность вернуть статус административного центра?

Даже в этой трансляции не обошлось без темы QR-кодов, к которым Морев относится с пониманием
  1. Про кадровые чистки
  2. Про бизнес-резидентов Арктики
  3. Про налоги и казну Архангельска
  4. Про федеральные деньги для Архангельска
  5. Про ветхое аварийное жилье: инструменты
  6. Про «управляшки», которым никто не указ
  7. Скандальный мусорный год
  8. Про транспорт: аудит за миллионы и отказ от ПАЗиков
  9. Про дизайн-код за миллионы, Варламова и сюрпризы на Новый год
  10. Что нам даст статус областного центра
  11. Про подсветку Архангельска, Чумбаровку и новые парки
  12. Про парковку где не нужно
  13. Про участки для многодетных семей
  14. Про антиковидные меры. Личное мнение
  15. Про поиск инвесторов и, конечно же, про аквапарк
1

Про кадровые чистки

Дмитрий Морев говорит, что этот год не сильно изменил его как личность. Перемены связаны разве что с опытом, который он получил в должности главы. Мы спросили у него, появились ли в команде еще люди с орденом Мужества, как у советника главы по городскому хозяйству, и много ли человек, что работали при Игоре Годзише, уже ушли.

— Команда несколько изменилась, но такой большой задачи у меня не было. В администрации города 640 человек. Есть определенная текучесть кадров, люди ищут себя в новых направлениях. Но в целом каких-то глобальных изменений в работе не произошло. Да, поменялось несколько заместителей, несколько руководителей департаментов. Многие, кстати говоря, из этих руководителей департаментов выросли, собственно, сами из администраций и сейчас на новых, более ответственных постах. Но в целом у меня такой задачи не было, и больших серьезных кадровых, как это принято говорить, чисток не производилось.

Год назад Морев представил программу, ориентированную на пять лет
2

Про бизнес-резидентов Арктики

— Год назад вы представили программу, ориентированную на пять лет. Вы сами тогда сказали, что ожидать быстрых результатов не стоит. В презентации был пункт об увеличении доходной части бюджета. Что удалось сделать в этом направлении за год?

— Здесь есть несколько инструментов. Во-первых, за этот год мы серьезно продвинулись в части поиска, регистрации и помощи резидентам Арктической зоны. Это действительно важная для Архангельска история. Она нас серьезным образом выделяет по всей России. Мы предоставляем достаточно серьезные налоговые преференции компаниям, которые готовы здесь развивать бизнес. В частности, в Архангельске, но не только в Архангельске, еще на территории Архангельской области. У нас по городу уже зарегистрировано 43 резидента Арктической зоны с общим объемом предполагаемых инвестиций порядка 24 миллиардов рублей. Для понимания, 24 миллиарда рублей — это два годовых бюджета Архангельска. Это достаточно весомые суммы, они подтверждены потенциальными инвесторами, которые готовы развивать те или иные проекты.

У бизнеса есть два варианта: можно стать резидентами ТОСЭР «Онега» или резидентами Арктической зоны РФ. Мы уже писали, на какие преференции можно рассчитывать после получения этого статуса

— Проектов много, многие из них связаны с рыбной отраслью: закупка судов, строительство рыбоперерабатывающих комбинатов, строительство жилых и коммерческих, производственных зданий. Я думаю, это не финал, это лишь старт и количество резидентов будет увеличиваться. Естественно, что такие инвестиции, безусловно, отразятся и на бюджете города в части увеличения поступления налогов. Это такой первый инструмент, который хочется назвать, он нас серьезно выделяет.

Второй инструмент, как говорит глава, — это повышение темпов строительства жилья.

— Как вы знаете, любая стройка тянет за собой много-много отраслей и является локомотивом развития экономики города. За прошедший год мы хорошо продвинулись. Во-первых, у нас не так давно был заключен масштабный инвестпроект: на Майской горке построят около 100 тысяч квадратных метров жилья. Это серьезный проект. Такого объема строительства в рамках одного контракта или проекта в Архангельске не было уже достаточно давно. Это инвестиции порядка 5,6 миллиарда рублей. Для нас это, безусловно, налоги, рабочие места, поддержка всех смежных отраслей, поставщиков, подрядчиков. Также у нас на подходе заключение контрактов еще по четырем аналогичным масштабным инвестпроектам в сфере жилищного строительства, которое позволит нам еще 124 тысячи кв. м жилья законтрактовать. Это довольно весомый вклад. Для сравнения могу сказать, что в год все застройщики Архангельска вводят в эксплуатацию около 80–110 тысяч квадратных метров.

3

Про налоги и казну Архангельска

— Вы говорите, как и в прошлом интервью, что основные доходы складываются из поступлений налогов НДФЛ. Как пандемия, которая не могла не сказаться на каких-то сферах бизнеса, ударила по предприятиям Архангельска, отразилась на тех доходах, из которых формируется наш и без того маленький бюджет? Если помните, депутаты гордумы выступали за то, чтобы в казне Архангельска оставалось больше денег и город быстрее развивался. Какие-то шаги по этой инициативе сделаны или нет?

Депутаты гордумы не раз выступали за то, чтобы в казне Архангельска оставалось больше доходов от налоговых поступлений

— Такие шаги сделаны. Уже сейчас мы формируем бюджет следующего года. В декабре он будет вынесен на сессию депутатов городской думы для утверждения. И этот бюджет и в части доходов, и в части расходов выше, чем бюджет 2021 года. Мы фиксируем увеличение поступающих нам налогов. Безусловно, та ситуация, связанная с эпидемией, не могла не затронуть определенные сферы бизнеса. Думаю, в большей степени пострадала сфера услуг, сфера малого, отчасти среднего бизнеса. Но те поступления, которые мы видимо от крупного бизнеса, они увеличились. Не секрет, что подорожала, например, продукция деревопереработки. Это, естественно, отражается и на повышении налогов, которые поступают в бюджеты всех уровней.

«В целом наша доходная часть в следующем году будет выше, чем в этом году»

.

4

Про федеральные деньги для Архангельска

— В декабре в интервью нашему изданию вы говорили, что вполне реально обратиться за федеральной поддержкой, такие инструменты вам известны, знакомы и с вашей стороны эти шаги будут сделаны. Хочется понять, какие шаги удалось сделать за год, какие средства получить или запланировать?

— К нам поступают средства в рамках национальных проектов, по которым мы ремонтируем дороги, это проект БКАД, это нацпроект «Формирование комфортной городской среды». В этом году нам поступали дополнительные средства из резервного фонда правительства РФ, которые поступали в правительство области, а оно в свою очередь помогало нам в части реализации наших проектов.

Федеральные деньги идут и на проблемы с переселением людей из ветхого аварийного жилья. Есть две программы на данный момент. Федеральная утверждена с 2019 по 2025 годы. Сейчас стартовала региональная программа.

— Финансирование региональной программы во многом идет из средств федерального центра. Сейчас мы вместе с правительством Архангельской области формируем такой проект и включить в него неохваченные дома, — говорит Дмитрий Морев. — В этом году благодаря поддержке губернатора и правительства области мы получаем так называемый инфраструктурный кредит из федерального центра на строительство проспекта Московского. Это привлечение бюджетных возможностей для развития Архангельска. Это основные источники именно федеральные. Также у нас есть наши университеты — это СГМУ и САФУ, которые имеют серьезные проекты по собственному развитию и, опять же, за федеральные средства. Эти деньги будут поступать в экономику и людей города.

5

Про ветхое аварийное жилье: инструменты

Год назад Александр Цыбульский пожелал Дмитрию Мореву удачи в роли главы Архангельска и сделал акценты в речи на строительстве нового жилья, расселении из ветхого аварийного и расширении маневренного фонда. В презентации Морев говорил, что будет общаться с застройщиками по этой теме, встречаться с ними, особенно с теми, кто заинтересован в малоэтажном строительстве.

— Хочется понять, была ли встреча с застройщиками? Могут ли на месте снесенных аварийных домов в перспективе появляться небольшие здания?

— Безусловно, такие встречи были. Благодаря в том числе и им реализуем ряд таких проектов и программ. Аварийное и ветхое жилье — это проблема номер один и главная наша боль. Есть несколько инструментов. Первый инструмент я уже называл: федеральная программа расселения, которая предусматривает расселение 352 аварийных домов в период с 2019 по 2025 годы. И мы сейчас стараемся ускоренно реализовывать эту программу. Ранее предусматривалось строительство и расселение еще и в 2025 году. Люди уже не готовы ждать, мы сократили сами себе сроки, чтобы реализовать эту программу примерно на полтора-два года раньше, чтобы и дальше заявляться и в новые программы по расселению аварийного жилья.

Жилой дом в Маймаксе, и это не самый пугающий пример

Второй инструмент, как говорит глава, — это региональная программа, которая сейчас реализуется и предусматривает расселение 129 аварийных домов. В 2021 году горадмин приобретает жилье у собственников, а со следующего года намерен строить жилье в рамках второго этапа программы.

— Следующий инструмент очень важный, который уже себя хорошо зарекомендовал, — расселение аварийного жилья в рамках так называемой программы развития застроенных территорий. Что это такое? Мы определяем земельные участки, которые выставляем на аукционы, и коммерческие застройщики приобретают эти земельные участки для строительства жилья. Но на этих земельных участках в качестве обременения расположены аварийные или ветхие дома. И застройщик, приобретая участок, берет на себя обязательства расселить эти дома. Конечно, это всегда определенный риск для застройщика, потому что это процесс переговоров с жителями. Но, тем не менее, и таким путем мы расселяем аварийное жилье. В рамках развития расселенных территорий, если мне не изменяет память, около 37 домов именно аварийных и ветхих расселяется.

В Архангельске 3700 деревянных многоквартирных домов. Из них на сегодняшний день 1179 — аварийные. 352 таких дома входят в федеральную программу переселения, 129 входят в региональную программу переселения, а остальные дома не входят ни в какие программы.

— Поэтому мы сейчас формируем новую программу переселения и, кроме того, разыскиваем возможность расселения жителей не только за бюджетные средства, но и за внебюджетные средства. И вот эти как раз внебюджетные средства — это программа развития застроенных территорий, которые уже подхватывают застройщики, расселяют людей и на месте аварийных домов строят коммерческое жилье.

На следующий год, как сообщили глава города, стартует программа комплексного развития территорий. В следующем году подобрано 10 участков, которые будут выставлять на аукционы для застройщиков.

— Они будут побеждать, предлагая максимальную цену, и брать на себя обязанность по расселению деревянных ветхих и аварийных домов, расположенных на этих участках. Сейчас у нас на этих 10 территориях расположены 170 ветхих и аварийных домов.

В следующем году примерно в середине-конце весны Морев планирует начинать аукционы

— Следующий инструмент для расселения аварийного жилья — масштабные инвестпроекты, о которых я уже упомянул. Это «Квартал 152». 100 тысяч квадратных метров строится. И другие инвестпроекты, которые нам позволят еще 124 тысячи квадратных метров построить. Условия для застройщиков там следующие: они получают земельные участки, не обремененные аварийным или каким-либо вообще жильем. То есть это пустые земельные участки. Они получают его без аукциона, строят на нём жилье, но обязаны 7% от суммы своих инвестиций вернуть в муниципалитет в виде жилья, которое, опять же, мы будем направлять на нужды людей, которые проживают в аварийном жилье, а также обеспечение жильем детей-сирот. Мы закладываем в свой бюджет на следующий год достаточно приличные средства, больше, чем ранее, для выкупа жилья у собственников в аварийных домах. На следующий год у нас закладываются порядка 286 миллионов рублей. В том бюджете, который мы будем предлагать утвердить депутатам городской думы.

— Много ситуаций, когда из-за поиска собственников тормозится расселение?

— Да, иногда мы не можем найти их. Люди прописаны, но переехали, живут в другом месте. Не секрет, что в таких домах проживают неблагополучные семьи, они были лишены родительских прав, дети находятся в детском доме или у опекунов, но тоже имеют право на жилье. Их тоже нужно каким-то образом найти, с их опекунами связаться и так далее. Бывает, что и жители не всегда согласны с нашими предложениями. Кого-то не устраивает новый район, кого-то не устраивает та сумма, которую мы предлагаем к выкупу. Стараемся где-то договариваться, а где-то — решать вопрос в судебном порядке.

6

Про «управляшки», которым никто не указ

— Какие есть сегодня инструменты и даже, наверное, санкции к тем, кто недобросовестно выполняет работу в жилищно-коммунальной сфере? Мне бы хотелось услышать от вас возможные способы отрегулировать их работу, чтобы люди получали услуги, за которые платят.

Общая проблема Архангельска: у нас достаточно большое количество управляющих компаний и ТСЖ. Это количество УК избыточно для нашего города. У нас более 100 управляющих компаний, более 400 ТСЖ. Поскольку они не очень большие, зачастую они не располагают необходимыми средствами, ресурсами, компетенциями, чтобы управлять жилым фондом. В Архангельске количество УК в перспективе должно сокращаться. Это будет происходить как естественным путем, так и при каком-то аккуратном влиянии муниципалитета.

«Мы заинтересованы в том, чтобы УК стало меньше, но они были крупнее и более подготовлены к управлению жилым фондом»

— Также по Архангельску очень сильно разнится цена за содержание одного квадратного метра. Я рекомендую жителям внимательно относиться к этой истории: во многом качество работы управляющих компаний зависит от них самих. Во-первых, от того, какую стоимость содержания одного квадратного метра они установят, во-вторых, насколько требовательны они к своей управляющей компании. Основной инструмент для нас — жалобы жителей. Понятно, что управлять многоквартирными большими домами несколько проще, чем, например, деревянным фондом, в котором проживает не так много квартир, но он требует достаточно серьезных затрат. Поэтому там, где принято содержание одного квадратного метра в деревянных домах даже несколько выше, чем в каменных домах, это совершенно обоснованно, это просто логично. На сегодняшний день цена за содержание одного квадратного метра разумная, хотя всё зависит от дома и других факторов. В среднем она должна составлять 26 рублей. Это та стоимость, которая хоть какие-то возможности дает для управляющей компании. Естественно, есть дома, где выше цена, это сразу заметно. Я когда захожу в подъезды домов, я сразу примерно понимаю, какая здесь цена за содержание.

«Чудес не бывает, всё зависит от тех возможностей, которые сами жители определяют по содержанию дома»

Плетью для нерадивых УК должна быть Государственная жилищная инспекция. В горадмине, как говорит Дмитрий Морев, есть свое управление муниципального жилищного контроля, там тоже работают по обращениям жителей, ведут свои плановые проверки, применяют штрафные санкции.

— Я помню, в декабре вы говорили, что в приказном порядке вы с управляющими компаниями работать не можете. Планировали как-то встроиться в некий сервис для горожан, чтобы упростить коммуникации горожан с чиновниками различного уровня и коммунальщиками, теми же самыми УК. По-моему, он назывался «Мое Поморье»?

— Он еще разрабатывается.

— Я так понимаю, это будет ресурс областной администрации. Что-то придумали, как туда встроиться? Те же УК зачастую закрывают у себя избушку на клюшку, не отвечают на телефонные звонки. К моему удивлению, у многих нет элементарно е-мейла. Определенно, нужен единый сервис, где должны быть все.

— Сервис этот разрабатывается Министерством связи Архангельской области и находится на контроле губернатора. Те возможности, которые в нём уже представлены на сегодняшний день, уже немалые, и в дальнейшем туда должны зайти и УК, и ресурсоснабжающие организации. Сейчас в этом сервисе уже определенным образом присутствует региональный оператор по обращению с отходами, в перспективе сервис будет развиваться.

7

Скандальный мусорный год

— Про ТКО. Очень тяжелый, как мне кажется, год, он был полон каких-то скандалов, вплоть до уголовных, если говорить про директора АМПК. Длительная разборка между АМПК и «ЭкоИнтегратором». Еще и норматив накопления мусора, который внезапно по суду признали незаконным. Кажется, очень далеко от идеала у нас всё, особенно что касается раздельного сбора.

— Я помню, какие были у нас дискуссии и взаимные упреки вместе с регоператором. Достаточно была острая ситуация. Она и сейчас далека от идеала, но жалоб от горожан становится меньше, и это некий объективный показатель того, что, тем не менее, некий прогресс в этой ситуации есть. Жалобы в большом количестве сыпались и продолжают приходить по качеству вывоза мусора с территории, содержанию контейнерных площадок, по графику вывоза, по раздельному сбору. Безусловно, ситуация далека от идеала. Мы постоянно находимся на связи с региональным оператором, передаем ему эти жалобы и требуем соответствующего исполнения, но в целом, на мой взгляд, ситуация не такая острая, как год или два назад.

— Алексей Кувакин, который с недавних пор трудится в роли советника губернатора по мусорной реформе, отмечал, что слишком мало даже контейнеров для раздельного сбора. Разве не Архангельск должен задавать какой-то тренд как областной центр для нашего большого региона?

— За этот год на базе нашего «Спецавтохозяйства» инвестором реализован проект строительства Архангельского мусоросортировочного комплекса. Он позволит заниматься раздельным сбором отходов, сортировать его и, соответственно, продавать отобранные отходы. В рамках этого же проекта по городу расставлены дополнительно 300 контейнеров для раздельного сбора мусора и в ближайшее время, если мне не изменяет память, планируется закупить еще 2000 таких контейнеров для всей Архангельской области. Естественно, часть контейнеров придет в Архангельск. На сегодняшний день возможности Архангельского мусоросортировочного комплекса позволяют нам еще наращивать эти контейнеры с тем, чтобы росло количество сырья у них. Хочу сказать, что раздельным сбором мусора занимается не только региональный оператор или АМСК, есть частные инициативы, которые также занимаются раздельным сбором мусора. Это бизнес, который готов сам ставить контейнерные площадки для безвозмездного пользования жителей, он готов сам их вывозить, реализовывать этот отобранный мусор и тем самым зарабатывать. Мы к таким переговорам готовы.

— По новой терсхеме, будут закрыты полигоны, в том числе в Архангельске с 2023 по 2025 годы. Мусорные полигоны в Архангельске и Северодвинске заполнены почти до предела. 2025 не так уж и далеко, удастся ли что-то кардинально изменить?

Ситуация с Архангельским полигоном некритична. Его возможности и площади позволяют при определенной технологии работать 5–10 лет. Но в планах, в соответствии с терсхемой, его работа предполагается до 2024 года. Потом будет новый объект на некой территории, где будет более профессиональный сортировочный комплекс установлен. К такому развитию событий мы готовы. Есть соответствующая федеральная программа, которая позволяет заниматься рекультивацией полигонов. Как только будет подходить срок и принято решение, что полигон закрываем в связи с открытием некого нового объекта, будем подавать заявку и заниматься этим.

8

Про транспорт: аудит за миллионы и отказ от ПАЗиков

Дмитрий Морев говорит, что автопарк обновится, но ПАЗики отдельным частям города необходимы, поэтому полностью от них не откажутся

— Я вчера села где-то в 21 час в автобус № 60 и испытала боль в буквальном смысле, потому что это настоящая инертная драка была за поездку стоя. У нас же пандемия, но выдержать социальную дистанцию просто нереально в тесном ПАЗике, которые к вечеру просто переполнены. Знаю, что идет аудит пермской компании, которая будет выносить предложение, как изменить пассажиропоток и маршруты. Ваше видение — что нужно сделать, почему года было мало для этого?

В городе каждый день работает около 250 автобусов. У перевозчиков много проблем: как и всегда, это рост цен на горюче-смазочные материалы, на запчасти, заболевания среди персонала. Нехватка сотрудников приводила и приводит к тому, что автобусы снимаются с линии и не выходят. Это естественным образом отражается на качестве услуг перевозчика. Есть и кадровая проблема. Не секрет, что зарплаты не так высоки, как того требует рынок, и водители автобусов переходят в какие-то другие отрасли. В такси, например, или деревозаготовку, которая сейчас испытывает определенный подъем.

Исследует наши проблемы в общественном транспорте фирма из Перми. Морев говорит, что ему нравится, как работа ООО «Агентство дорожной информации Радар» изменила ситуацию в разных городах.

— Понимаете, последнее исследование у нас было сделано в 2016 году. То есть прошло уже 5 лет. Город сильно поменялся. Появились новые дома, детские сады, школы и другие объекты. Естественно, это влияет на перемещение граждан и требует корректировки всей транспортной системы. В этом году завершится исследование, и в следующем пройдут конкурсные процедуры по выбору перевозчиков, отвечающих всем новым требованиям, в том числе и по классу, и по качеству автобусов.

— Перевозчика или перевозчиков?

— Перевозчиков.

— Не идет ли речи о какой-то оптимизации?

— Сейчас у нас в городе около 20 перевозчиков на автобусных маршрутах. Я думаю, что их количество постепенно должно снижаться. По той же причине, что и количество управляющих компаний.

— Ходят слухи, что будет единственный перевозчик и, возможно, даже неместный. Реальна ли такая перспектива?

— Всё зависит от результатов исследования, которое проведет для нас пермская компания «Радар». Она даст несколько моделей развития общественного транспорта в Архангельске и предложит те конкурсные процедуры, которые будет правильно провести.

— Отказ от ПАЗиков возможен или это наш крест, как деревянные мостки?

— Вы знаете, ПАЗик ПАЗику рознь. Есть современные ПАЗики, которые ни в какое сравнение не идут с теми, с которыми вы или ваши зрители знакомы. Во-вторых, город Архангельск неоднородный, у него есть окраинные или удаленные территории, где нет смысла запускать большой автобус. Я совершенно не исключаю, что в каком-то количестве такие современные автобусы, которые у нас сейчас используются, будут оставлены.

9

Про дизайн-код за миллионы, Варламова и сюрпризы на Новый год

— В прошлый раз, когда мы с вами общались, попали на какой-то рассвет благоустроенных территорий. Внезапно разом появилось всё перед Новым годом и Архангельск в 2021-й каким-то преображенным вошел. Ожидаются ли такие сюрпризы для нас до конца этого года или в ближайшей перспективе?

— Ожидаются, но это сюрпризы, поэтому я бы не хотел раскрывать все карты, но мы уже стараемся сделать этот Новый год ярче и красивее.

— Дизайн-код. Тема больная. В том числе для вас: это также один из пунктов вашей программы. Вы это обсуждали с блогером Варламовым, который назвал Архангельск «городом — рекламной площадкой». Документ обошелся городу в большую сумму. Три миллиона рублей. К нашему удивлению, не все предприниматели прислушались к новому документу, на который потратили столько денег. И если для окраины это еще объяснимо, то в центре — странно, взять тот же Ломоносовский округ или Октябрьский. Почему так происходит?

— Идет большая работа по улучшению нашей визуальной среды, фасадов. Снижение информационного шума. Но в то же время мы получали много обращений от предпринимателей разного уровня. Они согласны с новыми требованиями. Но сейчас тяжелое время: пандемия сократила доходы общепита и представителей сферы услуг. Мы сами стараемся не слишком педалировать эту тему, плавно наводим порядок. Большое количество незаконной рекламы и вывесок поменяли, в том числе и в судебном порядке. Было выдано около 600 предписаний. Около 40 случаев, когда мы пошли в суд. И по суду добивались снятия вывесок. Иногда невозможно доказать, кому именно принадлежит вывеска: юридические нюансы.

— Вы всё еще интересуетесь, что на своих ресурсах публикует Варламов? В том числе про наш город. Что интересного берете на заметку?

— У меня появилась возможность сейчас общаться напрямую с главами многих городов. И я беру какие-то хорошие идеи уже от исполнителей: мы говорим с ними всё-таки на одном языке, понимая все рамки. Так что иногда я читаю Варламова, но больше ориентируюсь на опыт своих коллег.

— Сравнивая этот опыт с нашим, чувствуете обиду от того, что крупные города получают больше денег и та же Москва часто руководствуется при благоустройстве принципами «обновим, потому что уже немодно», когда в Архангельске надо просто обновить, когда мы буквально нуждаемся в чём-то.

— Отвечу коротко. Обида есть.

— То есть принцип всё тот же, как с поиском садовника: «надо позвать человека на должность, который без денег сможет что-то изменить». Вы, кстати, взяли Ларису Панфилову на эти функции. Что ей уже удалось сделать? Мы так и не поняли, чем занимается этот человек.

— Она в этой должности уже не работает. И даже после нее уже был другой человек. Сейчас это место открыто. Но это не говорит о том, что мы этой работой не занимаемся. Некое взаимодействие есть с САФУ и их дендрарием, с коммерческими плодопитомниками, частными садоводами в Заостровье. Мы определились с теми площадками, которые потенциально могут быть озеленены. Прислушиваемся к мнению общественников. В частности, с организацией «Живой город», которая нам активно помогает. В этом году мы высадили достаточно много деревьев — около 400 по городу. И больше 1500 кустарников. Помогают общественники и бизнес, который тоже заинтересован развиваться в красивом зеленом городе. У нас, кстати, много предпринимателей, которые активно занимаются озеленением прилегающих территорий, а также тех, что мы им согласовываем. Мы готовы и дальше предоставлять территории для посадок, будем прислушиваться к идеям.

10

Что нам даст статус областного центра

— Перспектива возвращения областного закона о статусе административного центра. Это то, с чем вы в своей презентации заходили как кандидат. И то, чего ждут от вас депутаты городской думы и просто горожане. Реально ли?

— Безусловно, реально. Я, во всяком случае, в это верю и буду делать всё, чтобы это произошло. Знаю, что у этого есть поддержка в лице губернатора Архангельской области и правительства региона. Окончательное решение будет за депутатами областного собрания. Но я думаю, все понимают, что столица Архангельской области требует некоего особого внимания. Сюда приезжают все наши гости, и мы поэтому требуем особого внимания.

«Архангельск, по моему мнению, в этом плане был недолюблен предыдущими властями»

— Наша задача — сделать город красивее и лучше, для этого нужно дополнительное финансирование. И возможности, которые предоставляет нам областной закон о статусе административного центра, дадут большие перспективы. Если сравнивать с текущим годом. У нас был сформирован бюджет в декабре прошлого года на этот год. И была предусмотрена некая поддержка из областного бюджета. И федерального. В течение года мы получили дополнительно порядка 500 миллионов рублей. 190 от правительства области на ремонт дорог. Около 170 — на благоустройство. 102 миллиона — на закупку специализированной техники по содержанию территорий. И даже такие средства достаточно серьезные не совсем соответствуют тому бюджету, который предполагает закон. Но это помогает сделать город лучше. А если у нас заработает закон о статусе административного центра, он позволит привлечь дополнительно порядка миллиарда рублей — в два раза больше, чем в этом году. Конечно же, это будет ощутимо.

— Это перспектива года, двух лет? Хочется конкретики.

— У нас уже сформирована рабочая группа, в которую входят представители муниципалитетов, правительства, депутатов областного собрания и городской думы, общественники. В следующем году мы должны за первое полугодие составить некий план развития областного центра, чтобы все понимали, на какие цели и нужды будут направляться дополнительные средства. Ну и, соответственно, выходить уже с предложением о внесении этой программы в бюджет 2023 года.

11

Про подсветку Архангельска, Чумбаровку и новые парки

— Читатели пишут, что бюджет города небольшой, но в последнее время много денег тратится на подсветку зданий. Почему так? Не рациональнее было бы потратить те же средства на что-то более важное?

— На мой взгляд, архитектурная подсветка — это важно. Это центр города, создается у людей позитивное настроение, что особенно важно для севера, где просто нельзя на таком экономить. Жить в темноте действительно сложно. Хочу сказать, что на следующий год мы закладываем дополнительно еще 16 миллионов рублей для финансирования нашего предприятия муниципального «Горсвет», который занимается всем уличным освещением в городе, и в итоге будет увеличиваться уровень освещенности не только в центре Архангельска, но и на окраинах. Как и через строительство дополнительных линий освещения, так и за счет увеличения количества ламп. Ну и хочу сказать, что архитектурная подсветка, которая была сделана в городе, она была сделана на внебюджетные средства, то есть мы не тратили на это деньги города. Сейчас мы финансируем только потребляемую электроэнергию. Но используем современные светильники, поэтому получается экономно.

Заметно преобразилась Чумбаровка к своему 100-летию

— Чумбаровку подсветили за спонсорские деньги. Это может стать какой-то схемой-примером для других предпринимателей, которые хотят помочь городу?

— В этом году отремонтировали проспект Чумбарова-Лучинского, потому что ему исполнилось 100 лет. Проект реализовали в партнерстве с ГК «Титан», они выделили порядка 50 миллионов рублей собственных средств. Они помогали городу в различных проектах, в том числе связанных с благоустройством. И это уже традиционное сотрудничество компании, нашей администрации и областной власти. Надеюсь, мы на этом не остановимся. Работы завершены, уже можно гулять, до конца года мы еще планируем обновить торшеры на фонарях. И освещенность улицы при том же количестве фонарей должна заметно улучшиться.

— Успели до 30 октября завершить работы?

Чуть-чуть не успели. На участке с пересечением улицы Иоанна Кронштадтского была территория, которую не удалось доделать в срок из-за резкого похолодания. Но, когда снег сошел, там оперативно завершили работы. Там нужно было утрамбовать брусчатку и засыпать ее швы песком.

Запланировано благоустройство еще 15 общественных территорий. Для сравнения, в этом году было сделано немало для Архангельска — 9. В рамках национального проекта «Формирование комфортной городской среды» было благоустроено 6 парков и скверов.

— Из благоустроенных — это АГКЦ, сквер на Воскресенской, где был магазин «Ткани», у Ломоносовского ДК, на Гвардейской Дивизии, на Химиков и Никольский сквер. Это первые шесть. Сейчас у нас завершились работы на Чумбаровке, благоустраивают парк Ленина, сквер Терехина, сквер «Соломбалы-Арт». Идет ремонт памятника Вечный огонь на Набережной. И продолжение участка на Воскресенской, который рядом с МФЦ.

Дмитрий Морев говорит, что сейчас объявлены конкурсные процедуры по выбору подрядчика, который в следующем году будет благоустраивать территории, их будет 8.

— В апреле, мае будем их благоустраивать. Из этих восьми назову следующие: сквер на перекрестке Воскресенской и Тимме (там, где Сбербанк и раньше было кафе «Остров»), также территория на пересечении Обводного и Садовой, сквер на пересечении Поморской и Космонавтов (где 22-я школа и кафе «Терраса»), а также другие объекты. И это не финал, есть еще планы. Будет продолжение Набережной, объединение разрозненных участков, чтобы от Молодежного сквера бал открыт переход к Красной пристани. Это, конечно, и площадь Мира, мы сейчас ремонтируем сам мемориал, а в следующем году будем благоустраивать уже саму площадь, чтобы она выглядела достойно, привлекательно. Это благоустройство площади Профсоюзов, трудно сказать, начнем ли мы ее в следующем году, но уже определен подрядчик, который занимается проектированием этой площади и должен будет сдать нам проект к 30 апреля следующего года.

— Мы заметили, что часто подрядчиком в проектах по благоустройству выступает фирма «Северная Роза», почему в приоритете именно они, каков алгоритм выбора подрядчика?

— Мы действуем в соответствии с 44-м Федеральным законом, который предполагает все закупочные процедуры и не дает нам права выбирать самим, какая фирма возьмет работы. Тот, кто предлагает наиболее правильные условия, — низкую цену, высокую квалификацию, опыт работы — таких факторов много. «Северная Роза» уже 25 лет работает в сфере благоустройства, поэтому их уровень удовлетворяет нашим требованиям.

12

Про парковку где не нужно

— Когда администрация Архангельска начнет решать проблему с парковкой машин на газонах? Ужасно всё выглядит. Трава не растет, деревья гибнут, и сплошная грязь.

— В этом году мы приняли программу «Ремонт дворовых проездов». И около 55 миллионов рублей в этом году было израсходовано на ремонт 25 дворовых проездов. На следующий год мы продолжим приводить в порядок асфальтовое покрытие во дворах. Конечно, нужно создавать парковочные карманы. И сами жители могут не дожидаться наших движений, а заниматься этим самостоятельно. Для этого нужно сделать проект благоустройства придомовой территории. Подать его к нам, согласовать его с нами и выполнить эти работы. Думаю, в этом заинтересованы многие.

13

Про участки для многодетных семей

— Такой комментарий пришел: «Нужно обратить внимание на многодетные семьи Архангельска, а именно — на предоставление им земельных участков. За последние несколько лет предоставлено несколько участков, а очередь составляет более 2077 многодетных семей. Нужно городу увеличить темпы поиска свободных участков. Почему бы властям не использовать землю под снесенными аварийными домами, необязательно в центре города. Можно использовать, например, под снесенными домами на Левом берегу, 14 и 21-м лесозаводе, район первых пятилеток, Кемский поселок. Почему город не прорабатывает эти варианты?»

— Город прорабатывает эти варианты. Оглянувшись назад, хочу сказать, что тут было допущено и определенное количество ошибок. И мы этого не скрываем. Действительно, ряду многодетных семей выдавались земельные участки, которые не были обеспечены соответствующей инфраструктурой. И таких жалоб достаточное количество, когда не было или подъездных путей, линии электроосвещения, дренажно-ливневой канализации, водопровода и так далее. Это несколько обременяет — поиск таких земельных участков. По закону мы обязаны их обеспечить. При тех возможностях бюджета, которые сейчас у нас есть, это затруднительно — выделять такие земли и обеспечивать их всем необходимым. Но в то же время хочу сказать, что в этом году мы подыскали ряд территорий, которые уже обеспечены такой инфраструктурой. В том числе и те территории, которые прозвучали в вопросе. В ближайшее время мы проведем кадастровые и землеустроительные работы, чтобы предлагать эти участки многодетным семьям.

14

Про антиковидные меры. Личное мнение

— Что вы сами думаете просто как архангелогородец о тех антиковидных запретах, которые сегодня актуальны у нас в городе? В кафе без QR-кода нельзя. В кино тоже. Маску тут надень, а тут снова покажи через два шага свой QR-код.

— Мое личное мнение такое. Все эти меры направлены сейчас на то, чтобы стимулировать людей к вакцинации. Я знаю, что есть обратные точки зрения. Но честно скажу, что сам уверен, что вакцинация — это единственный способ побороть пандемию. И, чем больше людей будет вакцинировано, тем быстрее мы или победим пандемию или будем с ней дальше спокойно сосуществовать. Статистика по Архангельской области говорит, что лишь три процента вакцинированных заболели ковидом. На мой взгляд, это очень хороший результат. Ни по какой болезни нет стопроцентных вакцин. Так что этот вывод — серьезный показатель, к которому стоит прислушаться. При этом надо учитывать, что среди этих трех процентов заболевание в большинстве случаев проходит в легкой форме. Я слышу иногда истории, что человек вакцинировался и ему было плохо, но я с такими случаями не сталкивался. Зато я знаю много случаев, когда люди не вакцинировались, заболели и поняли, что они были действительно неправы. И та ситуация, которая сейчас происходит в системе здравоохранения, та нагрузка, которая ложится на врачей, я это знаю, поскольку моя жена — врач. И я знаю ситуацию по коечному фонду. Так что шутить не стоит. Нужно как можно скорее и как можно большему количеству людей принять решение о прививке. Или ревакцинации, если уже прошло полгода с момента первой вакцины.

15

Про поиск инвесторов и, конечно же, про аквапарк

— Про оздоровление. Что можно спросить с главы, так это строительство объектов для оздоровления и спорта. Точно помню, что был у вас в презентации аквапарк. Наши читатели, мне кажется, уже годами спрашивают, будет ли у нас в городе такой объект.

— Во-первых, я хочу сказать, что я совершенно не ухожу от идеи с аквапарком. Я хотел бы, чтобы жители помнили эту мою идею и напоминали мне о ней, если они посчитают, что я об этом забыл. Такой проект имеет место быть. И есть определенные переговоры с потенциальными инвесторами. Они в разной степени реализации, но они идут. Что касается спортивных объектов, то мы, как и со сферой общественного транспорта, сейчас проводим исследование. Определяем потребности города в таких объектах, какие земельные участки могут быть для этого использованы, какого назначения, какую плату жители готовы вносить для посещения, какие требования к этим спортивным объектам. До конца ноября это исследование будет завершено. И мы будем ориентироваться на него.

Глава говорит, что может быть несколько путей, на какие деньги строить такие объекты. Это, по его мнению, надо делать по большей части не за бюджетные средства:

— Мы ищем профессиональных инвесторов, уже готовых строить объекты (в рамках государственного, частного партнерства или других механизмов) и ими управлять. У нас в этом году был введен гимнастический ФОК на Варавино-Фактория, и он пользуется большим успехом: там заполнение групп уже на 100 процентов. Запланировано строительство ледового ФОКа на Майской горке за средства бюджета. И в ланах строительство ФОКа с плавательным бассейном в рамках строительства 152 квартала, где инвестор взял на себя обязательство построить этот проект и потом передать его безвозмездно в пользование муниципалитету. Есть планы и по другим округам, сейчас проектируется легкоатлетический манеж в Соломбале. В планах проектирование плавательного бассейна в Соломбале. Развитие конного муниципального клуба. И, пользуясь возможностью выступить у вас на площадке, я обращаюсь ко всем потенциальным инвесторам, которые заинтересованы в строительстве спортивной инфраструктуры. Если у вас есть такой интерес, мы готовы помочь с поиском земельных участков.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления