На днях прошла прямая линия Владимира Путина, специально к которой из Архангельской области было направлено несколько видеообращений. Одно из них записали жители Сольвычегодска — оно касается переправы через реку и возможного строительства моста в этом месте. Но после съемки к ним приехали неизвестные люди «из органов» и изъяли снятое — кто именно это был, местные точно не могут сказать. В итоге ролик так и не показали на прямой линии, а проблема никуда не исчезла. Город-курорт, вошедший в «Серебряное ожерелье России», всё еще остается почти недоступным для бесплатного посещения.
«Приходится ночевать в Коряжме»
Сольвычегодск расположен в Котласском округе, на правом берегу Вычегды. Местным жителям для того, чтобы поехать в более крупные города Котлас и Коряжму, нужно пересечь реку через переправы. Сейчас, зимой, это делают по бесплатному ледовому пути, а с приходом тепла начинаются проблемы. Паромные переправы не устраивают сольвычегодцев своей ценой и неудобным временем работы.
Всего таких паромов два, оба обслуживают местные предприниматели. Один работает рядом с городом на переправе Сольвычегодск — Козьмино. Второй — примерно на 13 км дальше по берегу, это переправа 46 лесозавод — Макарово, на которой зимой заливают ледовую дорогу. Еще есть третий путь — рядом с Коряжмой работает понтонный мост от группы компаний «Илим», опять же платный.
— Бесплатного доступа в город как такового нет, — рассказала 29.RU местная жительница. — Понтоны платные, цены за переправу прыгают — уже 400 рублей за легковую машину в одну сторону. Для людей есть только три бесплатных рейса — в 08:00, 13:00 и 17:00. До наступления зимы паромы работали до 19 часов. Но если паводок или ледостав — бывает, что людей перевозят на катере, а о машинах речь уже не идет.
Три бесплатных рейса для людей к автобусу, по словам сольвычегодцев, не хватает для нормальной жизни. Кроме того, возникают сложности из-за ограниченной работы паромов. В пример они приводят ситуацию с медициной: в городе работает только поликлиника и скорая помощь, которая обслуживает также несколько деревень вниз по реке. Стационар, к которому прикреплены местные, находится в Коряжме.
— На все обследования мы ездим туда, и в стационар люди ходят тоже туда. Недавно у моей мамы был заказан холтер — в 8 утра мы должны были быть в Коряжме. При этом автобус выходит туда тоже в 8 утра. Соответственно, мы никак не успеваем. И обратно есть возможность не уехать. В итоге либо приходится ночевать где-то в Коряжме и потом возвращаться, или ехать туда еще с вечера и тоже где-то ночевать, — объясняет северянка.
«Мы тоже хотим ездить бесплатно!»
Жители Сольвычегодска уже два года добиваются, чтобы им сделали льготы на пароме. Не устраивает их и время работы: наступает 19 часов — и никто не может попасть на другой берег. После этого времени выезд, по их словам, только за баснословные деньги специального рейса.
По примеру жителей Шенкурска, сольвычегодцы обратили внимание на нацпроект «Безопасные качественные дороги». Теоретически по ней можно было бы добиться постройки моста до города через Вычегду.
Строительство моста обсуждали еще в 2012 году. Тогда о проблемах с переправами говорила глава Котласского района Светлана Бральнина. А в агентстве «Архангельскавтодор» заявили, что возможности привлечь средства федерального бюджета на тот момент не было. Кстати, местные предлагали депутатам еще один выход — сделать не мост, а канатную дорогу с фуникулерами, но эту тему никто не поддержал.
Для того чтобы обратить внимание на эту проблему, жители и решили записать видеоролик к прямой линии Путина. В тексте обращения горожане перечисляют, в чем ограничена их жизнь помимо медицины: им трудно добираться также до работы, учебы или соцслужб. Да и вообще местные не могут легко перемещаться даже к соседним населенным пунктам на другом берегу.
— На протяжении 100 км у нас нету бесплатной альтернативной переправы, — сообщают они. — Срочно поехать в другой город, на самолет или поезд в то время, когда не ходит паром, не получится — нужно ждать утра. Если по каким-то причинам не успел на последний паром, то вынужден остаться на другом берегу реки. В экстренных ситуациях приходится ждать от одного, а то и более часов, если вообще удастся дозвониться до паромщиков чтобы попасть на ту сторону. Есть множество случаев, когда люди погибали, не дожидаясь помощи!
Администрация Котласского округа, по словам жителей, отказывается от создания бесплатного проезда, ссылаясь на отсутствие денежных средств.
— [Чиновники] получают при этом заработную плату от 100 тысяч рублей и имеют бесплатный проезд через паромы [на служебных автомобилях], — возмущаются сольвычегодцы. — В то время как обычный человек зарабатывает 30 тысяч рублей и оплачивает из своего кармана около 1000 рублей, чтобы просто съездить в больницу. Это если есть свой автомобиль. Но ведь есть бабушки, для которых ехать в автобусе — целая мука. Им приходится нанимать такси, оплата которого составляет 1500 рублей в одну сторону, плюс оплата парома. Чем хуже обычные люди? Мы тоже хотим ездить бесплатно!
Решением проблемы активисты видят строительство автомобильного моста через реку: либо в районе Сольвычегодска, либо вблизи Коряжмы.
— Мост значительно облегчит жизнь на правом берегу реки Вычегда, а это Котласский, Красноборский, Верхнетоемский, Ленский районы, северная часть Пинежья, Воркута, Ухта, Усинск и даже Нарьян-Мар, — перечисляют они. — При наличии моста логистика любых видов товаров станет значительно быстрее и дешевле. Данный путь разгрузит автодороги средней полосы России. Мост будет способствовать развитию экономики, туризма и потенциала нашего города. Нам очень нужна федеральная программа по строительству новых мостов там, где это жизненно необходимо!
«Приехали, изъяли видеоролики»
Видеообращение с таким текстом решили снимать 5 ноября, прямо возле переправы, которая на тот момент еще работала. На берег Вычегды пришел в том числе городской совет ветеранов.
— Мы вкратце объяснили суть всего происходящего и рассказали, как нам необходима эта переправа, — рассказывает сольвычегодка. — Сняли дубля три и разошлись по домам. Хотели всё отредактировать и отправить вместе с Шенкурском на прямую линию. Но через два часа к нам приехали представители органов. Кто именно — в стрессе-то и не разберешь.
Якобы по заявлению, а от кого было заявление — мы не знаем. Изъяли видеоролики с обзором переправы, но само видеообращение осталось.
По словам женщины, неизвестные работники побывали у мужчины, который зачитывал текст, а также у оператора и председателя совета ветеранов. Кто именно это был — неизвестно. Один из активистов говорит, что собеседники не показывали ему никакие документы. А другой утверждает, что ему показывали удостоверение, но он не вчитывался.
— Мы пообщались в машине, — вспоминает один из активистов. — Меня спросили: «Что вы делали на берегу?» Я говорю: «Записывали видеообращение». Спрашивают: «А кто записывал?» Я говорю: «Ну ребята, тогда вы мне скажите, кто обратился к вам? Чего вы так быстро прилетели?» — «Мы не можем вам сказать». Говорю: «А я что нарушил?» Отвечают: «У вас нарушены требования организации митинга, вы не поставили в известность администрацию». Я говорю: «Это не митинг, у нас никаких транспарантов не было. Я зачитывал текст, а люди в стороне стояли». Всё это было под запись, был протокол.
Впрочем, как говорят сольвычегодцы, никаких проблем за этими разговорами для них не последовало.
В областном Следственном комитете уверили 29.RU, что никаких проверок в отношении жителей их сотрудники не ведут.
— В настоящее время у нас нет никаких проверок, — пояснили в пресс-службе ведомства. — [По поводу проблем с переправой] по результатам личного приема были написали письма в прокуратуру и в администрацию области. Если люди считают, что проблема актуальна, они могут писать какие угодно обращения. В настоящее время иск рассматривается в суде — прокуратура вышла в суд, чтобы переправа была бесплатной (позже прокуратура отозвала иск, и его заново подали местные жители - Прим. ред.).
В итоге местные жители в течение месяца боялись что-либо делать. После визитов неизвестных они долгое время не отправляли видео на пресс-конференцию и сделали это буквально накануне мероприятия. Ролик в прямом эфире так и не показали.
Льготы — только три раза в день
Прежде чем попробовать обратиться к президенту, сольвычегодцы направляли обращения к властям Архангельской области. В региональном Министерстве транспорта им ответили, что беспрепятственное движение через реку возложено на администрации муниципальных образований. Они, в свою очередь, могут включать в конкурсную документацию условия о предоставлении льготного или бесплатного проезда.
Глава Котласского округа Татьяна Сергеева в своем ответе утверждает, что тариф на перевозку транспортных средств устанавливается перевозчиком самостоятельно в зависимости от текущих затрат на перевозки.
— Администрация каждый год проводит мероприятия по организации и содержанию ледовой переправы 46 лесозавод — деревня Макарово. Проезд по ледовой переправе для населения бесплатный. А также предусмотрены денежные средства на организацию перевозки пассажиров на маршрутах Сольвычегодск — Козьмино и Сольвычегодск — Водолеиха. Для пассажиров три рейса в день бесплатно к автобусу, — поясняет она в ответе.
В областном правительстве также уточняют, что проблему уже рассматривали в суде:
— Вопрос обеспечения круглогодичного бесплатного проезда через Вычегду был предметом рассмотрения Архангельского областного суда, — пишет замглавы Минтранса Дмитрий Красавцев. — Принято решение об отсутствии обязанности «Архангельскавтодора» обеспечить беспрепятственное сообщение без взимания платы через реку Вычегда.
«Бездействия не допущено», «основания для принятия мер не имеется»
По словам жительницы Сольвычегодска, иск в суд по вопросу бесплатной переправы подавала прокуратура после их обращения. Для того чтобы обратить внимание на проблему, они собрали подписи у 1148 человек (копии документов есть в распоряжении 29.RU) и отправили их в ведомство. Прошло несколько заседаний, но на последнем иск был отозван. После этого в суд обратилась уже сама горожанка — заседание назначено на 19 декабря.
В Котласской межрайонной прокуратуре местным жителям сообщили, что административное исковое заявление было подано «о признании незаконным бездействия администрации Котласского округа, выразившееся в неприятии мер по организации бесплатного круглогодичного транспортного сообщения».
— Судебная коллегия пришла к выводу, что реализация полномочий не предполагает организацию исключительно за счет средств бюджета муниципального района предоставления транспортных услуг посредством паромной переправы всем частным транспортным средствам физических и юридических лиц. <…>, что незаконного бездействия при осуществлении полномочий по решению вопросов местного значения администрацией не допущено, — сообщают в ведомстве.
Также сольвычегодцам пришел ответ и из областной прокуратуры. В нем указывают, что транспортное сообщение между Котласом и Сольвычегодском осуществляется при помощи паромной переправы, обслуживание которой на платной основе осуществляется индивидуальным предпринимателем.
— Бесплатное транспортное сообщение между указанными населенными пунктами обеспечено по автодороге Котлас — Коряжма — Сыктывкар — Яренск — Сольвычегодск. Согласно сложившейся судебной практике, при наличии альтернативного бесплатного проезда по автодороге общего пользования взимание платы за перевозку паромными переправами правомерно и соответствует Федеральному закону, — указано в ответе.
По информации прокуратуры, подобные ситуации уже рассматривались в других районах Поморья, и в их удовлетворении было отказано.
— Областным судом сделан вывод, что понтонная переправа частью автомобильной дороги общего пользования не является, органы местного самоуправления не обязаны обеспечивать за счет бюджетных средств транспортные услуги посредством паромной переправы всем частным транспортным средствам физических и юридических лиц. С учетом сложившейся судебной практики в целом, а также практики региона основания для принятия мер прокурорского реагирования не имеется, — пояснили в прокуратуре.
Редакция 29.RU обратилась с официальным запросом в прокуратуру Архангельской области, чтобы подробнее узнать о поданном ими иске и рассмотрении его в суде. Информация будет опубликована на сайте позже.
Тем не менее сольвычегодцы после многочисленных ответов и нескольких лет неудач не намерены останавливаться — по их словам, мост им действительно очень нужен:
— У нас нет каких-то радикальных взглядов или лозунгов. Мы просто описали проблему и все вместе сказали: «Мы требуем мост!» Потому что он нам действительно необходим. Это будет наша дорога жизни, наша основная артерия, — объясняет один из активистов.