На маршруте № 5 в Архангельске начала работу ТК «Рико». В первые рабочие дни соцсети заполнились жалобами горожан. Автобусы стали ходить реже. Мы пообщались с Олегом Мишуковым, председателем Ассоциации автотранспортников Архангельской области. Спросили, как он относится к смене перевозчика на самом длинном маршруте в Архангельске. Далее — прямая речь
Отношение к тому, что большинство маршрутов Архангельска отдали «Рико», у меня изначально было категорически негативное по одной простой причине: они уменьшили количество автобусов.
Олег Мишуков — бывший заместитель министра транспорта Архангельской области (2015–2019). Был участником рабочей группы по подготовке доклада по проблемным вопросам в сфере пассажирских перевозок президенту РФ.
Именно эту проблему мы сейчас видим на 5-м маршруте. Люди жалуются на нехватку автобусов, на толкучку, на долгое ожидание. А ведь это один из самых протяженных и востребованных маршрутов в Архангельске.
На самом деле новый контракт на обслуживание маршрута № 5 вызывает очень много вопросов.
До 1 декабря 2024 года на маршруте было предусмотрено 310 рейсов в день. В период пандемии коронавируса перевозчик «Архтрансавто» предлагал городской администрации увеличить это число до 350 рейсов, чтобы не было толкучки. Ему отказали.
Что сделали с 1 декабря? Маршрут достался «Рико», и по контракту в будний день там предусмотрено 220 рейсов. То есть на 90 рейсов в день меньше, чем было.
«Рико» утверждают, что автобусы стали вместительнее. Если старые МАЗы вмещали в себя около 70 пассажиров, то в новые «ЛИАЗы» влезает около 110 пассажиров.
Но нельзя эти вещи сравнивать! Уменьшили количество маршрутов на 90 рейсов, и оправдывают это большей вместимостью автобусов. Но ведь это увеличило интервалы между автобусами.
Если таким образом рассуждать, то можно запустить несколько автобусов-гармошек, затолкать туда людей, как сельдь в бочку, и вообще количество маршрутов еще в два раза сократить.
Это абсолютно неправильный подход. Он вообще не подразумевает комфорт пассажиров.
Мало того, в выходные и праздничные дни у «Архтрансавто» также было 310 рейсов в день, а теперь администрация Архангельска считает, что людям в выходные дни никуда ездить не надо. Поэтому, в выходные «Рико» будет делать только 170 рейсов. Представляете? Это почти в два раза меньше автобусов.
Стоит понимать, что на практике количество рейсов еще меньше. Если мы посмотрим на официальную статистику региональной транспортной службы, то из-за поломок, ДТП и других причин: 2 декабря не было выполнено — 28 рейсов, 3 декабря — 15 рейсов, 4 декабря — 24 рейса, 5 декабря — 10 рейсов.
А ведь теперь за маршрут № 5 «Рико» будут платить из городского бюджета крупную сумму.
Помимо выручки с продажи билетов, перевозчик получает 167 рублей за каждый пройденный километр. Это сотни миллионов рублей!
Предыдущий перевозчик вообще не получал денег за километраж. Ему оставалась только выручка с билетов. При этом автобусов на маршрутах было больше.
Мы с ассоциацией автотранспортников Архангельской области будем обращаться в правоохранительные органы, чтобы на эти контракты обратили внимание.
Есть вопросы к компетентности и заинтересованности отдельных должностных лиц. Кажется, что кому-то выгодно, чтобы данная компания работала только на прибыль, забывая о комфорте и качестве пассажирских перевозок.
О том, как данная прибыль распределяется, я рассуждать не могу. Но хотелось бы, чтобы в этом разобрались.