На пресс-конференции с главой Северодвинска, посвященной итогам года, в том числе говорили про общественный транспорт. Игорь Арсентьев подробно ответил на вопрос журналиста 29.RU, не разочаровал ли его перевозчик «Рико» и как он оценивает его работу.
В 2024 году администрация Северодвинска заключила контракты на автобусные перевозки с компанией «Рико» более, чем на 5,4 миллиардов рублей. Перевозчик начал работу с 1 июля. В ноябре ФАС установило, что при проведении конкурсов на организацию транспортного сообщения власти города ограничили конкуренцию.
О спекуляции
По мнению Игоря Арсентьева, в 2024 году «некоторые силы» много спекулировали на тему заключения контрактов с «Рико».
— К сожалению, некоторыми условными лидерами общественного мнения навязывалась история, связанная с расторжением контракта с текущим перевозчиком. Ни к чему, кроме как к транспортному коллапсу в городе это не приведет. И все мы прекрасно понимаем, что с точки зрения организации автобусного сообщения в городе, где решаются наши государственные задачи, люди вовремя должны приезжать на работу, постановка таким образом вопроса абсолютно точно не должна стоять, — прокомментировал глава города.
К сожалению, никаких конструктивных предложений, адекватных, эти силы не предлагают, кроме как просто расторгнуть, выгнать и так далее.
Арсентьев отметил, что, кроме «Рико», в Северодвинске нет ни одного перевозчика, который мог бы одномоментно обеспечить автобусное сообщение:
— Поверьте мне, мы очень внимательно изучаем рынок транспортных перевозок не только в городе, но и в регионе. Нет таких сегодня перевозчиков в регионе.
Плюсы и минусы
Стало лучше или, наоборот, хуже — вопрос спорный, как сам подмечает глава города:
— Шероховатости в работе перевозчика были и есть и, наверное, будут. Несмотря на то, что мы корректируем работу, они обратную связь обеспечивают. Действительно был и остается дефицит водителей. Но этот дефицит был и у предыдущих перевозчиков, в летнее время была большая проблема с водителями.
Но, по словам Игоря Арсентьева, в работе «Рико» «есть не только плохое, но и хорошее»:
— Я могу сказать те положительные моменты, о которых никто ничего не говорит. Сегодня очень благодарны наши пожилые уважаемые жители города Северодвинска, поскольку они могут ездить на дачу на 40 рублей. Этого не было у предыдущих перевозчиков — минимум 70, максимум 120. А сегодня единый тариф по всему городу. Мы очень серьезно и внимательно относимся к расписанию маршрутов, которые касаются так или иначе дачников. Мы сохранили безусловную льготу «70 плюс». Мы сохранили льготу для школьников и студентов. Для города это непростая задача. Но это решение наше принципиальное.
Система контроля за перевозками, как отмечает Арсентьев, сегодня открыта и понятна:
— У нас, в отличие от предыдущих перевозчиков полностью контролируется подвижной состав. И региональная транспортная служба раз в месяц посуточно подтверждает объем транспортной работы. Сегодня транспортное сообщение полностью цифровизировано. У меня в телефоне все автобусы есть. Я вижу, где, когда мы ездили, сколько километров в течение суток, в течение смены каждый автобус проехал.
Никакого распоряжения об отмене контрактов не будет, если подрядчик, перевозчик будет свои обязательства выполнять. Замечания, к сожалению, есть и будут. Мы стараемся на них реагировать.
— Хотелось бы, конечно, чтобы не только негативные моменты автобусного сообщения в городе, но и позитивные правильно освещались, — продолжил он. — Мне бы тоже очень хотелось бы, чтобы у нас жители не только снимали автобусы, которые на красный свет ездят, но и автомобили, которые на красный свет ездят. Это происходит не раз и не два в течение дня.
Про историю с ФАС
Глава Северодвинска также счел нужным отдельно остановиться на нарушениях в проведении конкурсов, которые установила ФАС.
Какие нарушения нашла ФАС
По данным ФАС, во время проведения конкурса максимальное количество баллов присваивалось участнику с наибольшим количеством автобусов. Также ведомство установило, что заказчик не указал в описаниях объекта закупок обоснование о необходимости использования дополнительных характеристик автобусов.
— Все спекуляции, связанные с решением ФАС, они никоим образом не связаны с действующими контрактами с перевозчиком. У нас таких решений в течение года бывает очень много. Это нормальная история на крупных контрактах. Поверьте мне, любые крупные контракты всегда привлекают внимание других компаний в разном контексте. Не только с точки зрения желания исполнения, а с точки зрения привлечения внимания со стороны других участников. У нас очень часто жалуются в ФАС участники, которые даже не планируют участвовать в закупочных процедурах.
Арсентьев риторически спросил, почему «заинтересованные лица» не обратились в ФАС сразу после проведения закупки:
— Если бы решение ФАС состоялось до заключения муниципального контракта, поверьте мне, все бы изменения, которые трактует ФАС, были бы внесены своевременно.
«На пороховой бочке»: как было раньше
К слову о том, что «Рико» — московская компания, Арсентьев подметил, что в 2018 году в город зашел перевозчик из Санкт-Петербурга.
— Они сообща с перевозчиком из Северодвинска организовали автобусное сообщение вплоть до 30 июня 2024 года. <…> Перевозчиком может быть кто угодно. У нас два участника было [в последнем конкурсе] — Москва, Санкт-Петербург. Там не было местных перевозчиков, никто из них не изъявил желание поучаствовать. Почему? Потому что объем первоначальных вложений очень большой. Необходимо сразу предоставить городу 105 единиц техники. Никто не готов был это сделать.
Арсентьев также напомнил, что в январе 2023 года автобусными перевозками в городе начал заниматься архангельский перевозчик. Но он не справился.
— Абсолютно точно сорвал автобусное сообщение, начиная с первой рабочей недели января. И когда я обратился к местным перевозчикам с просьбой подхватить эти маршруты, первая фраза была: «Нам нужны субсидии».
Игорь Арсентьев говорит, что администрация шла навстречу к местным перевозчикам и выделяла деньги. Но система была неудобной.
— Сначала это было 11 миллионов рублей. Потом, когда мы с ними в очередной раз в июле 23 года сели за стол переговоров, эта цифра уже составляла практически 130 миллионов рублей. Путем переговоров мы эту цифру снизили до 77. Но каждый раз сидеть на пороховой бочке, заключать муниципальный контракты сроком на 2 месяца и каждые 2 месяца, даже каждый месяц садиться за стол переговоров с перевозчиками, обсуждать объем субсидий — история так себе. И помимо 77 миллионов рублей субсидий, которые мы заплатили из местного бюджета и которые при первичном планировании бюджета не были запланированы, об этом почему-то никто не говорит, у нас тариф поднялся по инициативе перевозчиков.
При этом претензий к ним у главы Северодвинска нет:
— Меня многие обвиняют, что я их выжил. Неправда. У меня прекрасные, нормальные, рабочие отношения со многими перевозчиками сложились.
Напомним, против контрактов властей Северодвинска с перевозчиком ТК «Рико» выступал бывший северодвинский депутат Сергей Илюхин*. По его мнению, условия заявок конкурса были сформулированы таким образом, чтобы победителем стала именно эта компания. Его исковое заявление в отношении администрации города дважды не приняли. Компания в ответ сообщала, что намерена разбираться с ним через суд и защищать свою деловую репутацию.
*признан иностранным агентом в 2024 году.