Горожане регулярно жалуются на качество пассажирских перевозок в Архангельске. Автобусы в час пик наполняются битком, на некоторых маршрутах их приходится долго ждать. Часто общественный транспорт попадает в аварии. Тем не менее перевозчики стараются модернизировать систему. Так, совсем недавно на маршрутах появились автобусы с валидаторами. Наш корреспондент Антон Данилов прокатился на общественном транспорте и оценил удобство этой технологии.
Валидатор — это терминал, который позволяет оплатить проезд без кондуктора. Сейчас на маршрутах Архангельска 33 таких автобуса. Они обслуживают маршруты № 7, 11, 23, 25, 31, 41, 54, 62, 63, 75Б, 75М, 76.
Я давно не ездил с работы на автобусе и решил провести эксперимент. Прокатился пару раз и, если честно, больше не хочу. Это какое-то унижение человеческого достоинства. Особенно новая для Архангельска система с валидаторами.
Сама задумка очень даже жизнеспособна. Системы такой оплаты давно работают в Москве, Питере и других городах России. Приложил карточку к терминалу и спокойно едешь. Без лишнего взаимодействия с кондуктором. Но в Архангельске, видимо, что-то пошло не так. То ли люди не готовы к инновациям, то ли реализация подкачала.
Валидаторы в наших автобусах поставили у передней двери. В узком проеме между кабиной водителя и высокой платформой с сиденьями. Этот проход рассчитан на одного человека и в спокойной дневной обстановке не создает никаких проблем. Но вот в час пик…
В час пик в этом «узком горлышке» начинаются бои без правил и натуральная давка. В первую мою поездку (на маршруте № 1) водитель запустил людей через центральную и переднюю двери одновременно. Два потока устремились навстречу друг другу и долго не могли решить, кто кому должен уступить. В итоге все просто толкались и протискивались, работая локтями. Довольно травмоопасно. Жалко обувь, на которую постоянно наступали, и содержимое рюкзака, на который давили.
Во время второй поездки (на маршруте № 76) водитель открыл только переднюю дверь. Как это и задумано. На улице образовалась целая очередь. Люди заходили по одному и оплачивали проезд. Валидатор срабатывал не сразу, каждому приходилось ждать секунд по 10. В центре салона дверь была закрыта, кому-то нужно было выходить. Люди нервничали. Водитель тоже. Он кричал по громкой связи, что «пока все не оплатят проезд, он никуда не поедет». Аргументировал это тем, что недавно ему выписали штраф за безбилетников.
Такая процедура происходила на каждой остановке. Поездка сильно затянулась. В автобусе чувствовалось напряжение. Людям и так тесно, а тут еще напор со стороны водителя и постоянное ожидание. Нервозность шофера я тоже прекрасно понимаю, мало того что нужно рулить осторожно, так еще и функции контролера выполнять приходится.
Домой я приехал злой, вспотевший, помятый и тоже нервный. На следующий день пошел с работы пешком. Дольше, зато для психики полезнее.
Для объективности проехался на автобусе еще и днем. Когда большинство людей на работе, в общественном транспорте комфортно. Получается, что валидаторы нормально работают, если не забивать автобусы пассажирами под завязку.
Что говорят в компании «Рико»
В «Рико» 29.RU сообщили, что валидаторы устанавливают только на маршрутах с низкой нагрузкой:
— Валидаторы устанавливаются на маршрутах с относительно небольшим пассажиропотоком, где отсутствуют кондукторы. На маршрутах с большим пассажиропотоком работа кондукторов обязательна, а оснащение автобусов стационарными терминалами идет в дополнение как одна из возможных опций для оплаты проезда.
Устройство располагают у передней двери для того, чтобы безбилетников было меньше:
— Валидаторы стоят у передней двери, чтобы водитель осуществлял контроль за входящими пассажирами, пока автобус стоит. Если поставить валидатор у средней двери, то проконтролировать добросовестность оплаты не представляется возможным. Существует много пассажиров, которые уклоняются от оплаты. В Москве за это предусмотрен штраф в размере 2000 рублей. В Архангельске таких штрафов нет.
В компанию уже поступали предложения установить устройства у средней двери, там, где пространства для пассажиров больше:
— Были вопросы о возможности установки второго валидатора у средней двери. Но пока нет никаких конкретных решений и ответить на эти вопросы мы не можем.
Представители «Рико» признают, что валидаторы работают медленнее, чем хотелось бы, но в скором времени это планируют исправить:
— У нас были жалобы на скорость валидаторов. За работу валидаторов отвечает компания «СберТройка» мы прорабатываем вопрос более корректной работы, чтобы процесс оплаты проходил быстрее. Чтобы не было толкучки при посадке через переднюю дверь.
В «СберТройке» корреспонденту 29.RU сообщили, что после новогодних выходных в 18 автобусах будет установлено сразу по три валидатора. Также ведется проработка бесчековой системы на 33 маршрутах Архангельска. Ситуация на контроле, компания делает всё возможное для улучшения ситуации. В «Рико» сообщили, что за безбилетников водителей не штрафуют.
Перевозчики поясняют, что многие пассажиры не понимают особенности работы новых устройств. Например, северяне часто требуют, чтобы им выдали бумажный билет:
— Если человек оплатил через валидатор, то он автоматически получает электронный билет, который привязан к номеру карты. Если что-то случится, например ДТП, этот билет всегда можно найти. Но многие люди жалуются, что им не выдают бумажный билет. Он в валидаторах не предусмотрен. Электронный билет гораздо надежнее — его как минимум невозможно потерять.
Как вам валидаторы?
Недавно в Архангельске прямо во время рейса умер водитель автобуса № 5 Сергей Титов. Незадолго до его гибели с ним подрался пьяный мужчина. В полиции сообщили, что причиной смерти стал инфаркт.
В начале декабря в Сети начали распространять информацию о возможном повышении стоимости проезда в автобусах Архангельска. Спросили у «Рико», городской и областной администраций, правда ли это.
Напомним, с конца прошлого года проезд стал стоить 40 рублей вместо 36. Тогда власти города объяснили, что индексация вызвана инфляцией и что после изменения тарифа перевозчик продолжит работу по улучшению качества обслуживания пассажиров.
В марте 2023 года в Архангельске с опозданием стартовала реформа общественного транспорта. Конкурсы на пассажирские перевозки выиграла фирма ООО «Транспортная компания „Рико“».
Недавно ТК «Рико» начала обслуживать еще один маршрут — № 5. Жители Архангельска практически ежедневно жалуются на его работу. Дело в том, что количество рейсов уменьшилось. Раньше по будням выходило около 312 рейсов, а теперь 220.