Архангелогородец Алексей Молоковский бывал в Арктике пять раз — все его вахты, когда он был сотрудником национального парка «Русская Арктика», проходили на архипелаге Земля Франца-Иосифа. Из каждой командировки он всегда привозил кадры удивительных мест, куда никогда не пустят обычных туристов. Мы попросили его показать нам эти снимки с ледяными просторами за полярным кругом, где ему посчастливилось побывать.
Как мы уже сказали, обычного туриста сюда не пустят, нашему собеседнику удалось тут побывать как сотруднику нацпарка.
— Эти пещеры не для посещений, туда вообще люди не ходят — это особо охраняемая природная территория, и она закрыта для посещения посторонних людей, — рассказывает он. — Туда ходить без проводника ни в коем случае нельзя. Я там был в качестве госинспектора, я занимался контролем и проверкой территорий.
Алексей рассказывает, что ледники формируются в течение очень большого количества лет, от наслоения влаги, которая оседает на холоде. И поэтому если посмотреть на разрезы и сколы ледника, то можно увидеть слои — совсем как годовые кольца у дерева.
— В своих работах я старался передать не красоту, а натуральность — то, насколько естественно и насколько мощно это выглядит. Вот фотография зоны образования айсбергов, где внизу идет маленький человек — это один из инспекторов нацпарка. На ней я пытался показать, насколько это огромная мощь пресной воды. Этот ледник называется купол Кропоткина в бухте Топографов. Время — апрель, на улице порядка -30 градусов.
Фотограф советует обратить внимание на яркие и чистые цвета ледника — голубой и бирюзовый. Это чистейшая пресная вода, просто замерзшая. Когда ледник сдвигается, края его обламываются, и части этого льда отправляются в плавание по океану — так получаются айсберги.
— Этот снимок был сделан на куполе Кропоткина перед визитом президента, — рассказывает Алексей. — Мы подготавливали место, чтобы показать ему ледники. Так что это одна из пещер, которую он посещал. На таких склонах ледника не за что зацепиться, нужно спускаться с альпинистским оборудованием. Либо, как дети, скатываться с горки. Снег идеально чистый — заодно и одежду постирать можно, катаясь.
Фотографии кристаллов были сделаны внутри ледника Лунного, в котором есть полое отверстие, ведущее к морю.
— То есть в эту трубу-пещеру проходил воздух, насыщенный солью, — объясняет фотограф. — Он замерзал в виде кристаллов, оседал на стенах и потолке пещеры, образуя вот такие причудливые формы.
— Ледник естественно подтаивает, — рассказывает Алексей. — По нему летом, когда бывает до +6, текут потоки воды, и они промывают такие пещеры. Ледник — структура живая, она постоянно двигается, шевелится. И эти пещеры изменяются в размерах. Та, которую мы проходили, была порядка 600 метров в длину.
По словам Алексея, только находясь рядом с такими огромными пространствами ледяного покрова, можно ощутить, как мал, по сравнению с ними, человек. Ну а их красоту хотя бы частично может передать фотография.