Страна и мир Прогулки по Арктике фоторепортаж Прогулки по Арктике. Брошенные самолеты и лайнер для туристов, — как менялась техника для Севера

Прогулки по Арктике. Брошенные самолеты и лайнер для туристов, — как менялась техника для Севера

Какой транспорт использовали в полярных широтах много лет назад и на чем передвигаются сегодня

Буксир ледокольного типа «Владимир Игнатюк» — практически маленький ледокол для доставки грузов

Фотограф Алексей Молоковский, не один год проработавший в Арктике, на Земле Франца-Иосифа, уже рассказывал 29.RU о гигантских ледниках, которые осматривал президент России, а также о красивых и опасных животных Севера — белых медведях, песцах и моржах. В новом выпуске «Прогулок по Арктике» он показывает уже не природу, а то, как человек работает и изучает Север, — на примере различного транспорта. Здесь и старинные машины, и современные ледоколы, самолеты и вездеходы, без которых за полярным кругом делать нечего.

Местами Земля Франца-Иосифа похожа на музей

Люди посещают острова Земли Франца-Иосифа долгое время, поэтому здесь можно встретить очень старые следы присутствия цивилизации. Например, деревянный транспорт.

— Это одна из деревянных лодок на острове Гукера, — рассказывает Алексей. — Такие использовали в 1930-е годы просто для передвижения по заливам. Скорее всего, их перевозили с материка уже готовые — здесь их собирать было бы накладно, а мастерить их прямо здесь, естественно, не из чего.

От старого буксира осталась только железная основа

На берегах островов можно встретить и более современную технику, которая уже стала просто металлоломом. Например, вот этот буксир.

— Эту фотографию я назвал «Страдалец», — говорит автор фото. — Этот старый буксир применялся для подвозки грузов во время разгрузки больших пароходов. Он сломался, затонул и так и остался лежать, будто музейный экспонат. Климат там такой, что период разложения бумаги или фанеры короткий, а воздух, насыщенный солью, быстро уничтожает железо, оно быстрее ржавеет. Вообще метал там гниет очень быстро.

А это старинный самолет, сразу и не догадаться

— Это скелет самолета, который находится на острове Гукера в бухте Тихая еще с 1930-х годов. В Арктике есть небольшое количество сломанных самолетов. Конкретно этот — сел, у него сломался двигатель, и его затем было просто сложно вывезти на материк. Есть те, которые разбивались, но никто не погибал. Раньше обшивку самолетов делали из фанеры и перкали, но они со временем сгнили, — объясняет Алексей.

Самолет посовременнее 

Еще один «экспонат» Арктики — останки самолета Ил-14. Его остов лежит еще с 50–60-х годов на острове Земля Александры.

Этот бульдозер использовался для перевозки грузов, а не для расчистки снега

На острове Гукера также есть вот такой ржавый бульдозер «Сталинец». Алексей рассказывает, что он остался еще с тех времен, когда в этом месте работала полярная станция, — она закрылась в 1955 году. С его помощью разгружали самолеты и корабли, возили различные грузы для жизни и научной деятельности полярников.

НАТИ-3 — автомобиль на гусеничном ходу

— А эта машина находилась на острове Рудольфа — это самый северный остров Восточного полушария, — вспоминает фотограф. — Она называется НАТИ-3. Очень редкий автомобиль: сзади вместо колес на нем использовались гусеницы. Остов этой машины с помощью вертолета погрузили на корабль, а затем доставили на континент, для того чтобы отреставрировать и поместить в музей в Санкт-Петербурге.

На таком транспорте ученые изучают северные острова 

От старинной техники — к современной. На подобных вездеходах ГТС уже долгое время ученые и исследователи перемещаются по северным островам. В одну такую машину помещается до восьми человек.

Иногда по пути на станцию можно встретить коренных местных жителей

Кстати, местные животные боятся отнюдь не весь транспорт. Этот кадр получился, когда медведи заинтересовались автомобилем.

— Я ехал на автомобиле УАЗ, и ко мне подошли три белых медведя, — говорит Алексей Молоковский. — Я их больше старался снимать на фоне природы, а этого сфотографировал из кабины, чтобы люди имели представление: когда ты передвигаешься по острову, медведи там ходят достаточно свободно.

Огромные ледоколы нужны, чтобы прокладывать путь остальным судам, — настолько толстый лед в Арктике

Естественно, чтобы добраться до Арктики и привезти туда ценные грузы, используется много судов. Например, ледокол «Капитан Драницын», после которого по океану могут проходить и другие.

Еще один кадр с «Капитаном Драницыным»
Грузовые суда длиннее ледоколов — чтобы вместить больше грузов

«Инженер Трубин» и «Инженер Плавинский» — суда ледового класса для транспортировки грузов.

На борту судна установлено несколько подъемных кранов
А так перевозят технику на острова с больших судов 
Пассажирский лайнер «Си Спирит»

— А это круизное судно, доставлявшее иностранных туристов из Норвегии, — «Си Спирит». Порт его приписки — на Багамских островах. А флаг России вывешен в знак уважения, так делается, когда судно заходит в воды другого государства, — объясняет Алексей.

Еще один путь для доставки грузов — самолетами. Как на этом Ил-76

Грузы для исследователей Севера перевозят не только по воде, но и по воздуху. Вот транспортный Ил-76 садится на ледовый аэродром на Земле Франца-Иосифа, который действует только зимой.

Бочки вертолет переносит в специальной «авоське»

Небольшие грузы могут переносить и с помощью вертолетов Ми-8. Вот один из них работает на острове Гукера — летом он доставлял грузы с борта судна «Михаил Сомов».

Без современной техники на Севере — никуда! 
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления