13 апреля вторник
СЕЙЧАС +10°С

Прогулки по Арктике. Брошенные самолеты и лайнер для туристов, — как менялась техника для Севера

Какой транспорт использовали в полярных широтах много лет назад и на чем передвигаются сегодня

Поделиться

Буксир ледокольного типа «Владимир <nobr class="_">Игнатюк» —</nobr> практически маленький ледокол для доставки грузов

Буксир ледокольного типа «Владимир Игнатюк» — практически маленький ледокол для доставки грузов

Поделиться

Фотограф из Архангельска показал, какая техника работает на Земле Франца-Иосифа

Фотограф Алексей Молоковский, не один год проработавший в Арктике, на Земле Франца-Иосифа, уже рассказывал 29.RU о гигантских ледниках, которые осматривал президент России, а также о красивых и опасных животных Севера — белых медведях, песцах и моржах. В новом выпуске «Прогулок по Арктике» он показывает уже не природу, а то, как человек работает и изучает Север, — на примере различного транспорта. Здесь и старинные машины, и современные ледоколы, самолеты и вездеходы, без которых за полярным кругом делать нечего.

Местами Земля Франца-Иосифа похожа на музей

Местами Земля Франца-Иосифа похожа на музей

Поделиться

Люди посещают острова Земли Франца-Иосифа долгое время, поэтому здесь можно встретить очень старые следы присутствия цивилизации. Например, деревянный транспорт.

— Это одна из деревянных лодок на острове Гукера, — рассказывает Алексей. — Такие использовали в 1930-е годы просто для передвижения по заливам. Скорее всего, их перевозили с материка уже готовые — здесь их собирать было бы накладно, а мастерить их прямо здесь, естественно, не из чего.

От старого буксира осталась только железная основа

От старого буксира осталась только железная основа

Поделиться

На берегах островов можно встретить и более современную технику, которая уже стала просто металлоломом. Например, вот этот буксир.

— Эту фотографию я назвал «Страдалец», — говорит автор фото. — Этот старый буксир применялся для подвозки грузов во время разгрузки больших пароходов. Он сломался, затонул и так и остался лежать, будто музейный экспонат. Климат там такой, что период разложения бумаги или фанеры короткий, а воздух, насыщенный солью, быстро уничтожает железо, оно быстрее ржавеет. Вообще метал там гниет очень быстро.

А это старинный самолет, сразу и не догадаться

А это старинный самолет, сразу и не догадаться

Поделиться

— Это скелет самолета, который находится на острове Гукера в бухте Тихая еще с 1930-х годов. В Арктике есть небольшое количество сломанных самолетов. Конкретно этот — сел, у него сломался двигатель, и его затем было просто сложно вывезти на материк. Есть те, которые разбивались, но никто не погибал. Раньше обшивку самолетов делали из фанеры и перкали, но они со временем сгнили, — объясняет Алексей.

Самолет посовременнее&nbsp;

Самолет посовременнее 

Поделиться

Еще один «экспонат» Арктики — останки самолета Ил-14. Его остов лежит еще с 50–60-х годов на острове Земля Александры.

Этот бульдозер использовался для перевозки грузов, а не для расчистки снега

Этот бульдозер использовался для перевозки грузов, а не для расчистки снега

Поделиться

На острове Гукера также есть вот такой ржавый бульдозер «Сталинец». Алексей рассказывает, что он остался еще с тех времен, когда в этом месте работала полярная станция, — она закрылась в 1955 году. С его помощью разгружали самолеты и корабли, возили различные грузы для жизни и научной деятельности полярников.

НАТИ-3 — автомобиль на гусеничном ходу

НАТИ-3 — автомобиль на гусеничном ходу

Поделиться

— А эта машина находилась на острове Рудольфа — это самый северный остров Восточного полушария, — вспоминает фотограф. — Она называется НАТИ-3. Очень редкий автомобиль: сзади вместо колес на нем использовались гусеницы. Остов этой машины с помощью вертолета погрузили на корабль, а затем доставили на континент, для того чтобы отреставрировать и поместить в музей в Санкт-Петербурге.

На таком транспорте ученые изучают северные острова&nbsp;

На таком транспорте ученые изучают северные острова 

Поделиться

От старинной техники — к современной. На подобных вездеходах ГТС уже долгое время ученые и исследователи перемещаются по северным островам. В одну такую машину помещается до восьми человек.

Иногда по пути на станцию можно встретить коренных местных жителей

Иногда по пути на станцию можно встретить коренных местных жителей

Поделиться

Кстати, местные животные боятся отнюдь не весь транспорт. Этот кадр получился, когда медведи заинтересовались автомобилем.

— Я ехал на автомобиле УАЗ, и ко мне подошли три белых медведя, — говорит Алексей Молоковский. — Я их больше старался снимать на фоне природы, а этого сфотографировал из кабины, чтобы люди имели представление: когда ты передвигаешься по острову, медведи там ходят достаточно свободно.

Огромные ледоколы нужны, чтобы прокладывать путь остальным судам, — настолько толстый лед в Арктике

Огромные ледоколы нужны, чтобы прокладывать путь остальным судам, — настолько толстый лед в Арктике

Поделиться

Естественно, чтобы добраться до Арктики и привезти туда ценные грузы, используется много судов. Например, ледокол «Капитан Драницын», после которого по океану могут проходить и другие.

Еще один кадр с «Капитаном Драницыным»

Еще один кадр с «Капитаном Драницыным»

Поделиться

Грузовые суда длиннее ледоколов&nbsp;— чтобы вместить больше грузов

Грузовые суда длиннее ледоколов — чтобы вместить больше грузов

Поделиться

«Инженер Трубин» и «Инженер Плавинский» — суда ледового класса для транспортировки грузов.

На борту судна установлено несколько подъемных кранов

На борту судна установлено несколько подъемных кранов

Поделиться

А так перевозят технику на острова с больших судов&nbsp;

А так перевозят технику на острова с больших судов 

Поделиться

Пассажирский лайнер&nbsp;«Си Спирит»

Пассажирский лайнер «Си Спирит»

Поделиться

— А это круизное судно, доставлявшее иностранных туристов из Норвегии, — «Си Спирит». Порт его приписки — на Багамских островах. А флаг России вывешен в знак уважения, так делается, когда судно заходит в воды другого государства, — объясняет Алексей.

Еще один путь для доставки грузов — самолетами. Как на этом <nobr class="_">Ил-76</nobr>

Еще один путь для доставки грузов — самолетами. Как на этом Ил-76

Поделиться

Грузы для исследователей Севера перевозят не только по воде, но и по воздуху. Вот транспортный Ил-76 садится на ледовый аэродром на Земле Франца-Иосифа, который действует только зимой.

Бочки вертолет переносит в специальной «авоське»

Бочки вертолет переносит в специальной «авоське»

Поделиться

Небольшие грузы могут переносить и с помощью вертолетов Ми-8. Вот один из них работает на острове Гукера — летом он доставлял грузы с борта судна «Михаил Сомов».

Без современной техники на Севере — никуда!&nbsp;

Без современной техники на Севере — никуда! 

Поделиться

По теме (15)

оцените материал

  • ЛАЙК53
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ1
  • ГНЕВ2
  • ПЕЧАЛЬ1

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...