Архангелогородка Наталия Ракутина из тех людей, которых не останавливают границы стран. В Архангельске она живет и обучает рисованию, а в отпуске ездит по всему свету и погружается в глубины морей. Благодаря этому хобби она воплотила свою большую мечту — поплавать вместе с китами. В рисунках эта сторона жизни Наталии тоже проявляется: в своем профиле Instagram она так и подписана: «Подводная художница». Она рассказала 29.RU, почему ей нравится погружаться на глубину и какие разные характеры у морских животных.
«Хочется посмотреть, что там»
Наталия рисует всю свою жизнь, а сейчас еще и обучает этому других — в студии ArtON. А вот любовь к воде и погружениям возникла у нее только после 20 лет. Она вспоминает, что раньше не очень любила плавать: в бассейне, например, ей было откровенно скучно. Но когда она поняла, что любит находиться под водой, всё изменилось.
— После университета, году в 2013-м, я первый раз выехала за границу и поняла, что мирок-то шире, чем Архангельская область, — рассказывает Наталия. — Вначале был Египет — стандартное путевочное путешествие, просто для отдыха. Там я впервые увидела достаточно прозрачное море и рыб в нём. А задумываться о погружении в воду я начала, когда впервые съездила в Исландию в 2015 году. Там есть разлом между тектоническими плитами, который называется Сильфра. Это место с одной из самых лучших видимостей в воде. Но так как туда нельзя было погрузиться без сертификата дайвера, я пошла учиться этому. В голове у меня осела мысль: хочется посмотреть, что там.
Примерно в то же время Наталия наткнулась в интернете на фотографию, на которой был кит, а рядом с ним — маленький дайвер.
— Меня тогда осенило: этот человек, он ведь вот так и живет! — вспоминает она. — Для него это работа — погружаться с морскими млекопитающими, смотреть на них, изучать... В мою картину мира это вообще не укладывалось, это показалось чем-то нереальным. Эта картинка мне очень в душу запала. Но я не знаю ни одного человека из Архангельска, который бы погружался. У нас есть один дайвинг-центр, а вот фридайвинг не очень развит. У нас, видимо, слишком холодно для этого. Поэтому, чтобы сдавать на сертификаты, мне приходилось ездить в Москву и Питер.
Уже с сертификатом в руках Наталия вернулась в заворожившую ее Исландию снова — и тогда уже погрузилась в Сильфру. Так и затянула подводная жизнь.
«Синие киты идут вперед, как поезд»
После нескольких погружений в разных морях Наталия поняла, что постоянно нырять с баллонами за спиной ей не очень удобно. С китами, о чем мечтала девушка, так поплавать не получится — с ними ныряют при задержке дыхания: набирают в легкие воздуха и уходят на глубину. Поэтому решено было получить еще и сертификат фридайвера.
Впервые поплавать с китами нашей героине удалось на острове Тимор, который расположен чуть выше Австралии.
— До этого я считала, что ты просто видишь кита, погружаешься и плаваешь там с ним. На деле, естественно, всё по-другому. Это были синие киты, которые не обращают внимания на людей — идут вперед, как поезд, и всё. Мы должны были вычислить его траекторию: он же уходит под воду на 10 минут, а где вынырнет, неизвестно. Причем если он вертикально хвостом ушел, значит, это надолго, можно не искать. Если плавно ушел, значит, где-то вынырнет. И вот ты должен угадать, в каком месте это произойдет, поставить поперек лодку и прыгнуть. И не факт еще, что ты увидишь кита.
Наталии повезло: тогда, в первый же раз, киты появились, и она увидела их вблизи. По ее словам, сначала даже трудно осознать, что такая громада перед тобой — это живое существо.
— Головой ты понимаешь, что кит большой. Но когда ты видишь его вблизи, ты его даже взглядом охватить не можешь. Сперва видишь морду, потом корпус, а потом долго ждешь, когда появится хвост. При этом киты хоть и огромные, но спокойные. От них не ощущается никакой агрессии, никаких негативных вибраций. Вот кашалоты более агрессивные — они охотятся на кальмаров, а если их напугать, они могут резко повернуться на тебя, но как таковой агрессии от них нет. Если кит задевает хвостом, то он это делает очень плавно. Однажды кит прошел максимально близко от меня, но не задел. Они такие, деликатные ребятки.
Потом, уже в России, Наталия поплавала вместе с гренландскими китами на Шантарских островах. В местную бухту Врангеля часто приходят киты — там они прячутся от косаток. Наталия надеется увидеть и другие виды этих животных в новых для себя морях и океанах.
«Если акула подплывет, отодвинь рукой»
Собеседница 29.RU говорит, что ей сложно выделить самые лучшие места для погружения: везде можно получить совершенно разные эмоции. Всё зависит в первую очередь от прозрачности воды. Если ориентироваться на этот критерий, то Наталии интересно плавать и в российских светлых озерах. За последние несколько лет она ныряла также в Египте, Греции, странах Европы и в Африке.
— Везде можно найти какой-то свой кайф, — говорит она. — Есть одно место, куда я очень хочу, и жду, когда откроют границы. Это королевство Тонга, оно недалеко от Австралии, и там плавают горбатые киты. Они самые коммуникабельные из всех китов — их малыши могут подплыть к тебе просто из любопытства. Королевство Тонга называют даже «китовый детский сад»: в их воды приходят самки с малышами и какое-то время там живут. С ними можно поплавать, но не так, как с синим китом, а просто погрузиться в воду и дрейфовать на месте.
С другими обитателями морей, акулами, Наталия вообще не планировала встречаться. Но и такое случалось. Впервые она увидела их вживую на Тиморе, еще когда плохо умела нырять. Когда вся группа дайверов уже выходила на берег, а Наталия еще была в воде, две рифовые акулы прошли в двух метрах от нее. По словам девушки, к берегу она плыла уже спиной вперед.
А в ЮАР архангелогородку спросили, поедет ли она плавать с акулами. И Наталия легко согласилась. Она думала, что ее будут опускать к рыбам в клетке, но выяснилось: всё пройдет без нее.
— Спрашиваю у местного гида: «Они вообще опасные?» — вспоминает она. — Да нет, говорит, дружелюбные. Весь инструктаж у нас состоял из фразы «Если она подплывает к тебе близко, просто отодвинь ее рукой». Мы встретили тогда двух голубых акул. Вообще они похожи на гигантскую сельдь — длинные, и с ними не страшно плавать. Но первой к нам подошла акула-мако, а она считается самой быстрой и самой опасной для человека. Но, конечно, она чертовски красивая, немного похожа на белую акулу. Сперва было страшно, но потом понимаешь, что у нее нет цели тебя съесть: она просто кружит вокруг, осматривается, ловит какую-то рыбку мелкую и поглядывает на тебя. С тех пор я не то чтобы полюбила акул или хотела бы с ними еще поплавать, но отношение к ним поменялось. Напряжение рядом с ними очень сильное. С китами — полный релакс, а с акулами ты думаешь: «Так, а когда я на лодку вернусь?»
Еще одна мечта Наталии — поплавать со скатами-мантами. Иногда они даже появляются на ее рисунках.
— У мант в процессе эволюции пропал шип на хвосте, который есть у других видов скатов, — объясняет девушка. — Они могут собираться большими стаями. Размах их крыльев достигает 6 метров — достаточно огромные, но от них веет спокойствием, как и от китов. Есть заповедник на Мальдивах, где они плавают, и где-то в Мексике. Думаю, что еще увижу их.
«Будешь паниковать — быстрее закончится кислород»
Любимый цвет Наталии — синий. И это видно по ее профилю в Instagram. Она говорит, что кораллы и цветное красивое дно морей ей были интересны только при первых погружениях. Сейчас уже хочется больше наблюдать рыб и морских животных.
— Когда погружаешься глубоко, то все оттенки уходят — красный там, — делится Наталия. — Солнца туда мало поступает. Какие бы кораллы ни были яркие, они всё равно теряют цвет. Мне и рисовать больше нравится эту природную мощь. Нравится эта синяя бездна, ощущение глубины. Хотя в первый раз она меня очень напугала, конечно. Меня выбросили с лодки в воду, а я же не вижу, что там происходит, — вдруг сейчас оттуда кто-то вынырнет и меня заберет! Не то чтобы у меня были страх и паника, но был такой испуганный азарт. Но когда расслабишься, выдохнешь и смотришь, как солнечные лучи проходят сквозь толщу воды… Я зависла и начала смотреть просто в никуда.
Самый кайф, по признанию Наталии, можно словить на нейтральной плавучести — это место, где можно плыть как в невесомости. Состояние в этот момент даже называют «гидрокосмос».
— По физиологии ты до 10–15 метров в глубину будешь всплывать — тебя просто выталкивает. Ниже, наоборот, будешь тонуть. А где-то в середине ты зависаешь и паришь, можешь полностью расслабиться. Это как полет, только руками машешь. Кстати, с дайвингом ты можешь так сделать на любой глубине — нужно просто добавить или убавить кислорода.
Самая большая глубина, на которую погружалась Наталия без баллонов с воздухом, — 22,3 метра. Раньше она сама удивлялась, как можно уйти под воду на одном вдохе. Теперь же, будучи опытной в этом, говорит, что такие погружения затягивают.
— Когда я обучалась, у нас на тросе, по которому мы спускались, были отметки: «5 м», «10 м» и так далее, — вспоминает героиня. — И когда ты смотришь на это, то становится очень волнительно: ты понимаешь, что пять метров — это уже достаточно много, и начинаешь немного паниковать. Когда я перестала на них смотреть и мне надели часы, которыми меряют глубину, я успокоилась. А еще на глубине очень хорошо разговаривать с собой. Я бы хотела еще погружаться по тросу — это лучше психолога, наверное.
Тем, кто заинтересовался плаванием с китами, Наталия советует начать с малого — научиться плавать. А вот чтобы погружаться, лучше обратиться к специалистам, например в дайвинг-центры Москвы или Петербурга: там сейчас много школ.
— В плавании с китами ничего сложного нет, — говорит Наталия Ракутина. — Можно просто висеть на поверхности воды, это любой может делать, главное — желание. А при подводном плавании нужно научиться заныривать. Мне кажется, это можно изучить и самостоятельно, и сдать где-то на сертификат. Это не проблема, если не искать этого в Архангельске.
А вы когда-нибудь погружались под воду, чтобы изучить мир морских обитателей?