Первый заместитель гендиректора холдинга VK Владимир Габриелян и директор по закупкам Сергей Мерзляков погибли «в ходе трагического происшествия». Собираем всё, что известно о трагедии вблизи села Шойна.
Топ-менеджеры VK Владимир Габриелян и Сергей Мерзляков погибли в Ненецком автономном округе. Об этом сообщила пресс-служба компании сегодня, 7 июня.
— Сегодня утром стало известно, что Владимир Габриелян и Сергей Мерзляков погибли в результате трагического происшествия. Мы скорбим вместе с родными, близкими и друзьями. Владимир и Сергей навсегда останутся частью нашей команды, — привели слова пресс-службы в РБК.
Жена Габриеляна и его друг выбрались на берег, но сам Владимир и еще один человек — нет. В управлении МЧС округа информацию официально еще не подтвердили.
Накануне, 6 июня, стало известно, что Габриелян и его знакомый — директор по закупкам VK Сергей Мерзляков — пропали после опрокидывания вездеходов около села Шойна — об этом на своей странице во «ВКонтакте» рассказали в Союзе оленеводов НАО.
— Два вездехода фирмы «Шерп» передвигались по побережью Белого моря в сторону мыса Канин Нос, <...> переходя реку Бугряница, оба вездехода перевернулись, их потащило в море, — приводит сообщение от МЧС «Фонтанка».
Два человека, включая супругу Габриеляна, выбрались на берег. Телеграм-канал Baza опубликовал рассказ о случившемся от второго спасшегося — Сергея Ольсевича. По его словам, он вместе с женой Габриеляна ехал на одном из вездеходов, они пересекали реку Большой Бугрянец. Габриелян ехал впереди вместе с Мерзляковым и предупредил Ольсевича, что река опасная, но двигаться вперед можно.
После случившегося Ольсевич и жена Габриеляна около пяти часов пытались связаться по радиостанции с первым вездеходом, но никто не выходил на связь.
— Телефон спутниковый затонул. Несколько часов мы звали ребят. Носимая радиостанция работала, но на связь никто не выходил, — рассказал Сергей Ольсевич «Базе».
Им пришлось пройти 25 километров, чтобы вернуться к селу. Спасатели начали поиски топ-менеджера VK спустя 12 часов после исчезновения — место, где пропал вездеход, считается труднодоступным, поэтому в МЧС ждали рассвета.
Владимир Габриелян с женой и друзьями путешествовали на вездеходах у Белого моря, решили перебраться через реку, но вездеходы перевернулись. Двум людям из группы удалось спастись. Им помогли местные жители. Как это произошло, рассказал волонтер отряда «ЛизаАлерт».
На помощь группе выехали жители села Шойна из оленеводческой династии Николай и Петр Канюковы. Они вышли на своей лодке в Белое море через 15 минут после звонка от волонтера.
— Сигнал о бедствии поступил от волонтерского отряда «ЛизаАлерт». Так как я являюсь представителем этого отряда, я сразу объявил тревогу, заявил в МЧС и нашел отца и сына Канюковых. Они, не спрашивая, не задавая лишних вопросов, очень оперативно двинулись на помощь. А МЧС пока собиралось, пока согласовывало… Канюковы сразу выехали, спасли двух людей, которые нуждались в помощи, — рассказал Владислав Выучейский, представитель волонтерского спасательного отряда «ЛизаАлерт» по Ненецкому автономному округу.
Владислав уточнил, что, когда они получили сигнал о происшествии, они не знали, что люди, попавшие в беду, чем-то знамениты.
На каких вездеходах были туристы
Туристы были на двух вездеходах «Шерп». «Шерп» — дорогостоящий вездеход-амфибия на шинах сверхнизкого давления. Мы как-то делали материал об инженере из Северодвинска, который собрал аналог «Шерпа» и как раз говорил о том, что техника предназначена для экстремального передвижения по убитой дороге, ухабам, песку, мху и ямам, — поэтому им интересуются в первую очередь рыбаки и охотники.
Только что нам сообщили в Следственном комитете региона, что нашли два тела, будут устанавливать личности. Большая вероятность, что это Габриелян и Мерзляков.
Заявление следкома
Следком региона сделал официальное заявление:
— По предварительным данным, трое мужчин и супруга одного из них на двух вездеходах передвигались по побережью Белого моря в сторону мыса Канин Нос в Ненецком автономном округе. Во время перехода через реку транспортные средства перевернулись, и их течением отнесло в море. Мужчине и женщине удалось спастись, они пешком вышли к оленеводам и обратились за помощью. После поступления информации об исчезновении двух мужчин незамедлительно были организованы поисковые мероприятия, которые осложнялись удаленностью и отсутствием связи на месте происшествия. Сегодня тела погибших на вертолете доставят в город Нарьян-Мар, где будет проведено опознание и судебно-медицинская экспертиза для установления причины смерти погибших.
По данному факту следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу проводится доследственная проверка.
Следствию предстоит установить обстоятельства происшествия и по результатам проверки принять процессуальное решение.
МЧС не комментирует
На 10:40 в МЧС по Ненецкому автономному округу ситуацию официально так и не прокомментировали.
Редакция 29.RU несколько раз обращалась в ведомство, но там ответили, что не дают комментариев о происшествии. Последняя новость на сайте ведомства вышла сегодня в 09:00. Управление МЧС по НАО сообщило, что у них открыты вакансии.
Информацию о гибели туристов уже подтвердили в Следственном комитете.
Биография Владимира Габриеляна
4 июля Владимиру Габриеляну должно было исполниться 40 лет. Окончил Московский государственный областной университет по специальности «менеджмент организации». С 1996 года работал сисадмином и веб-разработчиком. В 2001 году устроился в Mail.ru на должность Unix-разработчика. В 2003 году Габриелян возглавил разработку и техподдержку почтового сервиса.
С 2005 года Владимир Габриелян занимал должность вице-президента и технического директора Mail.ru Group. В 2019 году стал первым заместителем гендиректора VK. В марте 2022 года Габриелян вошел в совет директоров компании.
Почему мог перевернуться транспорт
У бывалого водителя вездехода мы спросили, почему мог опрокинуться на бок «Шерп», который изначально создан для экстремальной трассы, и в том числе по воде. Во время перехода через реку транспортные средства перевернулись, и их течением отнесло в море.
— Причин мы, конечно, не знаем, но, думаю, дело в сильном боковом течении. На бок положило. И всё, людям уже оттуда просто не выбраться. Я бы не сказал, что вездеход не предназначен для такой трассы, всё зависит от водителя. Есть ощущение, что это были не очень опытные водители. Просто взяли и поехали. Они же двигались в сторону мыса Канин Нос, туда же неоднократно все ездили на вездеходах в экспедиции. И всё было нормально. Один обычно переезжает и на лебедке другого перетаскивает. А так они, видимо, нырнули в воду, и боковым течением их хлопнуло. Всё. Перевернуло. Я вижу, что в соцсетях пишут про «хваленый "Шерп"», но дело не в нём, а в том, кто за рулем. Можно было вдоль течения как-то проплыть, изучить местность. Найти помельче местность. Это же открытая, многими освоенная территория. И многие поедут туда снова. Поэтому всё, что я могу, это посоветовать быть осторожным. У таких вездеходов в принципе ставится лебедка, и кто-то один переходит на другую сторону. Ну и важно не перегружать вездеход. Иногда туристы на крышу и багажник всего нагрузят... Центр тяжести поднимается вверх, и всё. Вездеход сразу кувыркается. А если у человека еще паника, он просто не выберется. Так что да, боковым течением могло влегкую.
При этом Владимир Габриелян не раз выкладывал в открытый доступ фото и видео, как они путешествуют на вездеходах, и складывается впечатление, что он имел довольно хороший опыт управления транспортным средством.
— Значит, все-таки течение не просчитали. Или не нашли подходяще место помельче для переправы. Я лично сам переплывал много раз, и всё было нормально. Но боковое течение — опасная штука, надо быть готовым к этому. Но у меня и лебедка есть трехтонная. На экстремальные случаи. Несет по течению как лодку, а потом вытягиваюсь на лебедке. Я советую всем оценивать ситуацию серьезно, местность, глубину, скорость течения. Если колеса не будут доставать до дна, вездеход просто под себя поднырнет. Я бы центр тяжести, перебираясь через такую реку, сместил — сгрузил всё вниз. Там ведь, кроме двигателя, нет центра тяжести. Так что подвернуть и может.
Опыт управления вездеходами: видео
Вот еще несколько видео, по которым можно судить об опыте управления вездеходами. Их разместил в открытом доступе Владимир Габриелян.
Официальные туроператоры НАО сообщили, что не работали с группой
Можно предположить, что туристы путешествовали самостоятельно.
В администрации НАО 29.RU сообщили, что в округе всего два официальных туроператора и оба они не организовывали тур для группы Владимира Габриеляна.