Страна и мир карточки От шаланд до ледоколов: изучаем, что за суда стоят в порту Архангельска

От шаланд до ледоколов: изучаем, что за суда стоят в порту Архангельска

Давайте познакомимся с «обитателями» Северной Двины, которых вы порой даже не замечаете

В Архангельске находятся сразу несколько ледоколов. Выделяете их среди других?

Суда на Северной Двине — часть привычного пейзажа для любого архангелогородца. Вы часто ходите мимо, даже не замечая их. Что ж, хотим исправить ситуацию и познакомить вас с ними поближе. В этом июне в порту Архангельска стоят ледоколы, грузовые теплоходы, лесовозы и шаланды. Узнали, когда и где они построены, а также кому принадлежат.

  1. Научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов»
  2. Ледокол «Тор»
  3. Ледокол «Капитан Евдокимов»
  4. Землесос «Беломорский»
  5. Грузовое судно «Ермак»
  6. Грузовой теплоход «Никифор Бегичев»
  7. Две «Териберки» (теплоход и шаланда) 
  8. Ледокол «Диксон»
  9. Лесовоз «Механик Красковский»
  10. Научно-исследовательское судно «Иван Петров»
  11. Шаланда «Чижовка»
  12. Шаланда «Лапоминка»
  13. Лесовоз «Механик Ярцев»
1

Научно-исследовательское судно «Профессор Молчанов»

Сейчас в порту судна уже нет

«Профессора Молчанова» знают многие горожане — хотя бы из новостей. Это на нём ходят в экспедиции участники «Арктического плавучего университета». Кстати, как раз на днях, в пятницу, началась новая экспедиция, так что прямо сейчас в порту Архангельска судно уже не увидеть.

Оно построено в Финляндии в 1982 году по заказу СССР. В 1983–1991 годах занималось научными исследованиями в полярных широтах, совершило 34 похода под советским флагом, включая 3 глобальные гидрологические экспедиции. В 1997 году Мурманское УГМС сдало «Профессора Молчанова» в аренду кипрской компании. Вместо изучения арктических широт и передачи сведений о состоянии погоды судно совершало круизы с норвежскими туристами. В 2001 году судно модернизировали.

В 2012 году мурманская прокуратура передала в суд уголовное дело о превышении должностных полномочий в отношении начальника регионального управления по гидрометеорологии Анатолия Семенова. Как выяснилось, судно сдавали в аренду незаконно, не имея на это права. Вырученные средства передавались не в федеральный бюджет, а на счета Мурманского УГМС, деньги Семенов потратил по своему усмотрению, нанеся федеральному бюджету ущерб свыше 80 миллионов рублей. Семенова приговорили к 3 годам условно.

Еще когда уголовное дело только возбудили, «Профессора Молчанова» передали Северному УГМС: порт прописки сменился с Мурманска на Архангельск. На борту восстановили необходимое для исследований оборудование. Наконец судно стали использовать по назначению — 5 августа 2011 года оно отправилось в 45-дневную экспедицию проекта «По следам поморов» из Архангельска до острова Врангеля и обратно.

Еще один случай, связанный с «Профессором Молчановым», произошел в декабре 2016 года. Вечером внедорожник «Грейт-Волл-Ховер» выехал с Хабарки в направлении Соломбалы, но съехал с прочного льда и стал погружаться в воду рядом с пешеходной ледовой переправой. Водителя и двоих пассажиров спасли пожарные и очевидец. Автомобиль затонул на судовом ходу, что могло быть опасно для проходящих по нему судов: водная трасса оказалась заблокирована практически на сутки. На следующее утро водолазы спустились на 12-метровую глубину и завели стропы под задние колеса лежавшего на крыше внедорожника. Затем к месту происшествия подошел «Профессор Молчанов», которому расчистил путь ледокол «Капитан Евдокимов». С помощью кран-балки автомобиль подняли на лед.

Судно названо в честь Павла Молчанова, советского метеоролога, изобретателя первого в мире радиозонда.

Длина судна — 71 метр, ширина — 12,8 метра.

2

Ледокол «Тор»

Замечали его?

Ледокол «Тор», названный так в честь бога из скандинавской мифологии, построен в 1964-м в Финляндии по заказу Швеции. В 2000 году принадлежало Норвегии, а в 2003-м — уже России. Было приписано в Выборге, с 2004 года — в Санкт-Петербурге.

2019 год был не самым удачным для этого ледокола. В феврале на палубу разлилось масло, когда «Тор» находился в «Большом порту Санкт-Петербург». В акватории у причала появилось масляное пятно 20 на 1 метр. На место происшествия отправились водолазы, два буксира и аварийно-спасательное подразделение с нефтесборным оборудованием и сорбентом. А в октябре 2019 года «Тор» попал в шторм и по ошибке подал сигнал бедствия. К счастью, судно и экипаж были в порядке, ледокол продолжил движение из Санкт-Петербурга в Сабетту (ЯНАО).

Длина ледокола — 84,5 метра, ширина — 21,2 метра. Экипаж — 33 человека.

3

Ледокол «Капитан Евдокимов»

Ледокол пришвартован рядом со зданием МРВ

«Капитан Евдокимов» построен в Финляндии в 1983 году, он является головным судном из восьми речных ледоколов, которые заказало Министерство речного флота СССР для увеличения сроков навигации на реках Сибири.

Сначала «Капитан Евдокимов» ходил на реках Иртышского бассейна в Обь-Иртышском речном пароходстве. Был приписан к порту Тобольска, затем Тюмени, а сейчас к Архангельску. Принадлежит «Росморпорту».

Судно названо в честь Виктора Евдокимова, в XX веке прошедшего путь от грузчика до капитана буксирного теплохода «Анастас Микоян».

Достигает в длину 76,5 метра, в ширину 16,5 метра. Экипаж — 27 человек.

4

Землесос «Беломорский»

Под российский флаг судно вернулось в 2016 году

«Беломорский» — землесос «Северного морского пароходства». Заложен в Хорватии в 1984 году, построен через год. Предназначен для дноуглубительных работ. Он приписан к Архангельску.

С 2003 по 2016 год судно сдавалось в аренду. «Беломорский» работал в портах Италии, Испании, на Канарских островах, в Экваториальной Гвинее под флагом Португалии. В 2016 году «Северное морское пароходство» решило вернуть судно в родной порт для расширения сферы деятельности дноуглубительного флота в портах России и аванпортах Северного морского пути.

Достигает в длину 80 метров, в ширину 75. Экипаж — 20 человек.

5

Грузовое судно «Ермак»

Стоит на Северной Двине в районе дома 55 на набережной

Судно заложено в 1987 году для Балтийского морского пароходства ММФ СССР, достроили его на Мальте лишь в 1998 году — для кипрского заказчика. Раньше назывался «Индига». Сейчас принадлежит красноярской лизинговой компании «Вега», приписан к порту Мурманска.

«Ермак» — универсальное грузовое судно, входит в состав флота Хатангского морского торгового порта, который является его оператором.

В длину достигает 131,6 метра, в ширину — 19,3 метра.

6

Грузовой теплоход «Никифор Бегичев»

Теплоход можно заметить, даже если вы не приглядываетесь к судам, он выделяется на середине реки

Грузовой теплоход «Никифор Бегичев» заложен и построен в 1991 году для нидерландской компании Spliethoff. Как и «Ермак», он принадлежит лизинговой компании «Вега», входит в состав флота Хатангского морского торгового порта. Приписан к порту Мурманска.

Судно названо в честь моряка, исследователя Арктики Никифора Бегичева, жившего в конце XIX — начале ХХ веков.

Длина борта — 131,6 метра, ширина — 11,6 метра.

7

Две «Териберки» (теплоход и шаланда) 

Теплоход вошел в состав «Арктического морского пароходства» в 2020 году

Теплоход «Териберка» построен в 1995 году на верфи в Нидерландах. Судном владеет ООО «ТК Северный проект» («Арктическое морское пароходство»). «Териберка» приписана к архангельскому порту.

Длина судна — 137 метров, ширина — 18,9 метра.

«Териберка» «Северного морского пароходства»

В Архангельске находится еще одна «Териберка» — шаланда, принадлежащая «Северному морскому пароходству». Она перевозит грунт. Построена в 1974 году в Румынии. Порт приписки — Архангельск.

Достигает в длину 55 метров, в ширину — 10,4 метра. Экипаж — 11 человек.

8

Ледокол «Диксон»

Стоит у МРВ рядом с «Тором»

«Диксон» — последний в серии из трех ледоколов типа «Мудьюг», которые построили в Финляндии по заказу СССР в 1983 году. Принадлежит «Росморпорту».

«Диксон» участвовал в спасательных операциях. В 2011 году сухогруз «Капитан Кузнецов» попал в шторм в Белом море. На следующий день после последнего сеанса связи судно нашли с помощью самолета. «Диксон» на буксире доставил «Капитана Кузнецова» в Архангельск.

Длина ледокола — 92 метра, ширина — 21,4 метра. Экипаж составляет 28 человек.

9

Лесовоз «Механик Красковский»

Судно может перевозить всё: от бревен до зерна

Судно «Механик Красковский» заложено в Австрии в 1990 году, построено в 1992-м. Принадлежит «Северному морскому пароходству». Конструкция судна — унифицированный лесовоз: он может перевозить любые пиломатериалы, бревна, зерно навалом, генеральные грузы. Судно приписано к порту Архангельска.

Достигает в длину 85 метров, в ширину — 14,5 метра. Экипаж — 16 человек.

10

Научно-исследовательское судно «Иван Петров»

Судном, как и «Профессором Молчановым», владеет «Северное УГМС»

«Иван Петров» построен в Финляндии по заказу СССР в 1989 году. Им владеет «Северное УГМС». Оно было модернизировано в 2013 году, приписано к Архангельску.

Судно специально оборудовано для проведения научных исследований в арктической морской зоне. Кстати, буквально в середине июня судно отправилось в экспедицию в Белое море.

Названо оно в честь полярника и океанолога Ивана Петрова.

Вместимость судна — 38 человек, из них 18 экипаж и 20 научных сотрудников. Длина — 49,9 метра, ширина — 10 метров.

11

Шаланда «Чижовка»

«Чижовка» — судно технического флота СМП

Шаланда построена в 1989 году в Румынии, предназначена для перевозки грунта. Принадлежит «Северному морскому пароходству».

Достигает в длину 56 метров, в ширину — 11 метров. Экипаж — 13 человек.

12

Шаланда «Лапоминка»

«Лапоминка» и «Чижовка» стоят рядом, периодически они выполняют работы вместе. Так, в 2017 году они занимались дноуглублением на подходном канале к Северодвинску

«Лапоминка» построена в 1974 году в Румынии. Принадлежит «Северному морскому пароходству», является судном технического флота. Она предназначена для перевозки грунтов.

Шаланда приписана к порту Архангельска.

Судно достигает в длину 55,5 метра, в ширину — 10,4 метра. Экипаж — 11 человек.

13

Лесовоз «Механик Ярцев»

На «Механике Ярцеве» в том числе ездят в экспедиции

«Механик Ярцев» — первое из 10 судов, построенных по одноименному типу: три из них уже утилизированы.

Судно построено в Австралии по заказу СССР в 1990 году. Приписано к Архангельску. Отметим, что в 2020 году сотрудники нацпарка «Русская Арктика» и ученые Российской академии наук побывали на Земле Франца Иосифа и на Новой Земле.

Длина судна — 85,2 метра, ширина — 14,5 метра. Экипаж — 20 человек.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
17
ТОП 5
Мнение
«Быстро, на ходу или целая церемония»: психолог рассуждает, что общего у секса и чаепития
Анонимное мнение
Мнение
Хотите помочь и этим убиваете: научный сотрудник рассказала, можно ли кормить птиц в Архангельске
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Объявления