Страна и мир Гордимся, Север! мнение «Кидаешь лыжи вперед, а сам ползешь»: как уроженец Северодвинска провел семь дней в зимнем лесу

«Кидаешь лыжи вперед, а сам ползешь»: как уроженец Северодвинска провел семь дней в зимнем лесу

Артем Тарабукин совершил лыжный поход из родного города в Онегу

В 2020 году Артем совершал похожее путешествие, только по побережью Белого моря. Сейчас задача, по его словам, была сложнее

Недавно уроженец Северодвинска Артем Тарабукин провел семь дней в лыжном походе по лесу. Он дошел из родного города до Онеги. Причем большую часть пути пришлось ориентироваться по обычным картам и компасу — современные гаджеты разрядились в первые же дни. В рубрике «Личное мнение» Артем подробно рассказал об этом опыте, о котором, как он сам говорит, мечтал давно, но боялся реализовать.

Семь дней в одиночестве: что это за опыт

Я всю жизнь работал промышленным альпинистом — с 2005 года, но при этом всегда любил походы и горы. В какой-то момент понял, что жизнь у меня одна и нужно заниматься тем, что нравится. Так я стал гидом-инструктором. Я северодвинец, но сейчас уже не могу сказать, где именно мой дом, потому что по семь месяцев я провожу в горах.

Все дни в походе я не выходил к населенным пунктам, то есть провел это время один. Летом в горах у меня такое часто бывает, а зимой это первый опыт. Но для меня в нём не было ничего нового. Когда ты выходишь один, яснее понимаешь, что рассчитывать можешь только на себя.

«Ты становишься более собранным, больше думаешь, меньше позволяешь себе расслабиться. Ошибки нельзя допускать, особенно зимой»

Если летом ты можешь лечь спать без ужина, то зимой ляжешь голодным и, скорее всего, проснешься среди ночи от холода.

Готовился я по всем канонам спортивного туризма: сделал заявку в МЧС, оповестил своих друзей-туристов о контрольных сроках, когда и где я должен появиться, завершив поход. Спутниковый трекер, который показывал бы, где я нахожусь, не брал — слишком маленькая дистанция. По сути, у меня были только контрольные сроки. Если бы я не вышел в обозначенные даты, меня бы пошли искать по маршруту.

Я рассчитывал, что буду в пути 10 дней. Но этот срок я брал с запасом: на случай, если снежная обстановка в лесу будет не очень благоприятной. Но мне повезло: тяжелый снег, в который проваливались лыжи, был всего в нескольких местах. Я справился за семь дней, но это благодаря тому, что я еще и много ходил. В среднем по 16–19 километров в сутки, в последний день я прошел сразу 35 километров. У меня были варианты: переночевать еще одну ночь у костра или упереться и дойти до финиша. Я выбрал второе.

«Шел, как и мечтал, по карте и компасу»

Я — балбес: взял с собой телефон со спутниковыми снимками, закачал весь маршрут туда заранее, взял пауэрбанк, но, конечно же, забыл кабель питания для телефона. Через день телефон выключился. В качестве резерва брал спутниковый навигатор, загрузил в него Архангельскую область, но там вместо нескольких участков на моем пути оказались огромные пятна. Это выяснилось на второй день.

«В итоге я шел так, как и мечтал, но боялся реализовать это в полной мере, — по карте и компасу»

На них можно положиться почти всегда, хотя к компасу особого доверия у меня не было. Уже был опыт, когда я шел по нему в густом лесу и через пять минут вернулся на свою же лыжню. В лесу компас крутит так, что мама не горюй.

Техника подвела, пришлось ориентироваться по обычным картам

Благодаря тому, что техника подвела, я понял, что у меня есть явные пробелы в спортивном ориентировании. Решил, что надо записаться на соревнования по ориентированию. Я шел с блокнотом, записывал всё, инсайдов было много — с точки зрения обучения, с точки зрения опыта. Например, понял, что нужно сменить куртку — моя плохо защищает от ветра. Спальник был дрянной, но я на него особо и не рассчитывал. Мне стало интересно разобраться в нюансах походного питания. Я беру всё по старым советским раскладкам. Они рабочие, но я понял, что хочу узнать, почему именно такой состав жиров и углеводов необходим.

Что самое сложное в зимнем лесу

Самое сложное — это, безусловно, снег: его много везде. А еще всякие буреломы и смешанный лес, через которые надо было прибираться. Встречался очень мелкий, густорастущий лес. Много где деревья повалены или наклонены под весом снега: по таким местам приходилось пробираться очень долго и очень медленно. Там скорость была 300–500 метров в час.

«Иногда приходилось снимать лыжи, потому что я понимал, что сейчас упрусь в стену из деревьев, а мне нужно двигаться дальше»

В таких случаях кидаешь лыжи вперед, а сам ползешь по пояс в снегу.

Своим лыжам я готов оды петь. Когда общался с их автором, он сказал: «Я делаю лыжи так, чтобы человек на них в лес зашел и на них же вернулся». Я подумал сначала, что это рядовая фраза, а потом испытал лыжи в деле. Они такое выдержали!

Охотничьи лыжи выдержали испытание северным лесом

Я три ночи провел у костра, без палатки — ее я вообще не брал. Холод не был для меня страшен, потому что я к нему привычен. Наверное, самым выматывающим было то, что я постоянно находился в работе. Отдыхал только во время перекусов и сна, всё остальное время я что-то делал в режиме нон-стоп. Ты идешь, приходишь на стоянку, часа 4, 5 заготавливаешь дрова. Это негласное правило зимних походов: с вечера заготовить дрова как на неделю, чтобы ночью внезапно не остаться без них в холоде. Я заготавливал их ручной пилой, это было очень тяжело.

Ночлег Артема в некоторые ночи выглядел так. Несколько ночевок он провел в лесных избах

Зверя в лесу, к сожалению, мало. Видел пару следов волков-одиночек, зайцы были, белки, птицы мало — ближе к Онеге только пошла.

«В мечтах — обойти всё побережье Белого моря»

После похода я восстанавливаюсь, хотя ничего особого это не подразумевает: ем, сплю, растягиваюсь, пью витамины. Питание у меня было рассчитано правильно, поэтому если я и похудел в пути, то совсем немного.

Следующей зимой планируют пойти вновь в зимний поход — из Мезени в Архангельск. Эти маршруты — часть моего большого проекта, который хотелось бы реализовать. У меня в мечтах — обойти в одиночку на лыжах всё побережье Белого моря. Конечно, на весь проект нужны средства, которых я пока не нашел.

Поход из Северодвинска в Онегу я организовал, чтобы напомнить себе, что такое зима. По этому маршруту, кстати, часто ходили в 1970-е годы, а сейчас похоже там никто не ходит — туризм подзатих. Но если мой поход кого-то мотивирует сегодня, это будет круто.

А вы когда-нибудь ходили в зимний поход?

Да
Нет

Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
ТОП 5
Мнение
Хотите помочь и этим убиваете: научный сотрудник рассказала, можно ли кормить птиц в Архангельске
Анонимное мнение
Мнение
«Быстро, на ходу или целая церемония»: психолог рассуждает, что общего у секса и чаепития
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
Архангелогородка не ест мясо: чем она питается
Анонимное мнение
Мнение
«Мой лучший пиджак — с мусорки»: журналистка 29.RU рассказала, как экономит на одежде
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления