В Архангельске прошли съемки сериала «Челюскин. Первые». Локацией стало судно «Котлас», хотя официально его нигде не называют. Правообладатель судна ранее сообщил, что о кинопроцессах на борту узнал из СМИ. В компании, занимающейся утилизацией «Котласа», 29.RU объяснили, как так вышло, что съемочную группу пустили на борт. В фирме сообщили, что содействовали съемкам в том числе для того, чтобы судно «оставило свой след в истории».
«Было жалко судно»
Над утилизацией учебно-тренировочного судна «Котлас» работает ООО ГК «Гольфстрим». Его генеральный директор Сергей Николаев ответил на вопросы 29.RU: в официальном запросе мы спрашивали о ситуации со съемками «Челюскин. Первые».
Руководитель «Гольфстрим» пояснил, что компания победила на электронных торгах по утилизации судна, 21 декабря 2022 года был подписан акт его приема-передачи. С этого дня фирма могла начать работы, но повременила: «оказать содействие для съемок фильма» в официальном письме компанию, сообщил Сергей Николаев, попросило Архангельское подразделение Балтийского филиала ФГБУ «Морспасслужба» (документ есть в распоряжении редакции). О каком именно фильме идет речь, в документе не говорится.
— Мы имели право начать свои работы, но не начинали, пойдя навстречу представителям кинокомпании и «Морспасслужбе» да и в целом жителям города Архангельска, у которых остались воспоминания об этом судне. Нам жалко было судно, что оно ушло бы, не оставив свой след в истории, но мы приняли на себя обязательства по договору и при всём этом максимально постарались помочь отснять фильм, потому как это история нашего родного города Архангельска, — ответил Сергей Николаев.
По просьбе начальника Архангельского подразделения, уточнил он, компания обезопасила все технически опасные места для проведения съемок.
Согласования требовались? Ответ подрядчика
Напомним, что изначально с вопросами о съемках 29.RU обращался в Архангельское подразделение Балтийского филиала ФГБУ «Морспасслужба». Но там ответили, что наши вопросы находятся вне их компетенции. Непосредственно в ФГБУ «Морспасслужба» редакции сообщили, что разрешения на съемки не давали, а о подготовке к ним, согласно ответу, узнали из СМИ:
— Информация о привлечении УТС «Котлас» для съемок сериала «Челюскинец. Первые» (так в ответе назван сериал «Челюскин. Первые». — Прим. ред.) в адрес ФГБУ «Морспасслужба» поступила из СМИ и подтвердилась при проведении 2 марта 2023 года инспекционной проверки выполнения подрядчиком работ на территории ОАО «Соломбальская судоверфь». Подрядчик принял на себя обязательства по соблюдению календарного плана на выполнение работ по утилизации судна.
Инспекционная проверка, которая проводилась представителями ФГБУ «Морспасслужба», выявила факты внесения конструктивных изменений на УТС «Котлас» и подготовки декораций для проведения съемочных процессов сериала.
— Есть фотоматериалы, сделанные в качестве подтверждения. Разрешения на телевизионные съемки ФГБУ «Морспасслужба» не давала. Согласований на привлечение УТС «Котлас» для съемочных мероприятий со стороны собственника и правообладателя также не было. Выполнение работ, не предусмотренных договором, а также эксплуатация судна без предварительного согласования с собственником и правообладателем судна не допускается.
В ООО ГК «Гольфстрим» подтвердили, что 2 марта на территорию предприятия действительно приезжали представители местного подразделения Балтийского филиала ФГБУ «Морспасслужба».
— Приехал новый начальник Архангельского подразделения Залужский С.А. и Догаев С.В, они пофотографировались на фоне УТС Котлас и сняли видео, ознакомились с инвентарем кинокомпаний. Впоследствии от головного подразделения ФГБУ «Морспасслужба» нам поступила претензия за подписью директора Серикова А.А. (является главой Балтийского филиала «Морспасслужбы». — Прим. ред.) в том, что мы не согласовали с ними вопрос съемок фильма.
«Стали переживать за безопасность людей, проводивших съемки, что, мол, они могут пораниться или еще что-либо»
— Но по подписанию акта приема-передачи ответственность лежит на нашей организации, — рассказал гендиректор ООО ГК «Гольфстрим».
Сергей Николаев отметил, что, по его мнению, прежнее руководство архангельского подразделения (документ, где упоминается содействие в съемках, подписан прошлым руководителем подразделения. — Прим. ред.) «не согласовало съемки фильма с головным подразделением в Санкт-Петербурге». Но таких согласований, по информации Сергея Николаева, и не требовалось. Вот почему:
— Но при всём при этом после подписания договора и акта приема-передачи судно полностью находится в нашем хозяйственном ведении и нам вообще не нужно какое-либо разрешение, главное, чтобы предмет договора был исполнен. Соответственно, наша организация никаким образом не нарушала прав «Морспасслужбы» по договору. Как мы видим эту ситуацию: мы полагаем, что судно УТС «Котлас» было никому не нужно из представителей «Морспасслужбы» и самого города, пока на нём не захотели снять кино. Как только это случилось, все забегали. Бедное судно выкинули как мусор на помойку, а потом вдруг жалко стало, славы или денег захотелось, не нам их судить. Ну и как в пословице: «Не делай добра — не получишь зла».
«Котлас» можно сохранить?
Работы по утилизации на судне начались 21 марта, уточнил Сергей Николаев, завершены они должны быть 21 декабря 2023 года. Сейчас судно находится на Соломбальской судоверфи — производственной базе ООО ГК «Гольфстрим».
К слову, ранее мы также поговорили с неравнодушными горожанами и музейщиками Архангельска о том, возможно ли было сохранить «Котлас» в качестве арт-объекта или музейного пространства. Директор Северного морского музея Евгений Тенетов считает, что Архангельск и регион в целом могли бы получить привлекательный объект, причем и для киноиндустрии, и для туристической сферы.
Как пояснил 29.RU Сергей Николаев, ремонт судна потребовал бы больших вложений:
Нужно вложить не менее 200 млн рублей и построить причал с обеспечением.
— Данное судно являлось при постройке сухогрузом и было реконструировано в учебно-тренировочное судно на СРЗ «Красная Кузница» в 1987 году, были демонтированы гребной винт, валопровод‚ паровой двигатель, машинный зал и т.д.
Обследование судна еще при его передаче, отметил гендиректор ООО ГК «Гольфстрим», показало, что оно находится в удручающем состоянии.
— Судно было разграблено, везде мусор, разбитые двери, оторванные провода, сохранился только сам силуэт немолодого судна — ему было практически 70 лет. У судна отсутствовала вся машинная часть, винто-рулевая группа, электрооборудование и навигационное оборудование, элементы корпуса. Нашими специалистами из водолазной бригады были задраены все кингстоны корпуса для поддержания плавучести и установлены аварийные насосы на случай ЧП, заведено энергообеспечение, — пояснил Сергей Николаев.
Напомним, что «Челюскин. Первые» — сериал об известной экспедиции парохода «Челюскин». Шоураннером сериала заявлен режиссер и продюсер Федор Бондарчук. Снимает «Челюскин. Первые» кинокомпания Art Pictures Vision по заказу «НМГ Студии» и при поддержке АНО «Институт развития интернета». Сериал создается для платформы more.tv. В сюжете — отсылка к реальным событиям. Летом 1933 года судно, на борту которого было свыше 100 человек, под руководством исследователя Отто Шмидта и капитана Владимира Воронина отправилось по маршруту Северного морского пути. 13 февраля 1934 года раздавленный льдами «Челюскин» затонул, экипаж (среди которых были женщины и дети) высадился на близлежащие льдины. Там они провели около двух месяцев.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.