Страна и мир подробности

Судно, которое нельзя называть. Громадный «Котлас» сняли в сериале Бондарчука и отправят в металлолом

На его борту прошли съемки сериала «Челюскин. Первые» — во всех смыслах это последняя роль

Уникальное судно пятидесятых годов выполнило свою миссию и пойдет в утиль, но оно останется в истории отечественного кинематографа

Архангельск стал локацией для съемок сериала «Челюскин. Первые» — несколько важных сцен в первой половине марта сняли на реке в Соломбале. Декорации развернулись в том числе и на судне, которое по неизвестным причинам намеренно не называют в СМИ и соцсетях. Главный герой съемок остался в тени, а между тем — это уникальный образец судов пятидесятых годов с интереснейшей историей. Последняя роль судна «Котлас» в буквальном смысле в кино, после съемок оно отправилось на утилизацию. Выясняем, почему его нельзя больше использовать, правда ли, что находиться там актерам было небезопасно и реально ли было сохранить будущую «звезду экранов» как арт-объект или музейное пространство.

«Челюскин. Первые» — сериал об известной экспедиции парохода «Челюскин». Шоураннером заявлен режиссер и продюсер Федор Бондарчук. В сюжете — отсылка к реальным событиям. Летом 1933 года судно, на борту которого было свыше 100 человек, под руководством исследователя Отто Шмидта и капитана Владимира Воронина отправилось по маршруту Северного морского пути. 13 февраля 1934 года раздавленный льдами «Челюскин» затонул, экипаж (среди которых были женщины и дети), высадился на близлежащие льдины. Там они провели около двух месяцев.

Главный «актер» сериала, которого не будет в титрах

Именно «Котлас» сняли в сериале, однако об этом нигде не сообщается

Съемки сериала начались с Архангельска и прошли здесь с 8 по 12 марта. Снимает «Челюскин. Первые» кинокомпания Art Pictures Vision по заказу «НМГ Студии» и при поддержке АНО «Институт развития интернета».

«НМГ Студии» — производственная компания, созданная Национальной Медиа Группой в 2018 году для инвестирования в контентные проекты, развития российского кинорынка и расширения собственного присутствия в сегменте кинопроизводства. Среди их проектов известные российские сериалы: «Чики» Эдуарда Оганесяна, «Псих» Федора Бондарчука, «Happy End» Евгения Сангаджиева, созданные для платформы more.tv. Владельцами Art Pictures Vision, по данным «Контур.Фокуса», являются АО «Национальная Медиа Группа» (~85%) и Федор Бондарчук (~15%).

О том, что локацией в Архангельске будет именно «Котлас», заранее напрямую не сообщалось. Однако еще до съемок горожане заметили, что на судне что-то происходит.

Фотографиями суеты активно делились в разных пабликах

На борту действительно развернулись съемки сериала — мы уже в деталях показывали, что там происходило. Открытой аккредитации на съемочную площадку для всех СМИ не было. По нашей информации, журналистов некоторых изданий на словах просили никаким образом не сообщать о названии судна в будущих публикациях.

За тем, что творится на борту, можно было наблюдать всем желающим и со стороны

Мы обратились к правообладателю учебно-тренировочного судна «Котлас» — в ФГБУ «Морспасслужба» — там подтвердили, что съемки были на «Котласе», что судно действительно ждет утилизация, а еще сообщили, что не согласовывали съемки, про что мы еще подробнее расскажем.

В ФГБУ «Морспасслужба» ответили, что на утилизацию судно отдали в начале января

«Согласований не было»

Судно «Котлас» находится в собственности Российской Федерации. Правообладателем судна выступает ФГБУ «Морспасслужба» на праве оперативного управления. В «Морспасслужбе» 29.RU пояснили, что разрешения на съемки не давали, а о подготовке к ним, согласно ответу, узнали из СМИ:

— Информация о привлечении УТС «Котлас» для съемок сериала «Челюскинец. Первые» (так в ответе назван сериал «Челюскин. Первые». — Прим. ред.) в адрес ФГБУ «Морспасслужба» поступила из СМИ и подтвердилась при проведении 2 марта 2023 года инспекционной проверки выполнения подрядчиком работ на территории ОАО «Соломбальская судоверфь». Подрядчик принял на себя обязательства по соблюдению календарного плана на выполнение работ по утилизации судна.

Инспекционная проверка проводилась представителями ФГБУ «Морспасслужба», и вот что там сообщают про ее итоги:

— Выявлены факты внесения конструктивных изменений на УТС «Котлас» и подготовке декораций для проведения съемочных процессов сериала «Челюскинец. Первые». Есть фотоматериалы, сделанные в качестве подтверждения. Разрешения на телевизионные съемки ФГБУ «Морспасслужба» не давала.

Никакие работы, в том числе и съемки кино, как заявили в «Морспасслужбе», с ними не обговаривались:

— Согласований на привлечение УТС «Котлас» для съемочных мероприятий со стороны собственника и правообладателя также не было. Выполнение работ, не предусмотренных договором, а также эксплуатация судна без предварительного согласования с собственником и правообладателем судна, не допускается.

С высоты кажется, что «Котлас» еще может на что-то сгодиться, однако собственник уверяет, что состояние не соответствует эксплуатации, а находиться на нем и вовсе небезопасно

В ответе «Морспасслужбы» уточняется, что ответственность за хранение и утилизацию несет ООО ГК «Гольфстрим». В адрес подрядчика учреждение направило претензию:

— В адрес подрядной организации на имя генерального директора ООО ГК «Гольфстрим» С. Николаева направлено письмо-претензия о недопустимости выполнения любых иных видов работ, не предусмотренных договором об утилизации, а также эксплуатация судна без предварительного согласования с собственником и правообладателем судна. Также было направлено заявление в прокуратуру Архангельской области о принятии мер прокурорского реагирования и проведении проверки по факту незаконной эксплуатации УТС «Котлас», находящегося на территории производственной площадки ОАО «Соломбальская судоверфь».

В «Морспасслужбе» уточнили, что заявление направили 23 марта. В пресс-службе областной прокуратуры 29.RU сообщили 24 марта, что пока оно не поступило.

Мы направили ООО ГК «Гольфстрим» официальный запрос о ситуации и готовы продолжить тему.

ООО ГК «Гольфстрим» образовано в 2014 году. Генеральный директор и учредитель — Сергей Николаев. Компания среди прочего занимается различными работами, связанными с судами и плавучими конструкциями: их строительством, ремонтом и техническим обслуживанием, а также демонтажем техники, не подлежащей восстановлению. На конец 2021 года выручка компании составила, по данным «Контур.Фокуса», 43,5 миллиона рублей, чистая прибыль — 5,7 миллиона рублей.

Чем уникален «Котлас» и какая у него судьба

О судьбе «Котласа» мы попросили рассказать директора Северного морского музея Евгения Тенетова. Он пояснил, что история судна началась в 1955 году. Его первая роль — теплоход-сухогруз.

— Его построили на судостроительном заводе VEB Schiffswerft Neptun в Ростоке, Германская Демократическая Республика. Более 30 лет транспортное судно выполняло рейсы судов Латвийского [морского пароходства], а с 1983 года — Северного морского пароходства, — рассказал Евгений Тенетов.

В конце 1987 года руководством Северного морского пароходства было принято решение отправить «Котлас» на судоремонтный завод «Красная кузница», где его переоборудовали в учебно-тренажерное судно (далее — УТС) и вывели из состава транспортного флота.

— В ходе реконструкции на нем установили оборудование, имитирующее аварийные ситуации, которые могут возникнуть на действующих судах, — уточнил Евгений Тенетов.

На сайте Korabel.ru в 2017 году была опубликована статья «Морской ветеран "Котлас"», в которой уточняется, что после переоборудования судно входило в состав Архангельского экспедиционного отряда АСПТР СМП. В 2006 году после реорганизации структурный комплекс экспедиционного отряда вошел в состав Морской спасательной службы России. Пришвартован «Котлас» был у причала Мосеева острова в Архангельске.

О будущей утилизации стало известно еще в 2022 году

Почему судно решили утилизировать

Информация о том, что судно хотят утилизировать, появилась еще в 2022 году: писали об этом и специализированные порталы, и местные СМИ. В ФГБУ «Морспасслужба» 29.RU ответили, что решение о списании и утилизации УТС «Котлас» принято Федеральным агентством морского и речного транспорта. Когда именно, в ответе на запрос не уточняется:

— По согласованию с Федеральным агентством морского и речного транспорта (собственника) судно было выведено из эксплуатации, списано по всем правилам и подлежит утилизации, в связи с чем и была проведена процедура заключения договора об утилизации.

Как сообщает ведомство, по итогам открытого аукциона между заказчиком ФГБУ «Морспасслужба» и подрядчиком ООО ГК «Гольфстрим» заключен договор на выполнение работ по утилизации судна «Котлас» Балтийского филиала ФГБУ «Морспасслужба». 9 января 2023 года в рамках реализации обязательств по договору судно передано подрядчику для производства работ.

Изначально мы обратились за ответами на вопросы в Архангельское подразделение Балтийского филиала ФГБУ «Морспасслужба». Ответ от Балтийского филиала пришел, но там сообщили, что наши вопросы в их компетенцию не входят.

Как ответили в ФГБУ «Морспасслужба», к дальнейшей эксплуатации «Котлас» уже «не предназначен ни при каких обстоятельствах».

«Более того, объект утилизации представляет опасность для находящихся на борту некомпетентных лиц»

В таком случае не совсем ясно, как судно стало съемочной площадкой.

Мы спросили у специалиста Art Pictures Vision по связям с общественностью, был ли поставлен собственник в известность, что на борту «Котласа» пройдут съемки и действительно ли весь процесс был безопасным? В пресс-службе компании 29.RU ответили так:

— В настоящий момент мы находимся в диалоге с ФГБУ «Морспасслужба» и другими заинтересованными лицами, пытаемся разобраться в сложившейся ситуации. Съемки проводились на основании заключенного договора и с проведением инструктажа по технике безопасности.

Эффектные кадры со съемок на судне «Котлас»

Отметим, что в январе 2023 года в правительстве Архангельской области прошло установочное совещание по съемкам сериала в Поморье. В официальном пресс-релизе сообщалось, что «в рамках всестороннего обсуждения, в котором приняли участие представители различных ведомств региона, были рассмотрены возможные площадки для съемок, определено взаимодействие по организации и обеспечению безопасности процесса и сохранению природного ландшафта».

— Мы заинтересованы в том, чтобы на территории региона организовывались съемки фильмов, особенно такого уровня, отражающие важные события истории нашей страны, — отметила министр культуры Архангельской области Оксана Светлова. — Проект поддержан региональной кинокомиссией.

Редакция направила официальный запрос в Министерство культуры Архангельской области с просьбой рассказать, как в итоге осуществлялось взаимодействие и обеспечивалась безопасность при съемках.

Реально ли сохранить «Котлас»? Мнения и мечты

У многих горожан после того, как съемки сериала прошли в Архангельске, возникли мысли, почему нельзя сохранить его для истории, сделать музеем или арт-объектом и использовать если не целиком, то его части. Такие рассуждения стали не редкостью в местных пабликах. Один из архангелогородцев пожелал высказаться об этом анонимно:

— Сейчас идут съемки сериала «Челюскин», все об этом говорят, хвалят ценность и важность, восхищаются, как так киношники и реквизиторы умудрились сделать шикарные натурные декорации. К слову, съемки проходят на судне «Котлас», ставшем легендарной и неотъемлемой частью визуального ряда набережной Архангельска, одно из последних сохранившихся судов такого класса, построенных в пятидесятых. <...> После съемок судно будет распилено на металлолом. Но можно ведь порассуждать над сохранением его как музейного экспоната? Срезать квадратную надстройку, которая была построена для учебных целей, восстановить интерьеры.

Более конструктивно на эту тему высказался директор Северного морского музея Евгений Тенетов. Он заметил, что сухогруз «Котлас» — памятник морской техники середины XX века, сохранивший архитектуру, характерную для того периода. Восстановив его, считает Евгений, Архангельск и регион в целом могли бы получить привлекательный объект, причем и для киноиндустрии, и для туристической сферы.

— В случае сохранения судна оно может быть регулярной базой для съемок кинопроектов, так как в России мало немузейных судов, на которых можно размещать декорации, вести монтажные работы, бутафорскую перестройку, размещать съемочную группу и т. д. Это показал опыт со съемками фильма «Челюскин. Первые».

В ближайшее время в России будет бум патриотического кино, а важнейшая составляющая героической истории страны связана с Арктикой и Антарктикой.

— Эта тема будет раскрываться, но для таких съемок нужно живое судно, и «Котлас», расположенный в Архангельске, невероятно притягателен. Это может стать важной строкой в монетизации проекта и формировании положительного имиджа региона на федеральном уровне, — считает директор Северного морского музея. — Часть кают и помещений можно переоборудовать в мини-отель с рестораном. Архангельск получает одну из самых экзотических гостиниц в России, перспективы проживания в которой сами по себе будут являться мотивацией посещения города. Кроме того, если судно продолжит сниматься в кино, у многих будет желание посетить или пожить на том самом судне, которое играло «Челюскина», «Сибирякова» и т. д.

Редакция 29.RU в своем запросе к Министерству культуры Архангельской области также спросила о том, возможно ли было сохранить судно и предпринимались ли для этого какие-либо действия. Евгений Тенетов рассуждает, что для подобного проекта необходимо сделать множество расчетов.

— Для понимания затрат на переоборудование судна необходимо провести предварительную экспертизу специалистами Морского регистра на предмет установки судна на одном из причалов Архангельска в качестве стоечного судна, возможно, разместив его на специальном фундаменте, тем самым исключив затраты на поддержание плавучести и устойчивости. Только после экспертизы можно предположить объем затрат на проект.

Мечтать можно долго, но процесс сохранения подобных объектов непрост:

— К сожалению, я как директор Морского музея поздно спохватился, нужно было раньше, до того как судно было выставлено на торги выходить с идеей его сохранения. Получается, теперь машу кулаками после дела. Но меня понять можно, мы взялись за музеефикацию парохода «Коммунар», и это оказалась не такая простая задача, — резюмирует Евгений Тенетов.

Мы еще вернемся к теме, когда получим ответы на вопросы по тексту выше, всё, что точно можно сказать на данный момент, — посмотреть на «Котлас» вы теперь сможете только в кино. Точнее в сериале — «Челюскин. Первые».

Интересные факты:

  • водный транспорт Архангельска киношники используют не в первый раз. В 2017 году северяне могли поучаствовать в съемках «Хождение по мукам» режиссера Константина Худякова. В Архангельске съемочная группа работала два дня, 21 и 22 августа, над ключевыми для сюжета сценами — знакомством главных героев на пароходе, движущемся по Волге. Его роль сыграл легендарный пароход-колесник «Гоголь»;

  • в Поморье снимали «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского и «Распутина» с Жераром Депардье, а некоторые наши земляки снялись в известных картинах, таких как «Бой с тенью» и «Елки». Подробнее о фильмах и актерах читайте в большом обзоре.

Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в канале в Telegram.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления