![Алина Ромашова](https://n1s1.hsmedia.ru/e2/7d/1d/e27d1d4e60a2c4bc2a10464485210b32/1728x1743_0xP9FseMMS_4990904894174627801.jpg)
![«Нормальная качка — когда стулья летают»: про мой первый шторм в Арктике и высадку на острове Вайгач Наша коллега Алина Ромашова находится в арктической экспедиции уже две недели | Источник: Алина Ромашова](https://n1s1.hsmedia.ru/d8/69/6d/d8696ddc72d45147034ed065c306a844/656x492_1:5653_ef5d15e79022a290ec2827a2a217d91a@1280x960_0x7MtWhxTv_7749138104133504752.jpg.webp)
Среди участников рейса «Арктического плавучего университета — 2023» — наша коллега Алина Ромашова. От арктического спецкора 29.RU мы уже узнали немного про быт на борту экспедиционного судна. В этой колонке из Северного Ледовитого океана она описала состояние в свой первый шторм. Объяснила суть первой в жизни вахты с капитанского мостика. А еще, наконец, она вышла на берег — Алина побывала на острове Вайгач, который показался ей сказочным. По пятницам Алина присылает нам весточку из рейса, и вот что она рассказала на этот раз.
Как мои сосуды «помолодели»
Про свой первый шторм я еще скажу чуть ниже — к нему нас будто бы готовили с самых первых дней, так тщательно изучали наше здоровье. Баренцево море приняло нас очень бережно, меня немного укачало только поначалу, еще в Белом. Как только я понимала, что мне нехорошо, выпивала таблетку.
![Тут можно оценить масштабы научной экспедиции | Источник: Полина Авдошина](https://n1s1.hsmedia.ru/2e/70/d6/2e70d6eea565d3972233a79488e08ce1/727x727_1_0a70f3252a20484aa2e2061c5fde13d8@727x727_0xY41sVW2z_7576556517342886944.jpg.webp)
За здоровьем участников следит на борту заслуженный врач РФ, доцент СГМУ Леонид Александрович Зубов, у него огромный опыт работы на Крайнем Севере. Последние годы в экспедициях «Арктического плавучего университета» он исследует особенности нервной системы человека. Я тоже побывала в его кабинете: на мои ноги и запястья прикрепили специальные прищепки аппарата, который сканирует множество показателей организма. Нужно было спокойно пролежать пять минут, а потом столько же простоять. Показатели можно смотреть на компьютере.
— Ты всего лишь встала, а уже поехала! Нагрузка-то совсем ничего, а у тебя пульс подскочил, — сказал мне тогда доктор. Оказалось, по шкале, похожей на светофор, можно определить степень адаптации. Это была первая неделя на борту, и у меня была «четверка» — средне. Когда стресса нет — это 1, зеленый цвет. А когда состояние тяжелое, и надо помочь из него выйти — это 10, красный. Большинство из нас тогда только адаптировались, хорошо, что стихия не стала нас испытывать на прочность сразу и будто дала время подпривыкнуть.
— Чтобы к концу экспедиции у всех результат был зелёный! Это не просьба, а приказ! — пошутил врач. Чтобы быть в норме, каждый год он советует участникам рейса искать и устраивать для себя удовольствия.
![Как себя чувствуют на борту участники рейса, выясняют также психолог и преподаватель Анна Трофимова и магистрантка САФУ Алена Агафонова. Они проводят различные тесты | Источник: Алина Ромашова](https://n1s1.hsmedia.ru/08/9a/59/089a59e24c845567ba552e3bf5220585/656x438_1:5653_9e52e02f198350e852fc12932d96be3d@1080x720_0xIDVeaK8l_6270712149416063338.jpg.webp)
Как вы поняли, мы под контролем и как только не проверились. Выбирали приятные себе цвета на карточках, мерили давление, отвечали на многочисленные вопросы почти каждый день. Совали пальцы в трекер здоровья, который проверял параметры сердечно-сосудистой системы. В первые дни экспедиции мои сосуды ощущали себя на 31 год, а потом их возраст изменился до 20 лет. Помолодела!
Путь на сказочный Вайгач
До выхода на Вайгач вся моя работа была на борту, в том числе и первая вахта, к которой меня подготовила заведующая лабораторией микропластика PlasticLab Александра Ершова из Санкт-Петербурга. Она набрала команду добровольцев, кто хотел бы подежурить с капитанского мостика — высматривать проплывающий мимо мусор, описывать его, отмечать координаты в журнал. Я решила попробовать.
Мы даже «репетировали»: учились определять расстояние до объекта в воде, его размер и смотрели координаты на компьютере. В это время повезло наблюдать, как вдалеке играется белуха. Вахты — крутая возможность увидеть китов. Тебя, во-первых, пускают на капитанский мостик, где ты в тепле и свысока всё видишь, а во-вторых, ты находишься там долго, — что-нибудь да встретишь.
![Виды с капитанского мостика, когда стихия не испытывает на прочность | Источник: Алина Ромашова](https://n1s1.hsmedia.ru/c6/38/5d/c6385d9436d830d54a629ef736375b0f/656x492_1:5653_a46ab8688cf7ab6d8e9ca79c6448f695@1280x959_0xilS7dVvB_4445942390400747278.jpg.webp)
Капитанский мостик — это большой кабинет капитана и его помощника с панорамными окнами и видом на нос корабля.
«На капитанском мостике есть «руль», куча компьютеров и приборов, рабочие столы. У нашего капитана — еще и иконки, как у дальнобойщиков, забавно»
Сложность вахты — в испытании волнами, когда долго на них смотришь, может укачать. Мое первое дежурство выпало на время, когда мы огибали песчаную косу перед Колгуевым. За час я не встретила ни одной бутылки у кормы — вообще ничего. Однако общая ситуация всё же не такая позитивная...
«В воде встречаются и маски для лица — новая экологическая проблема с начала ковида, и контейнеры с бутылками, и бревна»
Александра Ершова говорит, что особенно в начале Северного морского пути, где ходит много судов, самая большая проблема с незаконно выброшенными отходами — ученым важно понять масштабы загрязнения.
Скоро на горизонте показался Колгуев, первая высадка участников экспедиции была именно там, однако я не принимала в ней участие. А вот вторая, а для меня — дебютная — оказалась на острове Вайгач, это Ненецкий автономный округ. Нас распределили на пять лодок и по очереди доставляли с судна на остров.
Подходя к берегу, я любовалась скалистым берегом и зеленым ковром изо мха: наконец-то земля!
![Здравствуй, берег | Источник: Алина Ромашова](https://n1s1.hsmedia.ru/b9/c8/e0/b9c8e0eb1bac7de0c623e62589a63bdd/656x491_1:5653_422e472f0f87e4d7dd743335fa3fbf7c@1280x958_0xXYLehxhk_3165340182298310035.jpg.webp)
Нас высадили в бухте Варнека. Некоторые исследователи пошли в одноименный поселок, а мы остались на мысе, в дикой природе. Первые километры по острову давались нелегко, потому что ходить по мху и болотистым кочкам непривычно. Зато каждый шаг хотелось сфотографировать, ведь под ногами — тысячи цветочков морошки, дриады, мытника, селезеночника, камнеломок и других растений.
![Маршрут не похож на туристический, пробираться по мху и камням не так просто | Источник: Алина Ромашова](https://n1s1.hsmedia.ru/77/25/99/772599789344e7d57265da81617abf39/656x438_1_813927161b618b89487024cef104e6bc@1280x853_0x6D0nl0Fe_0655363001415244259.jpg.webp)
Вайгач порадовал нас прекрасной, совсем не северной какой-то, погодой: 13 градусов тепла и солнце, ни дуновения ветерка. Готовилась я, как и другие, к худшему, поэтому пришлось снять один слой одежды. Комары покусали, но это был единственный минус поездки.
Эмоций — море. Там мы чуть не наступили на куропатку — она резко выскочила из куста под ногами. Видели поморников, галстучников, летящих с моря на озёра гагар и пару больших бургомистров. «Гусей здесь просто какой-то зоопарк», — сказала наш орнитолог. Вайгач не зря называют птичьим островом.
На привалах я от души напрыгалась по «скалам» на берегу, мы кидали камни в воду «блинчиками», ели бутерброды с чаем из термоса¸ сидя на мхе, и смотрели на красивые пейзажи. Такая вот арктическая романтика.
![Перекус в Арктике | Источник: Алина Ромашова](https://n1s1.hsmedia.ru/d1/e6/72/d1e67224a4c6ae9e3d70e93ca7626173/656x438_1:5653_3d2fd40d38f405d5127bbd1bc7d86013@1280x853_0xyAmuKViO_3617580075118031091.jpg.webp)
Однако для исследователей это не просто путешествие. Мы обползали весь заброшенный лагерь, где добывали свинцово-никелевые руды советские политзаключенные в 1930–1935 годах. Увидели старые узкоколейные железные дороги, вагонетки, дома рабочих, от которых остались только полы и разваленные печки, нашлись даже тазики и оконные стёкла той эпохи. Натыкались на «врезанные» в землю штольни, внутри которых вода и мерзлота, выглядит это очень мрачно. Всё это — рядом с огромными горами каменных насыпей.
![Исследователи «Арктического плавучего университета — 2023» | Источник: Алина Ромашова](https://n1s1.hsmedia.ru/c2/66/71/c2667165252043be373db6ad36603f50/656x438_1:5653_04cc07d0e85b7f1fca24dd73164c343e@1280x853_0xxtXtHk7B_0965598198484254085.jpg.webp)
Ученые из других групп пообщались с местными жителями, отобрали пробы воздуха, снега из снежника (большого куска снега, который может существовать в теплый период. — Прим. ред.), поймали шмелей и собрали гербарий арктических растений.
![Цветущая морошка | Источник: Алина Ромашова](https://n1s1.hsmedia.ru/90/e7/a2/90e7a246bea2b19a5ff7285fd89b9f6b/656x438_1:5653_4f0148036ad97c3f05fdd2ee60288391@1280x853_0xW8KnvipV_1416375062116780127.jpg.webp)
А я бы не простила себе, если бы что-нибудь не захватила с этого прекрасного острова. Растения решила не рвать: сунула в карман несколько ракушек и камушков.
![На берегу всё хотелось рассматривать в деталях, даже просто камни, парочку небольших, не таких, как этот, я взяла с собой — в Архангельск | Источник: Алина Ромашова](https://n1s1.hsmedia.ru/45/0b/25/450b256714e9a9a2eeeb42aced142ec1/656x492_1:5653_4293bc916e5e1b10d73198662250fc81@1280x960_0xSvVj8jKA_9740335669473363749.jpg.webp)
Если ежедневно на судне я прохожу до двух тысяч шагов, то за день высадки на Вайгач сделала около 11 тысяч шагов с рюкзаком и в броднях. Почти поход в спортзал. По прибытии, как всегда, измеряли уровень стресса. Если обычно у меня он был около 49 баллов, то после острова намерила 150, вдобавок — повышенное давление. Бродить по тундре, оказывается, совсем непросто, но это того стоило!
Мой первый в жизни шторм
И всё же главное испытание экспедиции на волнах — это шторм. И мы наконец-то прочувствовали это на своей шкуре. Онислучился в ночь с 1 на 2 июля, и сильная качка преследовала «Молчанова» весь день.
Проснулась от того, что в каюте со стола и в ванной падают какие-то вещи, но не было сил встать и поднять их.
«Утром попыталась поесть, но лучше бы этого не делала — стало еще хуже. Учитывая свои ошибки, оставшийся день я почти не ела»
В коридорах на перилах на каждом метре лежат бумажные пакеты — так заботятся о пассажирах на судне. Но оно почти опустело: все сидели по каютам и мало кто смог доползти до лекций в лаундж-зону. Ощущения максимально неприятные, без опоры передвигаться было невозможно. Оказалось, это был 5-балльный шторм. Вечером, когда все подуспокоилось, старпом рассказал мне, что волна достигала и высоты в 3,5 метра. И это, по его мнению, еще мало.
Помощник капитана показал мне архивное видео шторма, который пришлось пережить «Профессору Молчанову» несколько лет назад. Выглядело как кадры из фильма про кораблекрушение. И как такое вообще можно было снять, когда тебя мотает, волны поднимаются до верхних палуб? «В общем, после этого ролика я успокоилась и поняла, что наш шторм — это пустяки.
«Нормальная качка — это когда стулья летают»
Старпом посоветовал грызть соленые сухарики и пить воду с лимоном. К этим народным методам наш врач добавил, что нужно есть что-то мятное или кислое.
«На борту ходили смешные байки, что нужно заклеить пластырем или скотчем пупок. Мол, кишечник близко, поэтому надо прикрыть»
Никто этим не воспользовался пока, насколько мне известно.
У многих в сильную качку нет аппетита, некоторые, наоборот, едят за двоих. Нам стали подавать больше кислого и соленого. Например, недавно был рассольник на обед, в соусе на ужин как-то раз были соленые огурцы, часто на столе есть лимон, а к завтраку вообще каждый день большая клюква.
Приключение мы перенесли достойно, рейс продолжается...
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a9/3a/43/a93a4329deddb2737aac362d89bb47f3/1280x853_0xtHF0iz1T_0759724807022359704.jpg)
Как думаете, вам тяжело было бы в экспедиции?
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на площадках 29.RU в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в канале в Telegram.