Среди участников рейса «Арктического плавучего университета — 2023» — наша коллега Алина Ромашова. От арктического спецкора 29.RU мы уже узнали немного про быт на борту экспедиционного судна. В этой колонке из Северного Ледовитого океана она описала состояние в свой первый шторм. Объяснила суть первой в жизни вахты с капитанского мостика. А еще, наконец, она вышла на берег — Алина побывала на острове Вайгач, который показался ей сказочным. По пятницам Алина присылает нам весточку из рейса, и вот что она рассказала на этот раз.
Как мои сосуды «помолодели»
Про свой первый шторм я еще скажу чуть ниже — к нему нас будто бы готовили с самых первых дней, так тщательно изучали наше здоровье. Баренцево море приняло нас очень бережно, меня немного укачало только поначалу, еще в Белом. Как только я понимала, что мне нехорошо, выпивала таблетку.
За здоровьем участников следит на борту заслуженный врач РФ, доцент СГМУ Леонид Александрович Зубов, у него огромный опыт работы на Крайнем Севере. Последние годы в экспедициях «Арктического плавучего университета» он исследует особенности нервной системы человека. Я тоже побывала в его кабинете: на мои ноги и запястья прикрепили специальные прищепки аппарата, который сканирует множество показателей организма. Нужно было спокойно пролежать пять минут, а потом столько же простоять. Показатели можно смотреть на компьютере.
— Ты всего лишь встала, а уже поехала! Нагрузка-то совсем ничего, а у тебя пульс подскочил, — сказал мне тогда доктор. Оказалось, по шкале, похожей на светофор, можно определить степень адаптации. Это была первая неделя на борту, и у меня была «четверка» — средне. Когда стресса нет — это 1, зеленый цвет. А когда состояние тяжелое, и надо помочь из него выйти — это 10, красный. Большинство из нас тогда только адаптировались, хорошо, что стихия не стала нас испытывать на прочность сразу и будто дала время подпривыкнуть.
— Чтобы к концу экспедиции у всех результат был зелёный! Это не просьба, а приказ! — пошутил врач. Чтобы быть в норме, каждый год он советует участникам рейса искать и устраивать для себя удовольствия.
Как вы поняли, мы под контролем и как только не проверились. Выбирали приятные себе цвета на карточках, мерили давление, отвечали на многочисленные вопросы почти каждый день. Совали пальцы в трекер здоровья, который проверял параметры сердечно-сосудистой системы. В первые дни экспедиции мои сосуды ощущали себя на 31 год, а потом их возраст изменился до 20 лет. Помолодела!
Путь на сказочный Вайгач
До выхода на Вайгач вся моя работа была на борту, в том числе и первая вахта, к которой меня подготовила заведующая лабораторией микропластика PlasticLab Александра Ершова из Санкт-Петербурга. Она набрала команду добровольцев, кто хотел бы подежурить с капитанского мостика — высматривать проплывающий мимо мусор, описывать его, отмечать координаты в журнал. Я решила попробовать.
Мы даже «репетировали»: учились определять расстояние до объекта в воде, его размер и смотрели координаты на компьютере. В это время повезло наблюдать, как вдалеке играется белуха. Вахты — крутая возможность увидеть китов. Тебя, во-первых, пускают на капитанский мостик, где ты в тепле и свысока всё видишь, а во-вторых, ты находишься там долго, — что-нибудь да встретишь.
Капитанский мостик — это большой кабинет капитана и его помощника с панорамными окнами и видом на нос корабля.
«На капитанском мостике есть «руль», куча компьютеров и приборов, рабочие столы. У нашего капитана — еще и иконки, как у дальнобойщиков, забавно»
Сложность вахты — в испытании волнами, когда долго на них смотришь, может укачать. Мое первое дежурство выпало на время, когда мы огибали песчаную косу перед Колгуевым. За час я не встретила ни одной бутылки у кормы — вообще ничего. Однако общая ситуация всё же не такая позитивная...
«В воде встречаются и маски для лица — новая экологическая проблема с начала ковида, и контейнеры с бутылками, и бревна»
Александра Ершова говорит, что особенно в начале Северного морского пути, где ходит много судов, самая большая проблема с незаконно выброшенными отходами — ученым важно понять масштабы загрязнения.
Скоро на горизонте показался Колгуев, первая высадка участников экспедиции была именно там, однако я не принимала в ней участие. А вот вторая, а для меня — дебютная — оказалась на острове Вайгач, это Ненецкий автономный округ. Нас распределили на пять лодок и по очереди доставляли с судна на остров.
Подходя к берегу, я любовалась скалистым берегом и зеленым ковром изо мха: наконец-то земля!
Нас высадили в бухте Варнека. Некоторые исследователи пошли в одноименный поселок, а мы остались на мысе, в дикой природе. Первые километры по острову давались нелегко, потому что ходить по мху и болотистым кочкам непривычно. Зато каждый шаг хотелось сфотографировать, ведь под ногами — тысячи цветочков морошки, дриады, мытника, селезеночника, камнеломок и других растений.
Вайгач порадовал нас прекрасной, совсем не северной какой-то, погодой: 13 градусов тепла и солнце, ни дуновения ветерка. Готовилась я, как и другие, к худшему, поэтому пришлось снять один слой одежды. Комары покусали, но это был единственный минус поездки.
Эмоций — море. Там мы чуть не наступили на куропатку — она резко выскочила из куста под ногами. Видели поморников, галстучников, летящих с моря на озёра гагар и пару больших бургомистров. «Гусей здесь просто какой-то зоопарк», — сказала наш орнитолог. Вайгач не зря называют птичьим островом.
На привалах я от души напрыгалась по «скалам» на берегу, мы кидали камни в воду «блинчиками», ели бутерброды с чаем из термоса¸ сидя на мхе, и смотрели на красивые пейзажи. Такая вот арктическая романтика.
Однако для исследователей это не просто путешествие. Мы обползали весь заброшенный лагерь, где добывали свинцово-никелевые руды советские политзаключенные в 1930–1935 годах. Увидели старые узкоколейные железные дороги, вагонетки, дома рабочих, от которых остались только полы и разваленные печки, нашлись даже тазики и оконные стёкла той эпохи. Натыкались на «врезанные» в землю штольни, внутри которых вода и мерзлота, выглядит это очень мрачно. Всё это — рядом с огромными горами каменных насыпей.
Ученые из других групп пообщались с местными жителями, отобрали пробы воздуха, снега из снежника (большого куска снега, который может существовать в теплый период. — Прим. ред.), поймали шмелей и собрали гербарий арктических растений.
А я бы не простила себе, если бы что-нибудь не захватила с этого прекрасного острова. Растения решила не рвать: сунула в карман несколько ракушек и камушков.
Если ежедневно на судне я прохожу до двух тысяч шагов, то за день высадки на Вайгач сделала около 11 тысяч шагов с рюкзаком и в броднях. Почти поход в спортзал. По прибытии, как всегда, измеряли уровень стресса. Если обычно у меня он был около 49 баллов, то после острова намерила 150, вдобавок — повышенное давление. Бродить по тундре, оказывается, совсем непросто, но это того стоило!
Мой первый в жизни шторм
И всё же главное испытание экспедиции на волнах — это шторм. И мы наконец-то прочувствовали это на своей шкуре. Онислучился в ночь с 1 на 2 июля, и сильная качка преследовала «Молчанова» весь день.
Проснулась от того, что в каюте со стола и в ванной падают какие-то вещи, но не было сил встать и поднять их.
«Утром попыталась поесть, но лучше бы этого не делала — стало еще хуже. Учитывая свои ошибки, оставшийся день я почти не ела»
В коридорах на перилах на каждом метре лежат бумажные пакеты — так заботятся о пассажирах на судне. Но оно почти опустело: все сидели по каютам и мало кто смог доползти до лекций в лаундж-зону. Ощущения максимально неприятные, без опоры передвигаться было невозможно. Оказалось, это был 5-балльный шторм. Вечером, когда все подуспокоилось, старпом рассказал мне, что волна достигала и высоты в 3,5 метра. И это, по его мнению, еще мало.
Помощник капитана показал мне архивное видео шторма, который пришлось пережить «Профессору Молчанову» несколько лет назад. Выглядело как кадры из фильма про кораблекрушение. И как такое вообще можно было снять, когда тебя мотает, волны поднимаются до верхних палуб? «В общем, после этого ролика я успокоилась и поняла, что наш шторм — это пустяки.
«Нормальная качка — это когда стулья летают»
Старпом посоветовал грызть соленые сухарики и пить воду с лимоном. К этим народным методам наш врач добавил, что нужно есть что-то мятное или кислое.
«На борту ходили смешные байки, что нужно заклеить пластырем или скотчем пупок. Мол, кишечник близко, поэтому надо прикрыть»
Никто этим не воспользовался пока, насколько мне известно.
У многих в сильную качку нет аппетита, некоторые, наоборот, едят за двоих. Нам стали подавать больше кислого и соленого. Например, недавно был рассольник на обед, в соусе на ужин как-то раз были соленые огурцы, часто на столе есть лимон, а к завтраку вообще каждый день большая клюква.
Приключение мы перенесли достойно, рейс продолжается...
Как думаете, вам тяжело было бы в экспедиции?
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на площадках 29.RU в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в канале в Telegram.