Среди участников рейса «Арктического плавучего университета-2023» — наша коллега Алина Ромашова. От арктического спецкора 29.RU мы уже узнали немного про быт на борту экспедиционного судна. В прошлую пятницу она рассказала, как пережила свой первый шторм в Ледовитом океане. А из этой колонки Алины вы узнаете, как после Вайгача она побывала на Новой Земле. В ее объектив попали не только удивительные пейзажи, но и «постапокалипсис».
Ледник — другая планета
Мое путешествие по сказочной Арктике продолжается. Всё больше думается, что увидеть ее красоты должен каждый хотя бы раз в жизни, чтобы влюбиться навсегда.
Летняя экспедиция в Арктику до севера Новой Земли и обратно — это не покрывало льдов за бортом, не пурга и айсберги, как на гравюрах и фотографиях экспедиторов-первооткрывателей. Это вода. Много воды, где лед мы видели от силы сутки. Ветер и даже яркое солнце. Показывающихся китов издалека видно плохо, тюленей тоже.
Самое интересное, как по мне, кроется на северных обитаемых и не очень островах. Следующая моя высадка после Вайгача была на Новую Землю в районе Русской Гавани. Сначала там я убирала с участниками экспедиции мусор с побережья. Определённый участок суши исследователи чистят уже несколько лет подряд, потом сортируют отходы и выясняют, откуда они могли оказаться на острове. Это интереснее, чем может показаться на первый взгляд, ведь встречаются удивительные вещи.
К примеру, мы нашли винтажную стеклянную чернильницу, кусок ящика из-под популярного пива, упаковки от зарубежного йогурта, рыбацкие снасти, сети, канаты, много-много стекла и пластмассовые игрушки. Всего мы собрали четыре мешка отходов, и участники экспедиции уже успели рассортировать их на «Молчанове». Видно, что судоходство и рыболовный промысел довольно сильно влияют на чистоту океана...
В Русской Гавани есть потрясающее место, которое произвело на меня большое впечатление, — это ледник Шокальского.
От берега до него добираться минут двадцать пять по горкам, это далось мне тяжело: пульс подскочил, я уже еле передвигала свои ноги в броднях. Был даже фальшфиниш, когда я думала, что мы уже почти пришли, поднялась на вершину горы, а дальше — спуск, и все идут вперед.
Я вытерпела это испытание, и в конце концов передо мной открылся вид на гигантскую ледяную стену в тумане, у подножья которой плавают айсберги. Невероятно зрелищный серо-бело-голубой пейзаж.
Мы сидели напротив и смотрели на это около часа, прислушивались, как трещит ледник, откалывается лед. Мне удалось разглядеть всю эту красоту еще и в бинокль — как будто другая планета! Такая монохромная, холодная, грубая.
Но у Русской Гавани есть и другая сторона.
Некрасивая, ржавая, мрачная, даже какая-то постапокалиптичная.
Заброшенные здания, десятки, сотни бочек — так называемое наследие советского освоения Арктики. Удручающая атмосфера...
«Весь мусор быстро не убрать, так будет еще долго, потому что вывозить все эти старые бочки, всю груду металлолома безумно дорого»
Загадала желание на краю земли
Очень похожие депрессивные вибрации на мысе Желания, тоже на Новой Земле. Здесь много заброшенных деревянных зданий, полуразваленные лодки на берегу.
Стоит рабочая метеостанция, которую, кстати, несколько лет назад разорил белый медведь, пробравшись через кухонное окно.
На станцию вахтами приезжают метеорологи и живут в довольно комфортных условиях: оборудованная кухня с телевизором, спальня, баня... Наш инспектор от Национального парка «Русская Арктика», который приезжал сюда не раз работать, говорит, что порой очень хочется сюда вернуться, хотя тут и одиноко.
Единственное, как мне показалось, место спасения для души — сам мыс Желания, он в паре километров от метеоплощадки.
Это место слияния Баренцева и Карского морей. Кстати, первое показалось нам зеленоватым, а второе — бурым, но в целом моря не отличаются друг от друга.
«С мыса кидают монетку или камушек в воду, загадывая желание и расправляя руки в стороны. Многие сделали такой ритуал. Надеюсь, мечты сбудутся»
Нам повезло, если можно так выразиться, с погодой: моросил дождь, стоял туман, выглядывало солнце. От этого появилась просто волшебная радуга над мысом из одного моря в другое.
Обрывистый мыс — месторасположение птичьих базаров. Тут колония моевки, есть гаги обыкновенные, морские песочники и морянки, их считали наши орнитологи. Запах там стоит не самый приятный, зато пейзаж — очень даже.
На мысе есть оружейный дворик, где стоят пушки времен Великой Отечественной войны. Выглядит это не как груда металла, все с аккуратными табличками.
Неподалеку стоит старый маяк. Внутрь вход категорически запрещен, потому что дерево совсем дряхлое.
«На Новой Земле нужно быть аккуратными, здесь настоящие хозяева не мы — медведи»
Для безопасности мы передвигались группами, в каждой из которых был организатор и инспектор с ружьем и фальшфейером.
Хищников мы не встретили, только продукты их жизнедеятельности и следы от лап. Некоторым ученым повезло увидеть оленей. Было предположение, что их сюда как раз загнал белый медведь, лежка которого неподалеку.
Исследователи забрали прошлогоднюю карту памяти из фотоловушки на мысе Желания — такой камеры, которая спрятана в металлический ящик. Зимой его занесло снегом, и добрая часть снимков — просто белое полотно, но ловушка все-таки смогла поймать песцов, медведя и оленей. Такая фотоохота — тоже важная часть исследования Арктики.
Наше путешествие продолжается, спасибо, что следите за путевыми заметками!
Вот бы всё бросить и поехать на уборку в Арктику, да?
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на площадках 29.RU в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в канале в Telegram.