![Ольга Лаптева](https://n1s1.hsmedia.ru/3a/a1/12/3aa112dbcc666e0304264f7f312151cc/743x741_0xcaL6oWbe_8256882706041551851.jpg)
![«Чтобы ребенок уснул, ему поют, как он умрет»: что еще впечатлило режиссера фильма о поморской песне Гость Поморья — режиссер Ольга Лаптева | Источник: Алексей Тюриков](https://n1s1.hsmedia.ru/1b/97/c9/1b97c91c214e8bbc864add47897fb103/656x438_1_cc38d633c2d535f9af6ecd7aed264750@1080x720_0xp8VqMuTh_8429423073268248932.jpg.webp)
Архангельская область часто притягивает людей искусства, в последнее время режиссеров — особенно. Весной к нам приезжала режиссер Наталья Бондарчук, в августе снимут сцены для проекта Федора Бондарчука и Дмитрия Табарчука. А прямо сейчас в Архангельске находится московский режиссер Ольга Лаптева, которая снимает документальный фильм «Феномен поморской песни». Он станет путешествием по разным населенным пунктам области, где процветает фольклор. О съемках и основной идее проекта — в этой колонке режиссера.
Ольга Лаптева — московский режиссер, ради съемок фильма о феномене поморской песни уже третий раз приехала в Архангельскую область и планирует вернуться еще и осенью. В своей киноленте она планирует показать разные фольклорные коллективы региона в формате были.
Своим фильмом мы не пытаемся дать вторую жизнь этой культуре или, наоборот, законсервировать ее. Есть момент, который позволяет прикоснуться к существующему явлению и просто со стороны чуточку приоткрыть возможность проникнуть в эту историю и показать ее с разных сторон.
Здесь вообще очень непростое пространство само по себе.
«Здесь настолько сильна природная энергия, что, кроме человека, вне зависимости от него, происходит много всяких явлений»
Поморская песня — одно из явлений. Ее энергия — это мощь, ее звучание — это сила, ее характер — это нечто, чем управлять невозможно. И здесь даже не мистика, а попытка соединиться со стихией, попытка взаимодействовать с ней. Не диалога, но очень тактичного, очень деликатного взаимопроникновения.
Песни построены на правде жизни. А она включает в себя еще и эмоции, из эмоций рождаются сказки, были, сказания, говори. Поморская песня — это пересказ того, что уже произошло, как опыт, но с привнесением эмоций и своего собственного ощущения событий. Может быть такое, что песня равно сказка, песня равно жизнь, песня равно история, событие, желание, предположение.
![Именно поморская песня стала главным объектом изучения и вдохновения режиссера. К счастью, традиции хранятся и есть люди, готовые пообщаться и даже спеть | Источник: Алексей Тюриков](https://n1s1.hsmedia.ru/c3/3b/3f/c33b3f19901cbd6131814c82bd83ea15/984x1312_1_b619b1882e42e4bcb2d6b218de78824a@1620x2160_0xCQ0dad0W_8949323864424969321.jpg.webp)
Некоторые сюжеты сложно принять спокойно. Например, мне пели колыбельную поморскую песню для младенца, мальчика.
«Чтобы ребенок уснул, ему поют, как он умрет и для него сколотят удобный гробик. Положат, укрыв соболями, чтобы было тепло. Спи, засыпай, малютка»
Несут его и провожают всей деревней. В петрозаводской консерватории по классике поморской песни нам попался очень хороший эксперт, доподлинно изучающий поморскую песню и говорю.
Сейчас и даже здесь песни эти детям уже не поют...
![Уникальные пейзажи и старинная культура вызывают неподдельный интерес — об этом режиссерам хочется рассказывать на федеральном уровне | Источник: Алексей Тюриков](https://n1s1.hsmedia.ru/69/16/76/691676230b9aa3102d27ddfdada74006/656x296_1_1fee9b18740216706fb146cada92bfbb@1600x720_0xhpS2xaQT_7891651159049877994.jpg.webp)
Рекрутские песни меня трогают до глубины души. Иногда я начинаю плакать. Наверное, это очень тонкие вибрации поморской песни. Настолько, что слушаешь не просто ушами, а и органикой души. Женщины старшего поколения рассказывали, как матери провожали отцов на войну и всю дорогу — от Лешуконья до Мезени — шли пешком и пели, пели рекрутские песни. До сих пор это трогает до слёз. Поморские женщины это помнят.
«По мысли, по разговору, по ощущению пространства — всё здесь сказочное»
Например: «Иду я домой, а комары-то налетели, и все в гости просятся. Ну, двух-то я пустила, а перед другими-то дверь закрыла, нет у меня столько чая для вас». Я это встречаю как существующий факт. Это менталитет, восприятие.
Само сказание, сама говоря поморская — отображение жизни в высокохудожественном исполнении. Это обратная связь, переработанная через эмоцию, в исполнении сказки, сказания, образа пространства и впечатления.
А образы в песнях самые разные, почти все связаны с природой. Бело — морюшко, окиян — батюшка — Бог, к нему припадают сердцем, с ним разговаривают, его просят, с ним взаимодействуют.
Сюжетов очень много, и они разные.
«Я слышала очень протяжные, долгие песни и быстрые, с перебивками. В основном они грустные, про тяжелое»
Если поют веселые, меняется ритмика, плечики, ноги, руки включаются, улыбка, возникает энергия веселья. Вот недавно мы сидели в Лешуконье, нам пели про браженьку. Я даже подпевала в альтовой партии, и мне дали это сделать.
Хоры, ансамбли собраны очень органично и правильно по голосам. Они существуют монолитно, как единое целое, как семья.
![Песня объединяет и даже роднит | Источник: Алексей Тюриков](https://n1s1.hsmedia.ru/24/80/3c/24803c30fb2224205b076065184beb87/656x296_1_8dff0f6be089176901b03768b596b7d7@1600x720_0xqhjbRA7b_5089911397958039798.jpg.webp)
Песня начинается в любой момент, в любом месте, потому что она существует в сердце.
Ее не надо как-то особенно репетировать или вспоминать.
Пока женщины повязывают головные уборы, принаряжаются, они поют — это и есть репетиция. Они могут приходить — и уже петь, уходить — и еще петь.
Люди делают это с удовольствием, песня звучит сама, ее не вытягивают и не настраивают, это природа. Природа существования человека и пространства Севера.
Вы слышали когда-нибудь поморскую песню?