В дельте Северной Двины зима медленно начинает сменять осень, но мы продолжаем наш проект «Обитаемые острова». На этот раз наш выбор пал на остров Ластольский и расположенную на нем деревню Ластола. Здесь мы увидели дома на любой вкус и цвет, большую школу и клуб — всё это больше похоже на город, чем на деревню.
«Много девушек и много работы — нужны мужчины»
Остров Ластольский — в старину его ещё называли Питяев — по сути, составляет одну целую землю с островом Конешный, где мы уже были в селе Конецдворье. Разделяет их небольшая речка, но её легко пересечь, поэтому сами местные жители не называют остров Ластольским. Всё из-за того, что жизнь Ластолы всегда была тесно связана с другими селами и деревнями, в том числе и Конецдворьем. Из одного пункта в другой ездили в гости, заключали браки, вместе работали и ходили в море.
По одной легенде, название деревня получила из-за ласточек, которые во множестве населяли здешние берега. По другой, этим словом обозначали прибрежную зону. Местные жители жили благодаря морю — строили карбаса, ходили за рыбой, ловили в основном треску, селедку и сёмгу. У здешних зажиточных крестьян даже были свои ряды на Маргаритинской ярмарке, где они продавали рыбу. Мужчины из Ластолы и сейчас ездят на рыбалку, правда, всё больше по реке: в июне здесь, говорят, рыба клюёт на голый крючок, а по канавам можно найти щук.
Поэтому здесь в основном ели раньше одну рыбу — на завтрак, на обед и на ужин.
— Моя мама ещё вспоминала — с утра бабушка сделала им в печке картошку с рыбой, и так весь день её и ели, — рассказывает коренная жительница Елена Титова — директор ластольского клуба.
В советские годы, как и везде, на острове появился колхоз имени Молотова, а затем в деревне была построена первая в округе моторно-тракторная станция, откуда машины ездили на сенокосы и уборку урожая с островных полей. В 1959 году все небольшие колхозы объединились в один — его спустя два года назвали Северодвинским. А в 1971 году в Ластоле начали разводить рогатый скот.
— Местный колхоз считался миллионником, сюда приезжали студенты и рабочие. В 1980 году у нас на комплексе работали 1200 человек, а всего жило около трех тысяч. В 1980-е сюда много человек приехало.
Говорят, было объявление в журналах «Крестьянка» и «Работница», что здесь много девушек и много работы — нужны мужчины.
— Вот так население и получилось смешанным. Появлялись многоквартирные дома с удобствами, кочегарка, школа и детский сад, — рассказывает Елена.
Катера на берегу и панельки в деревне
Закончилось всё в 1993 году — на предприятии стали один за другим меняться директора, хозяйство разворовывали, и так постепенно жители Ластолы остались без прежней работы.
На берегу острова можно увидеть старый катер, который лежит здесь уже четыре года. Рядом местные рабочие ремонтируют катера и баржи из других островов, меняют всё, что сгнило, и ставят на воду — и люди заняты, и заработок для семьи.
Сейчас выбор для них невелик: заняты все рабочие места в школе, детском саду, клубе, медпункте, двух магазинах, на почте и ЖКХ. Остальные либо живут своим хозяйством, либо работают вахтовым методом. В Архангельск и Северодвинск никто работать не ездит — слишком неудобно — дорога в один конец занимает полтора-два часа.
Зимой на остров ведёт ледовая переправа, рассчитанная на автомобили — обычно в это время года местные привозят на остров доски, кирпичи и другие стройматериалы. А кому нужно за покупками летом, те ездят на своих катерах и лодках или ждут теплохода.
Многие считают деревню умирающей — на сегодняшний день в ней прописано 460 человек, из них больше 200 — пенсионеры.
С 2004 по 2015 год она была центром Ластольского сельского поселения, она и выглядит совсем не как деревня — здесь и панельные дома, и довольно большая школа. Сейчас она лишилась этого статуса и входит в состав Островного сельского поселения, центр его находится в Вознесенье.
В местной школе сейчас учится 39 детей и ещё 8 — в детском саду. Раньше в Ластолу на обучение привозили детей со всех островов — неделю они жили в местном интернате, а на выходные уезжали домой. Классы небольшие, идёт практически индивидуальное обучение, но учат хорошо — многие дети оканчивают школу с золотыми медалями. С учителями сейчас проблем нет — разве что требуется новый учитель английского языка, но преподавательский состав в будущем нужно будет обновлять, а откуда взять новых педагогов — непонятно.
«Друг друга не поддержишь — уже не деревня»
Сейчас Ластола — один из пунктов для туристов, путешествующих по островам. Вначале им показывают знаменитую восстановленную церковь в Конецдворье, потом везут сюда и показывают старинные дома, кормят традиционным кушаньем — ухой с молоком и пирогами, учат валять валенки, а затем ведут в музей, который расположен на втором этаже здания детсада — там же есть и почта с библиотекой.
В музее три помещения: одна комната сделана как старинная поморская изба — вещи для её убранства собирали по всей деревне. Вторая — большой зал, посвящённый советскому периоду 50–70-х годов. В третьей комнате воссоздали быт обычной советской квартиры с соответствующими вещами — от трюмо до магнитофонов. Местные говорят, что пожилые люди приходят в восторг, когда узнают вещи, которые у них тоже были. А детям интереснее в поморской избе.
Есть в деревне и здание клуба — здесь местные жители готовят спектакли, поют, танцуют, рукодельничают, устраивают дискотеки. На втором этаже, где в 1990-е был видеосалон, хотят в будущем открыть музей трактора.
— На 4 ноября мы готовим осенний праздник, до этого отмечали День пожилого человека. На 9 Мая мы собираем народ, все убираем памятник.
Если надо, народ собирается, помогает, никто не отказывается.
— На детской площадке мы скидывались на оградку, краску — люди приходили, красили и цементировали. Народа у нас не так много, и если друг друга не поддержишь — это уже, получается, не деревня, — говорит Елена.
«Деревня будет жить, пока люди здесь живут»
Дома в Ластоле совершенно разные. Есть четырехквартирные панельки, вокруг которых тоже устроены огороды и теплицы. Есть пара больших домов на 18 квартир. Есть и старые, с поветью, избы, и новые особнячки. По преданию, все дома стоят близко друг к другу, чтобы соседи не подпалили друг друга из зависти или мести — иначе загорится и твой дом тоже. У многих поставлены бани: суббота у здешних жителей — обязательный банный день. Жильё дешевое — однокомнатная квартира вам будет стоить примерно 300 тысяч. Дома покупают в основном как дачи — летом из-за приезжих население увеличивается раза в четыре.
Как и на всех двинских островах, в Ластоле не обходится без неудобств и проблем. Например, зимой сюда заходят оголодавшие медведи и волки — они не раз уносили собак в лес.
В медпункте работают супруги-фельдшеры, очень хорошие специалисты. Но если случится что-то посложнее — от инфаркта до родов — придётся вызывать МЧС, которое приезжает на судне на воздушной подушке.
Зато остров посещают сотрудники ГИБДД — в Новый год одного мужчину здесь лишили прав за пьяное вождение.
Центральная бетонная дорога уже давно требует ремонта — старые плиты разъехались, на ней много ям и луж. Восстановления её ожидают в следующем году.
Но главная проблема острова — это отсутствие работы. Молодёжь уезжает учиться и редко возвращается назад.
— Деревня протянет, пока дети есть, — считает Елена. — В этом году трое родилось, а самая молодая семья — 30-летние. Лет 15 точно ещё продержится. Ну а потом — живут же здесь пенсионеры, ничего страшного. Деревня будет жить, пока люди здесь живут.