Экология интервью Что лежит на Мироновой горе: московский физик исследовал территорию вокруг могильника у Северодвинска

Что лежит на Мироновой горе: московский физик исследовал территорию вокруг могильника у Северодвинска

Андрей Ожаровский считает, что объект с ядерными отходами нужно регулярно проверять

Андрей Ожаровский ездит по России и проверяет потенциально опасные объекты на наличие сильного ядерного фона

Представитель Российского социально-экологического союза, физик-ядерщик Андрей Ожаровский проверил на заражение территорию у хранилища ядерных отходов на Мироновой горе под Северодвинском. Свои выводы он огласил на видео, которое выложил в Сети. 29.RU эксперт рассказал, почему такие объекты нуждаются в проверках, а также в чём их главная опасность.

О результатах исследования могильника под Северодвинском ученый рассказал в своем видео

Московский ученый приехал в Поморье в рамках программы «Безопасность радиоактивных отходов». Один из ее проектов — как раз обследование потенциально опасных мест. Результаты обследования могильника на Мироновой горе показали, что следов радиации вокруг него нет, а ручей, протекающий рядом, чист. Но, по словам исследователя, это не значит, что так будет всегда.

Ядерный могильник располагается в 12 километрах от Северодвинска, недалеко от кладбища «Миронова гора». Оно состоит из двух объектов, общий объем которых составляет 1556 кубометров. Захоронение начали разрабатывать в 1957 году, объекты приняли в 1961–1962 годах, а заполнили отходами уже в 1968-м. В 1990-х годах могильник не был огражден, а при обследовании на нём выявлены три участка с интенсивностью гамма-излучения 600, 150 и 120 мкР/ч. В начале 2000-х хранилище окружили забором и создали на нём специальную систему изоляции. Объект состоит на балансе у АО ПО «Севмаш».

— Наша задача — заниматься именно приборным мониторингом, — объяснил Андрей 29.RU. — Мне кажется это крайне важным, потому что есть случаи, когда представители атомной промышленности просто врут и говорят: «У нас всё безопасно, у нас ничего не протекает». Я находил, например в Подмосковье, в Сергиево-Посадском районе, протечки из похожего объекта. Тоже старого, 1960-х годов — из него вытекал радиоактивный ручей. Но у вас я протечек не нашел. Конечно, не нашел — это не значит, что их нет. Может быть, плохо искал, а может быть, надо было смотреть чуть по-другому, чуть подальше. Но, по крайней мере, в краткосрочной перспективе хозяева вроде бы справились.

«Мы ничего не знаем об этом захоронении»

По словам физика, главная опасность Мироновой горы в том, что состояние закопанных на шестиметровой глубине бетонных конструкций очень сложно контролировать.

— Видимо, в 1960-е годы их сделали хорошо, раз они до сих пор не треснули, но когда-нибудь они треснут. Нужно постоянно обследовать [этот объект], а хозяину нужно предпринимать меры, чтобы понимать состояние бетонных конструкций. Бетон корродирует, к тому же там есть заболоченные участки, где вода стоит на поверхности, — говорит Андрей Ожаровский.

Андрей вспоминает, что местное экологическое движение «42» уже пыталось вступать в переписку с «Севмашем», чтобы те ответили на вопрос об объемах захоронения. Ответов, по его словам, не последовало.

— Мы ведь ничего не знаем об этом захоронении. Какие там радионуклиды? Долгоживущие или среднеживущие? Какая там конструкция? Проводилось ли обследование бетонных сооружений? Эти вопросы были заданы, но на них не ответили. Я сейчас повторю запрос, поскольку нам важно понимать возможную опасность и воздействие, — комментирует он.

Редакция 29.RU также направит официальный запрос в «Севмаш».

Так сейчас выглядит территория захоронения ядерных отходов, но в 1990-е годы здесь свободно ходили местные жители

Могильник на Новой Земле и радиоактивный Шиес?

Конечно, Миронова гора — не единственное потенциально опасное место в Архангельской области. Андрей Ожаровский вспоминает и взрыв на военном объекте возле Нёноксы, также он приводит в пример всю деятельность предприятий Северодвинска.

— К сожалению, я не стал сейчас делать обследование самого Северодвинска, — говорит он. — Мне советовали съездить на Ягры, но я не стал этого делать, поскольку есть определенные технические сложности: это город и в нём нужно искать для обследования определенные места. В области у вас главное — это объекты атомного судостроения «Севмаша», как раз хозяев этого могильника. Есть множество историй о радиационных авариях, которые происходили на этих предприятиях. Собственно, Миронова гора — это не только захоронения каких-нибудь перчаток, сапог и средств индивидуальной защиты. По слухам, там есть и фрагменты оборудования, загрязненного в результате аварий, фрагменты цехов… Поэтому настороженным надо быть в основном в Северодвинске.

Еще одна потенциальная опасность, по словам физика, находится на Новой Земле, где и так уже есть захоронения ядерных отходов, а в будущем вполне могут организовать большое хранилище.

— Планы по созданию постоянного всероссийского могильника [на архипелаге] никто не отменял. Один из губернаторов сказал, что есть соглашение, оно не расторгнуто. Повторение Шиеса, только радиоактивного, — оно возможно. Если сейчас объявят: «А давайте сейчас все отходы повезем на Новую Землю». А где их перегружать? В порту Архангельска. То есть существует опасность не только самого могильника, но и опасность перевозок на огромные расстояния — в том числе речных, морских. Тут надо быть крайне настороженными, — советует ученый.

Напомним, почти два года назад на Белом море возле Нёноксы прогремел взрыв во время испытаний новой военной техники. В аварии погибли пять сотрудников «Росатома» и двое военных, несколько человек пострадали. Журналисты 29.RU ездили в Нёноксу сразу после инцидента и рассказали, чем живут селяне и чувствуют ли себя в безопасности. Спустя год мы снова посетили село и выяснили у местных жителей, изменилось ли что-то в их жизни.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления