RU29
Погода

Сейчас+17°C

Сейчас в Архангельске

Погода+17°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +14

0 м/c,

757мм 59%
Подробнее
USD 91,26
EUR 98,83
Стиль и красота Дуэт природы и ювелира: как создаются украшения из камня

Дуэт природы и ювелира: как создаются украшения из камня

Юрий Моисеев ставит перед нами необычную «картину», и я понимаю, почему он не просто ювелир, а ювелир-художник. Детализированная и даже немного сюрреалистическая композиция, в центре которой – сквозь камень пробивающийся солнцеподобный цветок. Тут же мы видим сверкающую бабочку, плетения из ажурных металлических листьев, и милый букетик в бокале... прозрачнейшей воды.

Бабочка с серебряными крыльями

– Конечно же, это не вода. Так я обработал горный хрусталь, – комментирует Юрий Александрович. – Зеленые листики сделал из нефрита, бутоны молочного оттенка – из кахолонга, стебельки у них – золотые, красные резные соцветия – это сердолик, чашечка пробивающегося цветка – солнечный камень, пластинка, через которую он прорвался – агат, а еще здесь есть аметистовая щетка, лазурит, сердолик, хризопраз...

Картину Юрий Моисеев сделал 15 лет назад – это был пробный эксперимент работы в стилистике Фаберже, на который ушло больше года. Самое удивительное, что чудо из полудрагоценных камней и разных металлов – серебра, золота, мельхиора, нейзильбера, – не просто ювелирное панно, а ночник. Юрий Александрович выключает свет, и вся комната озаряется мягким теплым свечением, лучи проникают через тонкие до прозрачности камни, и по потолку бегут цветные огоньки, тени и полутени от причудливых инопланетных растений. Эта работа примечательна тем, что демонстрирует сразу несколько ювелирных техник, одна из которых считается вершиной ювелирного мастерства – нанесение горячей эмали. Ее еще называют перегородчатая и «оконная» – цветная эмаль заполняет в просветы.

Юрий Моисеев – художник-ювелир, член Союза дизайнеров России, уже более сорока лет он создает свои ювелирные шедевры в различных техниках. При этом он самоучка, чтобы освоить ювелирное дело, читал книги, знакомился с опытом специалистов со всего мира. К ювелирному делу приобщился в 1976 году, за плечами имел авиационно-техническое училище, специальность бортмеханика, опыт морских путешествий в качестве радиооператора. Некоторое время работал в школе учителем труда. И вот однажды ему в руки случайно попался журнал «Юный техник», где доступно давались азы работы с камнем. С этого все и началось...

С идеями поначалу было туго, вдохновлялся поморский ювелир... в музеях. Многие техники уходят своими корнями глубоко в историю, и с течением времени переосмысливаются, получают новую волну популярности, как например, кольчужное плетение из серебренной проволоки, которое использует в своей ювелирной практике Юрий Александрович, – это старинный способ плетения использовали еще в русском традиционном костюме и боевом облачении.

Сладкая каторга

На изготовление одного изделия у Юрия Моисеева может уйти две недели и даже целый год, свое дело он с юмором называет «сладкая каторга» – долго и мучительно порой идет процесс изготовления миниатюрной вещицы. Сначала появляется идея, дальше – эскиз, и только потом – начинается творческий процесс. Часто на новый образ его вдохновляет супруга – Светлана Анатольевна. Они в браке уже более 50 лет.

– В Великом Устюге, в «Российской государственной пробирной палате при Министерстве финансов Российской Федерации» я получил разрешение на работу с любыми материалами – золото, бриллианты, медь... Да хоть метеоритное железо, – смеется Юрий Александрович. – Однако серебро – мой любимый металл, душа никогда не лежала к золоту, платине, мне даже само слово – «серебро» – нравится. К тому же всем известны его лечебные свойства.

Юрий Александрович говорит, что самое драгоценное, что у него есть – это жена, дочь и внучка. Если делаешь что-то с любовью для конкретного человека, в итоге это оценят все. Кстати говоря, именно Светлана Анатольевна делает тонкие кольчужные плетения, а звенья потом пропаивает Юрий Александрович, чтобы они были цельными. Структура становится жесткой, можно задать изделию конкретную форму.

Юрий Моисеев работает и с эскизами заказчиков, ремонтирует современные, старинные и эксклюзивные изделия, изготавливает камни фантазийных форм, а также камеи и инталии из полудрагоценных камней – агат, сердолик, нефрит и другие породы, создает изделия с перегородчатой и витражной эмалью. В коллекции авторских украшений мы нашли броши, запонки, перстни, серьги, браслеты.

Как ни странно, узнаваемые изделия нашего земляка больше расходятся в Санкт-Петербурге, Москве и за рубежом. Юрий Моисеев принимал участие во многих российских и международных выставках. Его изделиями украсили наряды таких популярных актеров театра и кино, как Людмила Гурченко, Наталья Варлей, Зинаида Кириенко, Алексей Серебряков, Любовь Руденко, Ия Нинидзе и многие другие звезды. Одна из наиболее известных на Родине работ – герб Архангельской области, в 2015 году ее оценил сам Игорь Орлов.

Губернатор даже поручил министерству культуры и министерству образования и науки продумать варианты создания творческой мастерской для Юрия Моисеева. Идея хорошая – мастеру уже 77 лет, а передать свой исключительный навык некому... А ведь его ювелирная традиция могла бы стать частью туристической карты и даже брендом Поморья! Только дальше поручений дела не продвинулись. Кстати говоря, Юрий Александрович сделал два типа украшений с гербом Архангельска — женский значок и галстуки-боло (декоративный передвигающийся зажим на шнурке).

Их могли бы носить, как минимум, наши депутаты, чиновники, но почему-то этим никто не заинтересовался. Что печально, уже больше семи лет ювелир создает... в стол. Учеников у ювелира-художника нет, работает он в тесноватом помещении, которое совсем не похоже на ювелирный цех.

Рабочее место гения

Такой же сюрреалистической и волшебной, как ювелирное панно в рамке, мне показалась сама мастерская Юрия Моисеева – это, в какой-то степени, тоже шедевр, настоящий уголок гения, особенность которого в том, что практически каждый станок здесь сделан своими руками.

Станок для резки, полировки, выравнивания поверхности, огранки камня, шлифовки – это и другое оборудование Юрий Моисеев собрал сам! Смекалка помогает ему увидеть в ненужном хламе и простых вещах детали будущего оборудования для производства прекрасного – его ювелирных украшений. Вот уж, действительно – золотые руки.

Для изготовления ювелирных изделий требуется множество разнообразных инструментов.

Можно заметить их сходство со слесарными, однако ювелирная работа гораздо более тонкая и кропотливая, поэтому орудия труда хоть похожие, но более миниатюрные. В арсенале Юрия Моисеева имеются разметочные циркули, кернеры и молоточки, металлические угольники и линейки, штангенциркули и микрометры, различные лекала, щипцы, плоскогубцы, круглогубцы и многое-многое другое. Важное место в ювелирном наборе занимают режущие инструменты. Поскольку самый твердый материал – алмаз, для обработки твердых камней используют именно его.

Для резки Юрий Александрович использует алмазный диск, он просто необходим ювелиру, чтобы распил был высокой скорости, качественный и точный. В зависимости от способа напайки алмазные диски для резки камня могут предназначаться как для сухих, так и для мокрых видов работ. Самодельный станок помогает резать камень ровно, и что главное – без потерь.

– В былые времена для шлифовки я поначалу использовал наждачку разной зернистости – просто наклеивал ее на диск. Потом через мою мастерскую прошло более пяти поколений станков для разного вида работ, – говорит Юрий Александрович, он надевает очки с приближением, берет самодельный лобзик, чтобы распилить кусочек метала. Для работы с особенно мелкими деталями, ему требуется лупа – она тоже самодельная, оснащенная подсветкой по всей окружности.

А еще недавно Юрий Моисеев стал изучать программирование и собрал себе нового помощника – станок из дерева с числовым программным управлением.

Программа в компьютере задает рисунок, который получает станок и может вывести изображение с монитора на разные поверхности. У Юрия Александровича нет высшего образования, ко всему он приходит сам, говорит, если есть желание, научиться можно всему.

Чем царапают агат?

Ювелирные украшения Юрия Моисеева отличает не только эстетическая самобытность, в них есть особая энергетика мастера и целебные свойства камня. Какие-то из них Юрий Александрович находил сам, другие – покупал, в итоге год от года запасы полудрагоценных камушков пополнялись, что открыло простор для художественного творчества – из камня мастер может сделать все, что угодно. К примеру, раскрывающийся бутон цветка – настолько естественный, что люди, далекие от ювелирного дела спрашивают – а как ты так лепесток отогнул? Ювелир улыбается – камень не гнут, камень режут.

Каждый ювелир знаком со шкалой Мооса, это минералогическая шкала твёрдости, которая определяется методом... царапания. Значения шкалы от 1 до 10 соответствуют десяти распространённым минералам от талька до алмаза. Твёрдость минерала определяется сопоставлением, какой камень может его поцарапать, и что может поцарапать он сам. Например, если минерал царапается апатитом, но не флюоритом, то его твёрдость находится в диапазоне от четырех до пяти. Самый мягкий тальк можно поцарапать ногтем. Серебро и золото царапается медью. Твердый нож может поцарапать четвертую позицию. Агат в этой табличке занимает седьмую позицию. Топаз – на восьмом месте, он поддается обработке алмазом и сам царапает стекло. Зная эти и другие относительные характеристики твердости камней, понимаешь, как их обрабатывать. Чем тверже камень, тем дольше сохраняется его полировка и блеск, поэтому, несмотря на то, что есть много красивых камней, так высоко ценятся бриллианты, которые на протяжении сотен лет сохраняют свое «лицо».

Этюды от самой природы

Природа не выпячивает красоту напоказ – порой непримечательный с виду камень внутри оказывается очень живописным. Восхищаешься, когда видишь его скол, однако по-настоящему краски начинают играть после полировки – вот это уже волшебство, которое происходит с частичкой природы в руках даровитого человека. Сам Юрий Александрович говорит, что лучше всего выбирать камни в мокрое время года – дождь подсказывает ювелирам, как будет выглядеть камень после обработки. Кстати говоря, даже без сколов и трещин настоящий минералог и опытный ювелир может под ногами заметить нужный камень. Для нас же это будет черный и грубый булыжник.

Если вы находите полудрагоценный камень – смело можете закинуть его в карман, а если, например, изумруд – об этом уже надо сообщить государству. Первый свой камень Юрий Александрович нашел в Нарьян-Маре – это был агат, обрабатывал его начинающий ювелир на мокром точиле, смачивал и вытачивал вручную.

Агаты, нефрит, сердолик, лазурит, шпинель, полевой шпат, рубин, сапфир, шайтанский перелифт, лопарская кровь – у каждого камня свой цвет, свой характер. Часто минералы сами подсказывают ювелиру, что с ними делать.

Есть даже такое условное понятие – «пейзажный камень» – так называют цветные минералы, срезы которых напоминают пейзажи, людей, животных и даже сказочные сюжеты. В этом случае природа выступает соавтором. К примеру, вот – чтобы на веточках, которые нарисовала сама природа, появился снегирь, сначала Юрий Моисеев выгравировал выемки, а потом нанес холодную эмаль. И это можно делать неделю, и даже дольше – эмаль наносится слоями.

Один из монументальных трудов Юрия Моисеева – «Книга Памяти».

Здесь в центре композиции мы видим храм на острове Анзер Соловецкого архипелага , «нарисованный» горячей французской эмалью, на берегу замерзающего озера, которое изобразила на срезе агата уже сама природа, а в центре его – старинные таинственно затопленные колокола.

Инкрустация – еще одна сложнейшая техника, в которой работает Юрий Александрович – на поверхности одного минерала делаются выемки для вставок элементов из другого камня. Это своеобразная мозаика – очень трудоемкая, особенно, если детали миниатюрные и приходится работать с камнями. Мы рассматриваем изделие в процессе – здесь в горный хрусталь вставлены хризопразы.

Некоторые камни природа сама причудливо соединяет, например, на агате могут «вырасти» аметисты. Или внутри агата может образоваться жеода – пустота, заполненная кристаллами – красивыми минералами правильной формы. Как говорит Юрий Моисеев, свято место пусто не бывает, поэтому часто агат бывает с «начинкой», например, из горного хрусталя.

Теперь Юрий Александрович планирует сделать новую картину. С виду она будет представлять собой цельную единую композицию, детали которой – самостоятельные украшения. В любой момент их можно будет снять и надеть – кольца, браслеты, цепочки, запонки – единое ювелирное «живое» полотно.

Потенциал русского народа безграничен. Как все-таки мало и как в то же время много требуется, чтобы делать что-то по-настоящему удивительное и прекрасное. Мало – потому что, благодаря смекалке мастерская может родиться из простых, доступных и даже подручных материалов. Много – потому что нужно обладать редким бесценным даром, который зовется в народе талант.

Елена Ионайтис
Фото: Фото Сергея Сюрина
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления