Уходящий 2017 год принёс в жизнь архангелогородцев не так много радости в дорожной и транспортной сферах. Однако и за прошедшие 12 месяцев нам есть о чём вспомнить, о чём пожалеть, чему порадоваться. 29.ru представляет свою версию семи главных событий уходящего года в сфере автотранспорта и дорожного хозяйства.
Эпопея года
Эпопей года можно назвать попытки администрации Архангельска заменить пресловутые пазики на современные комфортабельные низкопольные автобусы и обеспечить в них совершенно иной, очень высокий уровень обслуживания пассажиров. В середине лета 2017 года перевозчики, работающие на маршрутах 11 и 76, получили от мэрии Архангельска уведомления о досрочном расторжении муниципальных контрактов на перевозку пассажиров.
Уже 1 августа был объявлен аукцион по выбору новой организации, которая должна с ноября приступить к перевозкам пассажиров по маршрутам 11, 38 и 76 на современных автобусах. Однако победитель аукциона — архангельский предприниматель Яковлев А.О. свои обязательства не выполнил, а потому контракт с ним был расторгнут, а самого предпринимателя включили в чёрный список.
В декабре состоялся новый аукцион на перевозку пассажиров, но и он закончился, по сути, ничем. Победитель — ИП Кокков Ю.В., несмотря на благодушное отношение администрации города, также подписал муниципальный контракт, но не смог его исполнить, заявив, что у поставщиков нет необходимого количества низкопольных автобусов. Власти ему не поверили и контракт расторгли, информация о нём также будет включена, по всей видимости, в чёрный список.
Появление же новых современных автобусов на улицах города откладывается на неопределённый срок. Определённо можно сказать только одно: местные перевозчики будут до последнего держаться за существующие условия работы. Зачем что-то улучшать, если горожане даже сейчас с готовностью оплачивают их услуги?
Проект года
Главным проектом года в дорожной сфере Архангельска можно назвать строительство и ремонт дороги по проезду Сибиряковцев в объезд территории областной больницы. Реализовать этот проект планировалось ещё в 2014 году в рамках программы развития Архангельска как областного центра. Однако вместе с закрытием программы канул в Лету и проект строительства дороги.
Затем сроки неоднократно переносились. В 2016 году строители даже приступили к строительству дороги, но выяснилось, что проектная документация, разработанная в бытность мэром Виктора Павленко, не соответствует реальности, а потому пришлось её переделывать.
В начале 2017 года был выбран новый подрядчик — ООО «Севзапдорстрой», которому к 31 октября 2018 года предстояло построить 720-метровый участок дороги. С работой дорожные строители справились досрочно, и уже 15 декабря 2017 года дорогу торжественно открыли. Сегодня проездом активно пользуются автомобилисты, с её открытием пробки на улицах Теснанова и Самойло исчезли, а добраться с Окружного и Талажского шоссе в центр города можно быстрее.
Провал года
Новые условия содержания автомобильных дорог Архангельска могли попасть в категорию «Революция года». Дело в том, что впервые в истории города муниципальный контракт на сезонное содержание дорог заключался не на один год, а сразу на два. Нам обещали, что «зимой снега на улицах города не будет». Однако вышло всё совершенно не так.
Во-первых, победитель электронных торгов — АО «Плесецкое дорожное управление» своими силами не может даже выполнить уборку снега на всей территории города и вынуждено привлекать субподрядчиков из числа тех организаций, которые раньше занимались очисткой улиц от снега. Во-вторых, количество нареканий к качеству уборки дорог и тротуаров превысило все разумные пределы.
Это заставило администрации города даже выставить генподрядчику штрафные санкции. Однако сумма штрафов в 165 тысяч рублей является настолько символической для общей стоимости контракта в 593 миллиона рублей, что вряд ли приведёт к улучшению ситуации.
Еще одним негативным фактором стало массовое увольнение работников на предприятиях, которые раньше традиционно занимались уборкой улиц города. По оценкам специалистов, уволено порядка тысячи специалистов.
Обсуждение года
Обсуждением года можно назвать дебаты вокруг транспортного налога. В течение всей осени инициатива Архангельской городской думы о перераспределении транспортного налога активно обсуждалась как в среде автомобилистов, так и в среде дорожников.
Архангельские депутаты предлагали направлять большую часть собранного с автомобилистов транспортного налога на ремонт дорог на тех территориях, где он был собран. Например, сбор с автовладельцев Архангельска должен был пойти в первую очередь на приведение в порядок дорог именно областного центра; сбор с автовладельцев Северодвинска — на ремонт дорог города корабелов и так далее. Только Архангельску это дало бы гарантированную прибавку в дорожный фонд в 80 миллионов рублей.
Однако эта инициатива была «задроблена» на уровне правительства Архангельской области и не поддержана депутатами областного Собрания. Впрочем, обсуждения этой темы, по всей видимости, не закончилось. Уже в декабре в Государственной думе началось обсуждение аналогичной инициативы, поэтому вопрос с транспортным налогом до сих пор не закрыт и, вполне возможно, идея городской думы будет реализована на уровне федерального закона.
Событие года
Событием года традиционно можно назвать фестиваль технических видов спорта «Формула 29». Уже который год подряд на аэродроме Лахта под Архангельском проходит автопраздник для всей семьи.
В этом году 5 августа состоялись заезды на ускорение среди гоночных и серийных автомобилей, тест-драйвы автоновинок. По оценкам организаторов, в фестивале «Формула 29» приняли участие около трёх тысяч жителей Архангельска и его окрестностей.
— «Формула 29» стала крупномасштабным и запоминающимся праздником спорта для жителей Архангельска и региона. Фестиваль уже обрел свою популярность и стал традиционным, — отметили в оргкомитете фестиваля.
Интрига года
Победителем в номинации «Интрига года» можно смело назвать администрацию Архангельска с программой ремонта дворовых территорий. Впервые за несколько лет основной упор в плановых дорожных работах был сделан на приведение в порядок именно дворов и внутриквартальных проездов. При этом до сих пор так и неизвестно, сколько же в действительности дворов в этом году удалось привести в порядок.
Первоначально на 60 миллионов рублей планировалось отремонтировать проезды в 53 дворах. Однако впоследствии их количество сократилось до 46, но в администрации нам пообещали, что отремонтированных дворов будет чуть больше. В общем запутали.
Ещё одной интригой в деятельности администрации стало нанесение дорожной разметки на улицах города. Аукцион на эти работы был объявлен слишком поздно, и потому приступить к работе подрядчик смог лишь в начале июля. Однако принцип, по которому выбирались улицы для нанесения разметки, так и остался непонятным. Дело в том, что на некоторых достаточно больших улицах разметка так и не появилась.
Из положительных моментов можно назвать то, что примерно 10% дорожной разметки впервые нанесены с использованием пластика, что позволит увеличить срок её службы.
Вопрос следующего года
А вот работу по организации в центре Архангельска платных парковочных мест администрация города в 2017 году начала, но не завершила. Решение этого вопроса, по всей видимости, относится на 2018 год.
В центре Архангельска планируется организовать почти пять тысяч платных парковочных мест. Это свидетельствует о том, что вскоре припарковаться в центре города «просто так» будет невозможно. Появились и желающие зарабатывать деньги на наших автомобилистах — компания «Техносерв». Однако пока схему организации парковок отправили на проработку, чтобы учесть интересы не только бизнеса и города, но и простых горожан, в чьи дворы хлынут тысячи автомобилей с центральных улиц города. Но в любом случае ясность с организацией платных парковок в Архангельске появится лишь в следующем году.