Около четырех лет назад культура посещения барбершопов — парикмахерских, рассчитанных на мужчин — была малознакома архангелогородцам. Сегодня же всё больше мужчин предпочитают их местам, где стригут за 200–300 рублей. Один из первых барбершопов FIRMA в 2016 году открыл в Архангельске Сергей Самодов. В новой серии проекта «Маленький, но гордый бизнес» поговорили о старте своего дела, его масштабировании и взглядах на эффективную рекламу, а также об отношении к сотрудникам как к партнерам.
Для открытия провели локальное исследование
Идею открыть барбершоп в Архангельской области Сергей Самодов привез из Владивостока. Несколько лет он работал там исполнительным директором Приморского театра оперы и балета. Когда тот превратился в филиал Мариинского театра, у нашего собеседника встал вопрос о смене работы.
Вернувшись в родной регион, Сергей Самодов возглавил Архангельский театр драмы. Но пока семья только думала перебраться обратно, это предложение еще не поступило, а заниматься чем-то нужно было. Сергей вместе с супругой Еленой решили попробовать себя в бизнесе. До этого у него был лишь опыт оказания услуг в качестве индивидуального предпринимателя.
Всегда было интересно попробовать себя в бизнесе. Я занимался определенными услугами: делал радиоролики, видеорекламу.
— Самостоятельно — без сотрудников — я оказывал услуги, являясь ИП с 2012 года. Был у меня еще один опыт: хотел делать своё информационное агентство, но это, можно сказать, был первый блин комом. Я потерял деньги, но обрел опыт, который позволил в дальнейшем более рачительно подходить к планированию, к постановке задач, — рассказывает Сергей Самодов.
Семья стала изучать, какие ниши в сфере услуг пустуют в Архангельске. Сначала думали об открытии формата «кофе с собой», но поняли, что этим в городе уже активно занимается «Coffee like». Сергей рассказывает, как же появилась идея создать барбершоп:
— Живя во Владивостоке, я пользовался услугами барбершопа: мне нравился подход и сервис. Это место стало одним из украшений городского ландшафта. Хотелось заняться этим же в Архангельске, раз ниша была достаточно свободна.
К изучению этой сферы в городе семья подошла основательно: разбирали работу парикмахерских салонов (их тогда было более 500), узнавали у знакомых, как они получают эту услугу и сколько готовы за нее платить — провели целое «локальное исследование».
На старте — 1,5 миллиона рублей
Когда с идеей для бизнеса семья определилась, нужно было в нее вложиться финансово. На аренду помещения, ремонт, покупку франшизы, так как сеть FIRMA была создана во Владивостоке, ушло порядка 1,5 миллиона рублей.
— Нам был нужен стартовый капитал, который сформировался очень просто. У нас была дача, доставшаяся супруге по наследству, — вспоминает Сергей Самодов. — Когда еще были во Владивостоке, дачу мы продали, а деньги просто лежали в банке под 16% годовых. На момент, когда мы хотели открыть барбершоп в Архангельске, нужны были деньги, но мы должны были их держать в банке, чтобы процент полностью был выплачен. Поэтому изначально мы просили по знакомым.
Семья вернулась в Архангельск в январе, а к 23 февраля они уже открыли первый салон. Помещение на улице Ломоносова приметили, еще будучи во Владивостоке, — оно подходило по цене за аренду и по метражу, а, приехав, сразу начали ремонт:
— Мы понимали, что нужно бы открыться к празднику — все-таки заведение ориентировано именно на мужчин. За месяц с небольшим мы должны были сделать ремонт, найти штат, провести рекламную кампанию. Была проблема в том, что первый подрядчик, не доделав ремонт, ушел в глубокий запой. Пришлось еще пять дней ждать, когда освободится другой подрядчик и выйдет на объект. По сути дела, на ремонт у нас было две недели: частично что-то делали сами, после открытия еще несколько ночей что-то доделывали, но открылись вовремя.
Спрашиваем Сергея о том, почему начать бизнес он решил с проекта по франшизе. По его словам, в 2016 году это было важно, так как бизнес-сфера не была ему знакома — требовалось подстраховаться. С другой стороны создатели франшизы не потребовали 100-процентной синхронности с остальными заведениями:
— Как правило, франшиза дает жесткие требования к помещению, к формированию бизнес-процессов. Здесь немного более либеральный вариант: каждая точка имеет свое лицо, мы самостоятельно подходим к дизайну, к выбору мебели, построению бизнес-процессов и отношениям в коллективе. Например, когда мы открывали уже третью точку, сделали освещение так, как удобно нашим мастерам.
На сегодня у FIRMA уже три работающих точки: две в Архангельске и одна в Северодвинске. Первый салон вышел в плюс за два месяца, после чего семья начала готовиться к открытию в Северодвинске — там салон окупился через год. Сейчас оба заведения поддерживают третью точку, которая открылась в сентябре 2019 года в ТЦ «Макси».
— Она уже могла бы выйти в плюс в марте, но там у нас случился коронавирус. Сейчас мы находимся в точке безубыточности, но ждем, что август — сентябрь дадут плюс, — комментирует Сергей Самодов.
В число постоянных расходов FIRMA входят аренда, роялти, расходы на коммунальные услуги и связь, зарплаты и налоги. Доход складывается от продажи косметики и предоставления услуг барберов.
— Я составляю план доходов и расходов. Мы зависимы от сезонности, сейчас зависим от коронавируса, поэтому расходы могут быть очень разными. Но план, как правило, угадывается, — рассказывает Сергей.
Позиция «К нам и так ходят» — неправильная
Наш собеседник уверен, что FIRMA растет и развивается из-за неравнодушного подхода к ведению бизнеса и клиентам. По его мнению, позиция «зачем меняться, если к нам и так ходят» — не для успешного бизнеса:
— Когда мы только заходили, нам многие коллеги говорили: «Зачем вы будете вкладываться, угощать людей кофе, напитками бесплатно?». Я считаю, всегда есть что улучшать. Сфера услуг — одна из сфер, после культуры и туризма, на которые обращают внимание люди, когда выбирают, оставаться им в городе, регионе или уехать.
Мы считаем, надо проводить реновацию, чтобы заведение не было уставшим. Так, мы заново перетянули кресла в первом барбершопе.
Сергей Самодов отмечает, что в первый год после старта они вкладывали деньги в ивент-рекламу — проводили интересные мероприятия вроде «Забега бородачей», праздничных мероприятий в клубах. Одно из последних таких мероприятий — розыгрыш пожизненного сертификата на стрижку.
— Это дало хороший результат. Нельзя забывать, что так мы становимся частью ивент-ландшафта, — комментирует Сергей Самодов. — Любой бизнес, если он хочет работать долго, должен становиться частью жизни людей, их привычкой. Мы не должны уже говорить просто «Приходите к нам, у нас дешевле», тут важно, чтобы человек доверял нам сам, а значит, советовал другим. Многие вообще не обращают внимание на ивенты, считают, что это излишнее расходование средств. Но 50 тысяч рублей ты вложил, нашел партнеров и сделал незабываемое событие — оно дает тебе больше, чем вложение в те же рекламные билборды.
Сейчас, признается наш собеседник, они таких «праздников для всех» проводят мало, рекламируют свои услуги в основном в соцсетях. Дни рождения для себя они тоже не проводят, предпочитая вкладываться в мастер-классы для сотрудников, а не в вечеринки:
— В свое время мы пригласили даже американского барбера — Тедди Боя Грега, который переехал в Россию и открыл свое заведение в Москве. Он приезжал к нам. Так повелось, что в январе-феврале, когда у нас намечается день рождения, или на открытие филиалов мы проводим полноценные мастер-классы на несколько дней. Мы с ребятами всегда обсуждаем, кого пригласить, учитываем, что они хотели в своем ремесле улучшить: так, в последний раз выбрали окрашивание.
«У нас нет своего стиля, мастера могут стричь по-разному»
В своих сотрудниках Сергей Самодов, по собственным словам, видит партнеров: все вместе они получают проценты от общей выручки. Руководитель барбершопов говорит, что старается дать всем ребятам одинаковые возможности заработать, дает им свободу в выборе графика работы. Показателем того, что удалось создать верную команду, Сергей считает отсутствие текучки кадров.
— Я получаю свой процент от того, что вкладываюсь в наше общее предприятие с ребятами. Они для меня являются важными партнерами — мы по-честному делим то, что зарабатываем. Мне кажется, это хороший подход, который не дает нам становиться чисто капиталистической структурой, и мы остаемся добрым барбершопом.
Как правило, барбершопы строят свои бренды на том, что это исключительно мужская территория: это касается и клиентов, и сотрудников. В FIRMA девушки-барберы, по словам Сергея Самодова, были изначально. Клиентам, которых интересовало, почему девушек взяли на работу, приходилось даже давать историческую справку.
Работая и с девушками, и с парнями, FIRMA расширяет возможности барбершопа «получить» наибольшее количество клиентов: есть ведь те мужчины, которые свою голову готовы доверить только женским рукам. По тому же принципу на работу берут барберов, владеющих самыми разными техниками и стилями мужских стрижек:
— У нас нет определенного стиля, есть мастера, которые могут стричь по-разному: кто-то олдскульно, кто-то под условного Тимати. Тут мы тоже обезопасили себя.
Единственное правило, которого здесь всё же стараются придерживаться, — не обслуживать девушек. Это связано со стремлением сохранить территорию, где все внимание сконцентрировано на мужских образах:
— Когда я сам носил волосы, у меня была сложность: я приходил в парикмахерские и сталкивался с тем, что меня стригли очень быстро. Потом мне не нравилось, как легли волосы, но парикмахер говорил, что через три дня все будет, как надо, — волосы чуть-чуть отрастут. Я тогда понял, что в общих залах мужская стрижка дешевле и быстрее, потому что интереснее потратить 1–2 часа на женщину — заработаешь больше. Мужчины для них почти помеха.
Сейчас люди пришли к пониманию, что это неправильный посыл: вы должны, выходя из барбершопа, уже выглядеть хорошо.
Новых сотрудников, рассказывает Сергей Самодов, они находят по-разному: кто-то приходит после колледжа, уже обладая основами, другие — с нуля и с желанием научиться. И тех, и других обучают на месте уже опытные барберы, работающие в FIRMA. Некоторое время назад было предложение открыть в Архангельске еще и академию для обучения ремеслу новичков со всей страны, но, оценив логистику, наш собеседник от идеи отказался — ездить на учебу по-прежнему легче в Санкт-Петербург и Москву.
После открытия первого барбершопа Сергея Самодова в Архангельске начали появляться и другие такие заведения. По словам нашего героя, особой конкуренции от этого не возникло:
— У каждого сложилась своя аудитория. Мы не перетягивали клиентов друг у друга, просто люди в целом стали переходить на более высокий уровень пользования услугами.
Открытие точки в торговом комплексе, расположенном дальше от центра, позволило пополнить аудиторию мужчинами, которые живут в том районе и ездить за услугами в центр города им не слишком удобно.
Две ошибки, о которых стоит задуматься
Участников проекта «Маленький, но гордый бизнес» мы всякий раз спрашиваем о том, чему научило их свое дело: каковы были главные ошибки, на чем в самом начале можно было бы сэкономить.
Первая ошибка, которую, по мнению Сергея Самодова, совершают начинающие владельцы барбершопов, — вкладывают деньги в «красивую обертку», делая дорогой ремонт, разрабатывая логотип. В FIRMA со временем к интерьеру стали подходить проще: какие-то предметы обстановки покупают через «Авито» или берут у знакомых — так салоны обретают свою атмосферу и уют.
Еще одна большая ошибка часто возникает в построении отношений между владельцами и сотрудниками:
— Владелец должен себя противопоставлять не сотруднику, а конфликту, с которым вместе с сотрудником ты разбираешься. Думаю, у того, кто пользуется услугами, могут возникнуть вопросы, если он поймет, что здесь идет текучка кадров — понятно, что люди просто так не будут уходить с места на место.
Маски носили до того, как это стало мейнстримом
Как мы уже писали, новая точка в торговом центре должна была, по расчетам владельцев, полностью окупиться к марту — выйти в плюс не позволил коронавирус.
Сергей Самодов рассказывает, что ощутимых потерь из-за пандемии коронавируса у его бизнеса нет — в общей сложности работа полностью была прекращена примерно на 20 дней:
— Было принято достаточно правильное решение со стороны врио губернатора. Если бы дальше мы не работали, у людей все равно была бы потребность приводить себя в божеский вид: мастера начинали бы стричь у себя на дому или ходить к клиентам. Это привело бы к грубому нарушению санитарных норм, увеличению риска распространения и коронавируса, и других инфекций, привело бы к снижению качества услуг, потому что дома нет специализированного места для этого.
Сейчас работа в барбершопах идет с соблюдением всех правил. Хотя, как говорит Сергей Самодов, маски при работе с клиентами его сотрудники использовали «еще до того, как это стало мейнстримом»:
— Многие мастера давным-давно стригли в масках, чтобы обезопасить клиентов и себя прежде всего от респираторных заболеваний. У нас всегда присутствует дезинфекция, в том числе ультрафиолетовая. У нас можно записаться онлайн, есть возможность расставить на 1,5 метра друг от друга рабочие места, развести клиентов по времени обслуживания.