Зарубежные бренды одежды один за другим начали уходить с российского рынка из-за ситуации на Украине. Полюбившиеся многим отделы закрылись по всей стране на неопределенный срок. Но вещи можно купить и в других популярных магазинах. Мы отправились в торговые центры Архангельска, чтобы узнать, как санкции повлияли на работу оставшихся на рынке брендов массмаркета, а также повысился ли спрос на их товары из-за ухода конкурентов.
Пожалуй, нагляднее всего нынешняя ситуация на рынке одежды просматривается в «Титан Арене». На втором этаже торгового центра в один ряд выстроены сразу несколько импортных отделов, которые закрыли свои двери для покупателей: Pull&Bear, Stradivarius, Bershka и H&M. При этом соседний Mango — франшиза одноименной испанской компании — всё еще работает.
— Санкции повлияли только на ввоз товара. Пока он у нас есть, мы не закроемся, — рассказала управляющая магазина Анастасия. — Спрос среди покупателей за последние дни увеличился совсем немного. Повышение цен было, как и у всех, в связи с ростом евро. Будем надеяться, что всё наладится и мы будем работать дальше.
Отдел польского бренда Medicine тоже работает как обычно. По словам управляющей, поставки продолжаются. При этом она не исключает возможность, что в скором времени их может и не быть.
— Мы пока держимся, но, прежде всего, изменились цены. Сами видите, какой курс доллара. У нас франчайзинг, мы приобретаем товар за доллары — курс растет, цены на российские рубли тоже. Трафик посетителей вырос скорее потому, что отменили QR-коды, а не потому, что закрылись другие магазины, — рассказала сотрудница Medicine Марина.
С поставками нет проблем и у отдела Colin's. Бренд принадлежит турецкой компании Eroglu Holding. Как и в случае с Medicine, на работу магазина повлиял только курс доллара — одежда подорожала. Но, по словам сотрудников, увеличился и поток покупателей из-за того, что импортные отделы закрылись.
Цены на одежду также подскочили в магазинах российских брендов. Как утверждает персонал нескольких отделов, вещи подорожали примерно на 30%. При нас сотрудник Ostin как раз делал переоценку товара.
— Цены увеличились в среднем на 100–500 рублей. За последнюю неделю также стало людей больше приходить из-за того, что закрылись другие отделы, больше покупателей стало. У нас поставщики частично из России, частично из Китая. Поэтому пока неизвестно, станет ли меньше поставок. Но остатков товара на складе у нас много, — поделился Вячеслав.
А директор магазина Lime Юлия рассказала, что цены повышаются на разные товары по-разному: на некоторые артикулы на 18–20%, на другие — на 70%. Она также добавила, что не заметила резкого наплыва клиентов после закрытия соседних магазинов.
— Не скажу, что на нас это как-то сильно повлияло, потому что у нас разные ценовые категории одежды. Мы считаемся массмаркетом, но цены выше средних для регионов. И у нас в Архангельске немного другой уровень жизни. В Москве, Питере, Нижнем Новгороде, Ярославле, там покупателей ощутимо стало больше, люди ходят и радуются, что мы работаем. Постоянные покупатели, конечно, остались. Просто сейчас людям нужны деньги на другие нужды. Но мы продолжаем работать в прежнем режиме, всё хорошо, и как-то значительно санкции не сказались на продажах, — прокомментировала директор Lime.
Мы также заглянули в магазин «Корея», который открыла архангелогородка Анастасия Ухина. По словам продавца-стилиста Ксении, в магазине одеваются и сами работники, поэтому повышение цен отразилось и на них.
— Закупка также стала намного дороже, чем была. Увеличились и сроки поставок. Обычно поставка каждые две недели, сейчас всё затянулось: следующая будет только в конце месяца или начале апреля. Но пытаемся как-то выжить. Из плюсов: стал более живой поток, намного больше людей приходит. Тем более сейчас магазины закрылись практически все в «Титан Арене». А так особо ничего не поменялось в работе.
В «Европарке» нет импортных отделов, которые закрылись. Тот же Levi's работает. Его сотрудница ответила, что за исключением повышения цен в работе магазина ничего не поменялось. Мы также поговорили с управляющей магазином Zolla. Она рассказала, что персонал клеил новые ценники всю ночь.
— Цена на вещи, которые были со скидкой, вернулась к первоначальной. Например, халат можно было купить недавно со скидкой за 1200 рублей, сейчас он стоит 2000, как и раньше. Недорогие вещи, например футболки, на 100–200 рублей подорожали. Я думаю, что цены еще снизятся, сезонные распродажи никто не отменял. Сейчас ситуация примерно такая же, как и в 2020 году, когда мы вышли с карантина и у нас долго не было переоценок. Что касается спроса, пока не заметила особого наплыва покупателей, — поделилась Евгения.
Кстати, из-за повышения спроса на отечественную промышленную продукцию в России запустили новый онлайн-сервис «Биржа импортозамещения». В базу включат российских и иностранных поставщиков, готовых продолжать сотрудничество. Об этом сообщается на портале Правительства РФ.
— В России достаточно производителей комплектующих, которые раньше не выдерживали конкуренции с иностранными поставщиками, — сказал вице-премьер Дмитрий Чернышенко. — Они готовы снабжать рынок своей продукцией, восстанавливая разорванные из-за санкций цепочки поставок. Поэтому правительством было дано поручение Минпромторгу и Минцифры создать цифровой сервис «Биржа импортозамещения». С его помощью будет обеспечено прямое взаимодействие между российскими производственными компаниями и заказчиками.
Напомним, одними из первых перестали работать магазины H&M. В первый день закрытия отделов некоторые посетители «Титан Арены» были удивлены и даже возмущены тем, что больше не могут туда попасть. Затем приостановили свою деятельность бренды Pull&Bear, Bershka и Stradivarius, которые принадлежат испанской компании Inditex. Прочитайте также, что думают архангелогородцы про закрытие отделов мировых брендов одежды.