Эта история начиналась поэтично — со встречи в самолете, а заканчивается драматично — уголовным делом о нарушении неприкосновенности частной жизни. Позвольте представить участников конфликта. Юрий Барков, солист хора Данилова монастыря, выступает с романсами и балладами о любви, пишет и исполняет рок-песни. Архангелогородка Анна — бывшая бортпроводница, которая оставила авиацию ради организации концертов Юрия. Завершили сотрудничество они не очень хорошо. Как утверждает Анна, он ухаживал за ней. После ее увольнения и отказа общаться оскорблял и угрожал ей в соцсетях, подобные сообщения получили ее родители и их знакомые, друзья и знакомые девушки. Также в Сеть выложили ее интимные фотографии, родители получили снимки по почте. Юрий все отрицает. Сейчас в этой истории разбираются следователи.
«За кулисами — совсем другой человек»
Это было пять лет назад. Юрий увидел бортпроводницу Анну во время рейса. Познакомились уже на земле — в тот же день он нашел девушку в соцсетях и написал ей. Сказал, что он артист и собирается снимать видеоклип. Пригласил ее участвовать в съемках — сразу в главной роли. Анна думала несколько месяцев и согласилась. Приехала в Москву.
— Он предложил мне работу организатора концертов, через месяц я решила уволиться из авиакомпании. Мне показалось это интересным, в этой сфере я себя не пробовала. Так и началась наша с ним работа. Ездила с ним по концертам в разных городах, — говорит Анна. — Как творческому человеку ему нужна поддержка, которую он получал. Мне хотелось, чтобы он в своей сфере добился большего успеха, чем на тот момент было. Мы старались это сделать. Я видела, как он радовался своим успехам, я тоже радовалась.
Буквально через несколько месяцев она стала замечать, что порой Юрий становится раздражительным и даже агрессивным по отношению к окружающим. Начались конфликты, которые чередовались с периодами «оттепели». В какой-то момент девушка обнаружила, что Юрий контролировал, с кем она переписывалась и виделась. При этом она много работала и дома, в Архангельске, почти не бывала.
— На сцене он артист, он хорошо умеет себя подать. За кулисами — совсем другой человек, — замечает Анна. — Проявлял какую-то жестокость по отношению к людям в принципе и к близким тоже. Я это замечала, но думала, что не коснется меня. Человек был в меня влюблен и совершенно не позволял, чтобы у меня была своя личная жизнь. Делал для этого все. Было сложно понять, как себя вести с ним. Он уже в самом начале, через пару-тройку месяцев знакомства, угрожал. Признавался, что следил за каждым моим шагом и говорил, что если перестану с ним общаться, он будет продолжать это всю жизнь, даже если выйду замуж. Это говорилось часто и делалось часто. И я знаю, что он взламывал мои страницы, у меня есть доказательства, — утверждает она.
По словам девушки, ссоры с Юрием быстро стали заканчиваться неблагоприятно для нее самой. Со временем она решилась обратиться в полицию по этому поводу. После каждого бурного выяснения отношений Юрий красиво и правдоподобно просил прощения. Убеждал Анну в том, что не справится без нее.
— Извинялся очень масштабно. Не в смысле материальном, а словами. Все-таки автор песен, — объясняет девушка. — А я, наверное, очень наивная по жизни и все время пытаюсь верить людям. Сейчас понимаю, что, конечно, не стоит. Чего он так добивался? Меня.
«Приходилось читать, чтобы делать скриншоты»
После прекращения сотрудничества Анне стали приходить шокирующие сообщения.
— Сообщения сыпались круглосуточно. Это было во всех социальных сетях, мессенджерах, приходили СМС через интернет. Мне приходилось все это читать, чтобы просто делать скриншоты. Это было невыносимо. Был такой поток — столько грязи. Незадолго до этого у меня умерла собака, он меня обвинял в ее смерти. Это были самые тяжелые моменты для меня. Плюс были постоянные угрозы расправы, это пугало очень. И до сих пор пугает.
«Он писал, что мне придется сменить пол, фамилию и страну, чтобы он меня не нашел»
— Я думала, что он сошел с ума. Я не оскорбляю его — реально казалось, что он сам доводит себя, это ненормально. Невозможно круглосуточно просто физически писать, я так думала. У человека богатая фантазия. Пугало меня, что он дома сидит и вот это сочиняет.
По словам Анны, Юрий писал не только ей, но и ее родителям, друзьям и знакомым. Сначала делал это от своего имени, а потом создавал фейковые страницы Анны и группы в соцсетях и выкладывал интимные фото северянки. Это длилось четыре с половиной месяца. Девушка устала отвечать на вопросы «Что случилось?»
— Большинству моих знакомых, которые были в социальной сети, это было неприятно. Озлоблены были все, особенно те, кто хорошо знает меня и его. Естественно, ему особо никто не верил. Вот у меня даже злости не было на этого человека, страх переселил. Но я обратилась в полицию. Понимала, что это может разозлить человека. Я ему написала сообщение о том, чтобы он подумал, чем это может закончиться для него. Есть же какая-то ответственность за такие вещи.
«Мне казалось, что хоть как-то я могу его остановить»
Рассылка не прекратилась даже после того, как полицейские позвонили Юрию. Только когда сотрудник Следственного комитета связался с предполагаемым автором сообщений, переписка и посты в сообществах исчезли.
Мы попросили Юрия прокомментировать слова Анны. Он отрицает, что взламывал ее страницу в соцсетях. И добавляет, что масштаб его действий преувеличен:
— С чего вы взяли, что всем (рассылал. — Прим. ред.)? Я всего лишь уведомил ее родителей.
Заявление в Следственный комитет
У Анны сдали нервы. В тот момент, когда ее состояние стало критическим, она находилась в Петербурге. Там же и обратилась за помощью к врачам.
— У меня есть медицинское образование, и каким-то чудом я успела заметить сама за собой, что что-то не так. Он довел меня до состояния полусумасшествия. Мне кажется, там вопрос был нескольких дней. Не дай бог вообще испытать такое. Я видела таких людей во время работы, но в таком состоянии никогда не бывала.
Подход к лечению меняли несколько раз из-за того, что терапия не действовала. Страх оказался столь сильным, что дошло до слуховых галлюцинаций, описывает свое состояние Анна:
— Я боялась каждого шороха, каждого звука, когда была в Санкт-Петербурге. Человек, который был со мной в квартире, говорил, что никаких звуков не было.
«На тот момент я похудела на 15 килограммов, не ела вообще ничего, стакан воды могла в течение дня пить»
— Просто лежала целыми днями и смотрела в потолок с широко открытыми глазами, — продолжает она. — И тот человек это видел, он признался, что спрятал все острые предметы. Были вспышки агрессии на фоне терапии. Это все было в тот момент, когда он писал. Меня одну не оставляли, со мной ходили в больницу. Суицидальные мысли были. Но они были не на том фоне, что мне так плохо, а из-за того, что уже не соображала ничего. И это очень страшно.
В мае 2020 года Анна обратилась к адвокату Дмитрию Дерену. Он убедился, что есть признаки состава преступления и помог девушке написать заявление в Следственный комитет.
— Она была в очень подавленном состоянии, и у нее совсем опустились руки. А все дело было в том, что некий молодой человек нарушил ее право на неприкосновенность личной жизни, а также распространил ее интимные фотографии в социальной сети, а также по почте. Ее личное обращение в полицию результата не дало. Однако проблема была еще и в том, что требования Анны к администрации социальной сети удалить частную, интимную информацию всячески игнорировались, — рассказал Дмитрий Дерен.
Возбуждено уголовное дело о нарушении неприкосновенности частной жизни (пункт 1 статьи 137 УК РФ), сейчас идет расследование. Минимальное наказание по этой статье — штраф, максимальное — лишение свободы на срок до двух лет. По словам Анны, уже установлено, что Юрий писал сообщения, используя личную сим-карту.
— Сначала я подумала, что это говорит о его глупости. А потом мне стало страшно, потому что это не глупость, это одержимость, — считает она.
Также идет доследственная проверка по другому заявлению архангелогородки. Следователи выясняют, подвергалась ли девушка истязаниям со стороны Юрия. Сам артист эту информацию отрицает.