В Архангельске подходит к концу рассмотрение уголовного дела фотографа Руслана Ахметшина. Его обвиняют в реабилитации нацизма за комментарии в соцсетях (п. «в» ч. 2, ч. 4 ст. 354.1 УК РФ). 14 октября в областном суде он зачитал свое последнее слово. Приговор огласят 26 октября в 14:00.
Изначально заседание должно было пройти 14 октября в 10:00. Но у Руслана Ахметшина кончились деньги на адвоката, а защитник по назначению был в это время занят — заседание отложили до 12:30.
Уголовное дело завели из-за комментариев о праздновании 9 Мая и акции «Бессмертный полк». Как считают в прокуратуре, он «унизил и оскорбил участников акции и саму память о днях воинской славы и памятных датах России». Ему запросили 3 года лишения свободы. Как сообщала Sota, свидетелем со стороны обвинения в том числе выступил отец Руслана Ахметшина, против него давал показания бывший координатор архангельского штаба Навального* Егор Бутаков (на которого заведено 2 уголовных дела. Он уже давал показания против северодвинского пенсионера, которого штрафовали за дискредитацию армии РФ).
В последнем слове экс-фотограф регионального штаба Навального* Ахметшин попросил прощения в случае, если его слова кого-то задели, но проговорил, что его цель была — «здоровая критика, а не оскорбление». Свою вину он не признал, попросил в случае обвинительного приговора не сажать его в колонию и не лишать права пользоваться интернетом, так как в таком случае он не сможет работать.
— Находясь в тюрьме, я узнал от собратьев по несчастью, что некоторые подсудимые, считающие себя невиновными, применяют своеобразный трюк, который позволят им искусственно облегчить свою участь. Они признают свою вину и получают, как правило, приговор со сроком меньшим, нежели они получили бы в случае непризнания. Государственный обвинитель, который утверждал во время прений, что я не раскаиваюсь в своих якобы преступных деяниях и тем самым не встаю на путь исправления, не сознаю всей тяжести общественной опасности вменяемого мне преступления, подталкивая тем самым меня к тому, чтобы я осуществил вышеописанную уловку, сделал такой юридический трюк, провел своего рода сделку и фактически себя оговорил, признал вину и облегчил этим свою участь. Но ведь, если вдуматься, это не что иное, как сделка с собственной совестью, акт насилия над собственной личностью, — сказал Руслан Ахметшин.
На этих словах государственный обвинитель попытался перебить Ахметшина, но судья ему не дал.
— Располагая такой соблазнительной возможностью облегчить свое состояние и получить менее суровое наказание, я не могу пойти на этот шаг. Будучи честным перед самим собой, перед судом, при этом считая себя невиновным, как же я буду смотреть по утрам в глаза своему отражению в зеркале, если сейчас признаюсь в том, чего не совершал? В этом случае я просто перестану себя уважать. Более того, мое фиктивное, вымученное признание не пойдет на пользу восстановлению истины и торжеству справедливости, даже если оно и улучшит показатели служебной отчетности Следственного комитета или прокуратуры. Поэтому я, осознавая риск получить более тяжелое, пусть и незаслуженное наказание, с легким сердцем сейчас заявляю: я не считаю себя виновным в инкриминированных мне преступлениях, — сказал Руслан Ахметшин.
Также фотограф поблагодарил своих защитников, всех, кто ему помогал. Отдельно он отметил Сергея Лапенкова, создателя акции «Бессмертный полк», за то, что он тоже поучаствовал в судебном заседании.
9 мая Руслана Ахметшина задержали в Домодедово при попытке улететь в Ереван. С тех пор он находится в СИЗО.
* Штабы Навального признаны экстремистской организацией и запрещены в РФ.