Очередной переполох вокруг свободы слова архангельских писателей и журналистов начался в прошедшее воскресенье. Тогда в сети появилось открытое письмо губернатору области от редактора журнала «Двина», писателя Михаила Попова. Автор письма прямо рассказал о том, что крайний для 2017 года номер журнала — а всего их выходит четыре — подвергся «настоящему цензурному погрому». О том, что же произошло, кто виноват и что делать — в материале 29.ru.
Хроники короткой борьбы с цензурой
Неприятная для любой редакции история сложилась с номером журнала «Двина», который должен был стать громким словом писательской братии Архангельска к столетнему юбилею революции.
История вопроса вкратце такова. Журнал был готов еще в октябре, но, по словам Михаила Попова, до декабря в печать его никак не запускали. А накануне его планового ухода в отпуск, 16 декабря, на его столе появилось письмо от директора издательского дома «Двина», в котором указывался список выражений из некоторых материалов номера, не допустимых для печати. В частности, руководству издательского дома не понравились выражения из очерка известного северного писателя Владимира Личутина «Депутат из «черного списка» вроде: «баламут, алкоголик-кукла Ельцин», «лицемер высшего разряда Горбачев», «двурушники и предатели Горбачев, Яковлев, Шеварднадзе» и другие.
В этот же день Михаилу Попову сообщили, что ему срочно нужно освободить занимаемый и переехать в другой кабинет, чем он и озаботился — на письмо должного внимания не обратил.
Когда же Попов вернулся из отпуска, свой журнал не узнал: семь публикаций были вычеркнуты со страниц журнала и заменены другими, что и вызвало соответствующую реакцию.
По словам Попова, написать письмо губернатору его сподвиг тот факт, что подобные случаи вмешательства в редакционную политику издания происходят не в первый раз. Однако и раздувать из этого большой скандал он не намерен.
— Если бы этого не было, я бы не взорвался, все-таки еще бы потерпел. Год назад было подобное, но тогда мы в мягкой форме согласовали и убрали один материал. Но дальше — больше. Этот случай вызвал оторопь. Мне не хочется пока усугублять, будем искать решение, — рассказал главный редактор журнала.
Обращение исключительно в сторону губернатора, хотя сложившаяся ситуация указывает на нарушение закона о СМИ, Михаил Попов объяснил тем, что такой шаг — наиболее близкая дорога к власти и конкретному обсуждению.
Мы попытались услышать и вторую сторону конфликта — руководство издательского дома, по инициативе которого были внесены правки. Подробно разбирать и комментировать ситуацию в разговоре с корреспондентом 29.ru директор ИД «Двина» Людмила Голубева отказалась, но отметила, что факт цензуры, на котором настаивают литераторы, не доказан.
— Обвинениями в мой адрес он (Попов) занимается уже очень давно, это не в первый раз. Я считаю, что когда говорят о факте цензуры, он должен чем-то подтверждаться. Комментировать личное мнение Михаила Константиновича? У него есть на него право. Это не значит, что нужно бежать, раздувать скандал и комментировать. Он видит ситуацию так, а у меня обычный рабочий момент, — прокомментировала Людмила Голубева.
Стоит отметить, что всего у журнала три соучредителя — областное правительство, издательский дом «Двина» и региональное отделение «Союза писателей России». Решать вопрос конструктивно и без эмоций отправились последние.
Пошумели и ушли
Представители писательской организации встретились с правительственным департаментом информации 16 января. Здесь зарождавшийся было скандал за свободу прессы потушили окончательно, решив, что на «подрезанный» номер «Двины» стоит посмотреть как на единичный случай, а не зарождающуюся цензурную систему.
— Лично я считаю, что продолжение «гражданской войны», хотя бы в кавычках и в миниатюре, — дело бесперспективное и не решающее ни одну проблему. Надо уметь договариваться. Вот мы и договорились в случае возникновения спорных вопросов по той или иной публикации решать их коллегиально в составе представителей от учредителей журнала, — рассказал поэт, член союза писателей Василий Матонин.
Радиожурналист и писатель Валерий Чубар, также участвовавший во встрече, согласился, что маркер «недопустимо» для некоторых снятых публикаций был вполне справедлив.
— У них своя правда есть — они ссылаются на закон о СМИ, а там сказано и об экстремизме, и прочих вещах. Из семи снятых материалов, на мой взгляд, один был достаточно рискованный, его изначально стоило обсудить, и мы бы согласились, я думаю. Остальные мы бы отстояли. Очерк Личутина, на мой взгляд, неправомерно снят. Их ошибка в том, что они не устроили диалог. С нами согласились в том, что Михаил Константинович был в известной степени спровоцирован на свое громкое заявление, открытое письмо. Его довели. Но он своим письмом сказал, что таким вещам надо говорить «Стоп, ребята!», — рассказал Валерий Чубар.
В свою очередь, в правительстве области заявление о введении цензуры предложили расценивать исключительно как личный взгляд на события самого Михаила Попова, а слухи о том, что такие методы вмешательства используются для того, чтобы в конечном счете просто закрыть журнал, опровергли.
— Журнал никто закрывать не собирается, более того мы планируем его развивать, рассматриваем проект создания интернет-страницы журнала, чтобы, выражаясь словами Михаила Константиновича, «костер в ночи» был виден и в сети интернет широкому читателю, — прокомментировал директор департамента пресс-службы и информации правительства Иван Новиков.
Цензуры — нет, но есть недопустимое
«Цензуры в Архангельске не существует» — такого мнения придерживается председатель Архангельского отделения союза журналистов Владимир Лойтер.
В отношении последнего номера журнала «Двина» Лойтер высказался, акцентировав внимание на том, что в полном объем снятые публикации не видел. Фрагменты из очерка Владимира Личутина, которые попали в сеть, прямо оскорбляют бывших руководителей страны — Михаила Горбачева и Бориса Ельцина, что, по его мнению, также недопустимо.
— Там, конечно, со стороны издателя было нарушение закона о СМИ, главный редактор должен был быть поставлен в известность. Но я и не считаю, что высказывания из неопубликованных статей были правильными. Мертвого льва ведь не пинают. Я не считаю то время проклятым. Не считаю, что Горбачев развалил Советский Союз. Это было для журналистов, для писателей то самое время, когда были четко установлены законы и правила взаимоотношений прессы и власти, — рассказал Владимир Лойтер.
Один из многих
На фоне того, что страсти в журнале «Двина» практически утихли, а сами журналисты продолжают уповать на то, что случившееся на выльется в систему, можно вспомнить сразу несколько случаев, когда журналистам Архангельска приходилось бороться с проявлениями цензуры. Так, о зажиме свободы слова в городе заявляли еще в 2011 году. В 2016 году волнения происходили и в уже упомянутом издательском доме «Двина», когда там, после четырех лет работы, свой пост покинула главный редактор газеты «Архангельск» Елена Доильницына. Причиной такого решения местные СМИ тогда называли несложившиеся отношения с руководством Агентства по печати и СМИ, структуры, в которую сейчас преобразован департамент пресс-службы и информации. Один из последних скандалов в журналистской среде был связан с увольнением журналистки газеты администрации города «Архангельск — город воинской славы» Марии Гавриловой. Тогда девушку попросили убрать с личных аккаунтов в соцсетях информацию об ее участии в антикоррупционном митинге 26 марта 2017 года, после чего она решила уйти из газеты по собственному желанию.