![Сводит олдскулы: сладости и вещи из 90-х, которые можно купить в Архангельске и сегодня С конца 90-х прошло уже 20 лет, а мода на них не перестает утихать. Помните ли вы все эти вещи? | Источник: Иван Митюшёв](https://n1s1.hsmedia.ru/d1/09/e4/d109e4351324bb77f9c26cd85766de3e/656x438_1:5653_8ec491f701a031d94821d1ab033df312@1200x800_0x7sJ55v9Y_9050905972994135806.jpg.webp)
1990-е годы в России стали мифическим временем, которое продолжает вдохновлять даже тех, кто родился уже после них. Кто-то ностальгирует, а кто-то ни за что бы не вернулся в ту эпоху, но, пожалуй, все согласятся, что десятилетие было интересным и запоминающимся: советские реалии ещё жили в умах и быту людей, а яркий и манящий капитализм уже вступил в свои права.
Хорошее тому подтверждение — «импортные» товары, заполнившие магазины и ларьки. Какие-то из них стали привычными для нас: никого уже не удивить «Сникерсом» или «Киндер-сюрпризом» (хотя есть мнение, что и они уже «не те»). А какие-то так и остались маркером времени. Такие товары мы и попытались найти в свободной продаже в Архангельске. Вспоминайте вместе с нами!
Жвачка Wrigley's Spearmint, Doublemint и Juicy Fruit
![Классика жвачки из США | Источник: Иван Митюшёв](https://n1s1.hsmedia.ru/37/86/da/3786da29dcf494170ec51f0efcaf1e0f/656x438_1:5653_5ecac18d36e94e9758f6b30dcc36d5f6@1920x1280_0xVX0yFhUQ_3972507411744329813.jpg.webp)
Сочетание названий этих жвачек в детстве было мало понятно и скорее напоминало волшебное заклинание. Классический продукт США был выпущен впервые ещё в конце 19-го века, но в Россию пришёл только в начале 90-х. Эти экземпляры нам удалось отыскать в одном из немногих сохранившихся в городе ларьков с продуктами (которые тоже становятся редким зверем в наших краях). Если мятные Spearmint и Doublemint не поменяли своей упаковки и до сих пор продаются в виде пластинок, то фруктовая Juicy Fruit теперь в новой обёртке и преобразовалась в квадратные жвачки, а внутри даже появилась переводная картинка.
Что касается вкуса — то всё осталось так же, как и было. Что мятный, что фруктовый привкус быстро пропадают, больших пузырей из них не получается. Но «ретроудовольствие» от пластинок всё равно получаешь. Ну, и главное — сейчас замечаешь, сколько во всей этой продукции сахара, а в детстве это, конечно, не интересовало.
Жвачка Stimorol
![Stimorol — ещё один продукт времени, который недавно вернулся на прилавки | Источник: Иван Митюшёв](https://n1s1.hsmedia.ru/41/74/45/41744598ce7400bd62dbf6d4b10f0e7b/656x438_1:5653_8a8c69256541455d9897e1ec916b966d@1920x1280_0xhlSOMHiL_8151838965087510311.jpg.webp)
На телевидении 90-х рекламировали и Orbit, и Dirol, но с ними все было достаточно ясно — свежее дыхание, восстановление кислотно-щелочного баланса и защита от кариеса были главными причинами купить именно их. Сложнее было со Stimorol — датская жвачка вроде бы и была без сахара, но ставку на это не делали. В рекламе в первую очередь было видно красивых девушек и крепких мужчин, полицейских и пустыни Америки. Выглядело круто, но продукт ценился как-то меньше, чем его конкуренты.
Одно время Stimorol совсем пропал с прилавков, но с недавних пор его можно найти в некоторых магазинах федеральных и местных сетей Архангельска. По вкусу — неплохо, мы пожевали вишневый, и нам понравилось.
Жвачка Love Is...
![Жвачки «по рублю» практически пропали из нашей жизни. Все, кроме этой, с классическими фантиками | Источник: Иван Митюшёв](https://n1s1.hsmedia.ru/14/9b/76/149b76d086b3de12c283a971cb77586a/656x438_1:5653_fdef2bdc1de989d7f93425dba3e0a6b6@1920x1280_0xCu7CvF28_6923437190451711845.jpg.webp)
Отдельно стоит упомянуть жвачку с вкладышами, наклейками и переводками. Сейчас их днём с огнём не сыщешь, а раньше они продавались буквально на каждом углу. Наверняка у вас была своя, любимая: Turbo, «Терминатор», «Черепашки-ниндзя», «Напугай-ка» и десятки других. До наших дней — по крайней мере в Архангельске — дожила только Love Is... — фруктовая жвачка с коллекционными фантиками, которые на все лады учат нас, что же такое есть любовь. На какое-то время из продажи она тоже пропадала, но вернулась где-то в конце «нулевых».
Практически ничего в этом продукте не изменилось. Много сахара, но приятный вкус, да и пузыри надуваются большие. Впрочем, если вы жевали её ещё в каком-нибудь 1995-м, возможно, что пузыри вы не надували уже очень давно. Попробуйте.
Растворимые напитки: Zuko, Yupi и Invite
![На вкус сухие напитки оказались очень сладкими, но свою долю ностальгии мы получили | Источник: Иван Митюшёв](https://n1s1.hsmedia.ru/79/77/51/7977518cc551743e705b7611a07ea447/656x438_1:5653_fc793be2f1456c02a23db396124e0c78@1920x1280_0xL7ZJgsd2_6842223589723979794.jpg.webp)
Сегодня сложно понять популярность этого товара 25 лет назад, но факты есть факты: даже когда ты приходил к кому-нибудь в гости, тебе наливали этот сок — не сок, лимонад — не лимонад, а непонятно что. А дома на подоконнике какое-то время стояла трёхлитровая банка с этой цветной жижей.
Попробовали всей редакцией и пришли к выводу, что вкуснее Yupi — у него самый насыщенный вкус и не такой химический, как у его соперников. Но пить такое регулярно не хочется — опять-таки, слишком много сахара. Такое ощущение, что все 90-е нас только и делали, что кормили сахаром. Сладкая жизнь, а не детство.
Печенье Wagon Wheels
![Фаворит нашего редакционного обзора вещей из 90-х — вкуснейшее печенье с ковбоями | Источник: Иван Митюшёв](https://n1s1.hsmedia.ru/78/b3/f9/78b3f9c46db1f5a49a79696c20538c36/656x438_1:5653_a548dde28a74645b711b5656dc95c6c3@1920x1280_0xfGLQw0s1_5657849666383250835.jpg.webp)
Ещё одно культовое угощение из тех времен — печенье в антураже «Дикого Запада». В рекламе его даже почему-то ела лошадь. Но запомнилось оно не только непохожестью на все, что продавали с отечественных прилавков, но и игрушками внутри него — при желании и наличии денег можно было собрать целый картонный город для ковбоев и индейцев. Продавалось оно двух видов — красное и синее, то есть с суфле и с джемом.
Нам удалось отыскать «синий» вариант в магазине одной из федеральных продуктовых сетей. Это, пожалуй, единственный из всех купленных товаров, который понравился всей редакции. Но картонных домиков всё-таки не хватает.
Жевательные конфеты: Mamba, Mentos и Fruittella
![Сколько молочных зубов выпало при жевании этих конфет — уже и не упомнишь | Источник: Иван Митюшёв](https://n1s1.hsmedia.ru/80/de/e6/80dee6de546466064a950758b60d7b13/656x438_1:5653_beddccb7301de1a8a9ad46888b5bb207@1920x1280_0xf0EQz4p2_2058114287366991129.jpg.webp)
Ещё одни постоянные герои телерекламы. «Все мы любим "Мамбу", и Серёжа — тоже», — вспомнит любой, кому сейчас больше 25 лет. Что изменилось с тех пор? У всех этих жевательных конфет стало больше вкусов. Mentos, как и раньше, больше делает упор на мяте, Mamba и Fruittella — на фруктах. Нам больше понравилась Fruittella — по нашему скромному мнению, она просто вкуснее.
Chupa Chups
![Леденцы, ставшие классикой, — найти их можно практически в любом магазине | Источник: Иван Митюшёв](https://n1s1.hsmedia.ru/71/89/f6/7189f6b13224e88cad70378d2664dab8/656x438_1:5653_4046ff2946985664e23aeb029784bd6f@1920x1280_0xs9BftwRT_0034203713193865193.jpg.webp)
Даже как-то странно писать «леденец Chupa Chups», настолько это название стало нарицательным само по себе. Конечно, они никуда не уходили с рынка все эти годы, и экзотикой сегодня выглядят скорее отечественные петушки на палочке из жженного сахара, чем эти шарики. А знаете ли вы, что знаменитый жёлтый логотип для них разработал сам Сальвадор Дали? То-то же.
За все время существования Chupa Chups много раз видоизменялся — можно найти в продаже и со жвачкой, и, если помните, в виде свистка — он назывался Melody Chups, и со всевозможными игрушками, и даже с фишками — была такая серия. Сегодня на кассе можно увидеть даже шоколадные яйца — не хуже «Киндер-сюрпризов». Но и классические леденцы никуда не пропали — мы купили самые классические вкусы: яблоко, апельсин и клубника — и остались довольны. Остается только грустить, что еще с конца 90-х перестали выпускать арбузный Chupa Chups.
Драже Tic Tac
![Новые вкусы продуктов — главное отличие их от аналогов 90-х | Источник: Иван Митюшёв](https://n1s1.hsmedia.ru/e3/b4/78/e3b478d517bdb5ca018dc5a2a4d5602e/656x438_1:5653_fff76e044e2add64769f1444750f7b8a@1920x1280_0xmG0GOsou_9472581672726212552.jpg.webp)
«Свежесть всего в двух калориях!» — обещала реклама этого итальянского продукта. В многомудрой «Википедии» однако объясняют, что под этим понимается «большая калория» (англ. large calorie), соответствующая 1000 калорий или 1 килокалории.
Если что-то и изменилось в этом продукте — то это выбор вкуса. На смену мятному драже пришли различные фруктовые, а недавно мы в редакции ели Tic Tac со вкусом Кока-колы. А пару лет назад в продаже были желтые упаковки с Симпсонами и Миньонами — товар пошёл по пути интеграции с другими торговыми знаками.
Мыльные пузыри
![Чем больше пузырь — тем лучше. А вы проводили такие соревнования с друзьями? | Источник: Иван Митюшёв](https://n1s1.hsmedia.ru/6e/75/e9/6e75e917a951c67c7ee2dd80b795f15b/656x438_1:5653_087d013e539d0cf9d9113e44aaf9b545@1920x1280_0xI4LjEewn_3954662173402802176.jpg.webp)
Естественно, мыльные пузыри надували задолго до 90-х. Но именно в это время детям стали покупать вот такие флаконы с мыльным раствором, который было сложно повторить в домашних условиях, когда он кончался. Простой шампунь с водой не давал такого эффекта, и приходилось покупать новый. А сверху — это уже классика — обязательно должен был быть небольшой лабиринт с железным шариком — закатить его в лунку иногда было очень трудно.
Пузыри и сейчас можно найти в отделах с игрушками или даже в продуктовых магазинах. Стоят они недорого, надуваются так же, как и раньше. Шарик всё также сложно куда-то загнать.
Комиксы про черепашек-ниндзя
![Старые комиксы и их новое воплощение — лучше по качеству, но первый вариант духовно дороже | Источник: Иван Митюшёв](https://n1s1.hsmedia.ru/6b/32/bb/6b32bbc8506f7538977d4db851420391/656x438_1:5653_ba9a4eac579281fca68c7c40413c01b9@1920x1280_0xYb9HDHSE_2498878966772781193.jpg.webp)
Комиксы сегодня приобрести намного проще, чем 20 лет назад, в каждом книжном магазине есть полка с ними. Отдельно радует, что там попадаются не только новые «книжки с картинками», но и переиздания того, что впервые увидело свет в России именно в 90-е. У вас или ваших детей наверняка были журналы «Микки Маус», «Утиные истории», «Бамси» или «Черепашки-ниндзя». Сегодня их продают не синглами, а как солидные издания — в твёрдой обложке и с несколькими сотнями страниц. А качество бумаги и перевод сегодня лучше, чем в то время.
Конфеты PEZ
![Тот случай, когда покупаешь вещь в первую очередь не из-за конфет, а их упаковки | Источник: Иван Митюшёв](https://n1s1.hsmedia.ru/5e/21/8b/5e218bb48340479e0b6b79e36c6a6381/656x438_1:5653_dee4c674bb6ba52a4ad00070488bb395@1920x1280_0x852JjbjP_8244289360367007926.jpg.webp)
Такие игрушки почему-то помнят не все, но в 90-е у некоторых они тоже были. Вся суть этих небольших леденцов в дозаторе-игрушке, которые выпускаются c 1948 года в виде различных персонажей мультфильмов, кино и игр. Есть люди, которые коллекционируют эти дозаторы, а кто-то даже делает на них целое состояние, перепродавая.
Сегодня их можно найти и в интернете, и в магазинах игрушек. Если можно было купить дозаторы в виде Дональдов Даков и черепашек-ниндзя, то сегодня мы нашли современных персонажей — Гарри Поттера и персонажа детского мультика «Герои в масках». И можем заметить, что по качеству пластмассы они стали только лучше. К конфетам тоже нет претензий — разве что их до сих пор неудобно закладывать в дозаторы.
Игровая консоль Brick Game
![А какие рекорды ставили на этом агрегате вы? | Источник: Иван Митюшёв](https://n1s1.hsmedia.ru/eb/f0/03/ebf00341cd7ed8f95acd36866e6dd927/656x438_1:5653_92a62a353389aee39a0e6ad4ac7d0988@1920x1280_0x0lYTHfo6_7944100665283378101.jpg.webp)
«Игровой кирпич», или просто «тетрис», как все его привыкли называть — пожалуй, самая популярная консоль на одной шестой части суши. Куда там Dendy, Sega и прочим приставкам к телевизору. «Тетрис» — прост, удобен и дешев (мы нашли этот вариант за 210 рублей в отделе с электронными деталями). На самом деле «тетрис» — это только одна из игр, по которой все его называют, а внутри есть ещё знакомые всем «Змейка», «Танки», «Гонки» и «Арканоид» — это где нужно сбивать пиксели снарядом. Радует до сих пор — ностальгия наступает ещё до того, как вы начнёте игру, прямо во время звучания мелодии при включении.
А что помните из 90-х вы? Чем они запомнились вам и что бы вы хотели вернуть из них в сегодняшний день? Делитесь мнением в комментариях.