![Красна женщина «синяками»: как в старину одевались северянки, чтобы быть в центре внимания Северянки тщательно продумывали свой наряд, особенно если девушка ждала встречи с потенциальным женихом | Источник: пресс-служба музея «Малые Корелы», Полина Авдошина](https://n1s1.hsmedia.ru/52/0e/f6/520ef6a5e0ab748631f78a5851248a7f/656x438_1:5653_6d0d96c470a34661d5355ce8dc0f0c44@1200x800_0xK5LmotVK_4989862170260784001.jpg.webp)
Идет она по деревне, да всё при ней — расшитый сарафан и коса до пояса! Хороводы с подружками водит — подолы только так пестрят. Ах, какие модницы наши девушки на Русском Севере были! Сейчас и мало кто скажет, что значат слова «пониток», «коклюшница», «исцелинница». Первым называли свадебный сарафан, вторым — женскую рубаху к нему, а третьим — рубаху, которую носили только до венчания. И да, в разных частях Архангельской области были свои тренды, одевались северянки не всегда одинаково. Об этом рассказывает хранитель большой коллекции музея «Малые Корелы» Елена Воевутко.
«Люди не сохраняют память о своих предках»
В ведении Елены Воевутко — 4383 музейных предмета, это не только одежда. Сам же музейный фонд насчитывает более 26 тысяч экспонатов.
![Елена Воевутко знает многое о женском костюме Русского Севера | Источник: пресс-служба музея «Малые Корелы»](https://n1s1.hsmedia.ru/e3/17/84/e317848b7ded012de2ead7044fe07add/656x433_1_801fcf9a5608bf6c5be4b20c15801733@1600x1056_0x00STT0Cv_3957284906147591485.jpg.webp)
— Все предметы уникальны, поэтому хранителей, как и коллекций, несколько. Каждый должен быть подкован. Мне, например, важно знать, какие были ткани, как подпоясывалось платье, с каким платком его могли носить, изучать специфику костюмов разных районов Севера. Порой на то, чтобы начать их различать, уходят годы, — рассказывает Елена Воевутко.
Сохранность коллекции — самое главное, потому что шерсть и другие ткани очень любит моль. Хранитель следит за состоянием костюмов и при необходимости отдает их на реставрацию. Все предметы заносятся в электронную базу данных и в Госкаталог Музейного фонда РФ.
— К сожалению, у многих вещей не хватает истории. Люди не сохраняют память о своих предках. А мы по этим легендам изучаем, откуда поступил сарафан, чем занималась его хозяйка и многое другое.
Философия ткачества
Процесс ткачества был достаточно кропотливым. Мастерству девочку начинали обучать с 7–10 лет. Она должна была уметь и прясть, и обрабатывать ниточку из льна или конопли, и чесать ее, и отбивать. Первыми изделиями становились пояски в разных техниках.
Ткацкий станок делал хозяин крестьянской семьи. Само ремесло было занятием исключительно женским. От Покрова Богородицы до Великого Поста пряли нити, после — начинали ткать. Выработка полотна требовала труда, терпения и… сложных математических расчетов!
— Нужно собрать основу, правильно ее закрепить, — продолжает хранитель. — Через каждое бердышко продеть именно ту нитку, которая пойдет внизу или вверху. Когда ткешь челночком, нужно считать количество нитей. Здесь и наблюдательность, и философия важны. А еще художественный вкус и умение продумать узор!
![Сарафан из Архангельска. Коллекция музея «Малые Корелы» | Источник: пресс-служба музея «Малые Корелы»](https://n1s1.hsmedia.ru/80/7c/40/807c4002bca54129a0eed97e36d5e2d2/984x1398_1_d2263d944b6a1fc6eeea783320b09b00@1795x2551_0xF86knXPM_6913325456024930331.jpg.webp)
Синяки и пестрядинники
Одеяние девушки состояло из рубахи, сарафана, нижней юбки, передника, головного убора. И обязательно пояса — символа законченности. В старину его считали оберегом от злых духов.
Слово «сарафан» на Русском Севере употреблялось редко. Чаще использовали более конкретные и принятые в каждой местности названия этого вида одежды. По фасону были прямые и косоклинные сарафаны. Также различали «синяки» (синий сарафан) и «пестрядинники» (в клетку). На название влияла и ткань: «штофники» делались из штофа, «гарнитурники» — из гродетура, «кашемирники» — из кашемира и так далее.
![Такие сарафаны называли пестрядинниками | Источник: пресс-служба музея «Малые Корелы»](https://n1s1.hsmedia.ru/26/ba/66/26ba667edb1955f7d129e61f58d0a4fb/656x438_1_112291c628d1e8879aa550171cc41e25@3000x2000_0xwAxxMG8t_8664273023377660293.jpg.webp)
— Девушки в Мезени свое богатство очень показывать любили. Особенно когда к ним женихи свататься начинали, — рассказывает Елена Воевутко. — Выходит она на крылечко: сама, может, и хрупкая, но наряд на ней пышный. Объемный сарафан, несколько платков на плечах и обязательно повязка — головной убор.
![Синий сарафан с Пинежья | Источник: пресс-служба музея «Малые Корелы»](https://n1s1.hsmedia.ru/e9/d0/e2/e9d0e2912e5998004fe2c677a94b55ef/984x1398_1_7e4a2eb224532f73509874a48301790b@1795x2551_0x6S5glT8M_6953376730188061941.jpg.webp)
Самым дорогим считался «кумачник» — сарафан из гладкокрашеной хлопчатобумажной материи, чаще всего красного цвета. У крестьянок таковым был шелковый сарафан с рукавами, то есть с короткой хлопковой рубахой.
![Ярко-алый сарафан из Каргопольского района | Источник: пресс-служба музея «Малые Корелы»](https://n1s1.hsmedia.ru/51/47/28/5147284c3a5177c2407e0497155eb6b1/984x1414_1_5a9a8843ae814ac869932a29dce4020a@1677x2409_0x84qmAXwC_1433850940647151236.jpg.webp)
Шапка как символ достатка
То, что открывало макушку и косу, могла носить только девушка. Как правило, повязку. Женщина в замужестве надевала уже закрытый головной убор. По этому предмету гардероба могли определить и то, кто перед вами — зажиточная женщина или крестьянка.
![Повязку носили незамужние девушки | Источник: пресс-служба музея «Малые Корелы»](https://n1s1.hsmedia.ru/6c/96/4e/6c964e9d38684b16bee877341a89bdd5/656x438_1_217c8cda456e7c52a893416b78edd4ae@3000x2000_0xhdcfQqMg_8117583743089603767.jpg.webp)
На всю деревню богатый головной убор был практически единственным, и чаще всего женщина давала его в аренду.
— Он мог стоить целого состояния, даже дома. В Пинежье только у девушек из богатых семей были меховые шапки. В наших коллекциях их нет, потому что они очень редкие, — объясняет хранитель коллекции.
Ближе к югу носили «сороки» — старинный русский головной убор замужних женщин. По бархату, как правило, проходило позолотное шитье. Такие головные уборы были одними из самых богатых в Олонецкой губернии. Женщины берегли их в сундуках вместе с остальной одеждой, потому они чаще всего и сохранялись.
![Сорока — головной убор замужних женщин. Его очень бережно хранили | Источник: пресс-служба музея «Малые Корелы»](https://n1s1.hsmedia.ru/1b/ed/e1/1bede13188221dce6206f4cc3c3d26d0/984x1398_1_a1c97315448aaf25374189852211b752@1795x2551_0xDBuyaUI3_5298301816511081424.jpg.webp)
На севере — клетка, на юге — цветы
Климат также влиял на одежду. В одном районе, например, хорошо росла конопля, в другом — лён. Их и использовали при изготовлении тканей. На севере добавляли шерсть.
Влияли на костюм и традиции приграничных территорий — Коми и Карелии.
— На Пинеге и в Мезени носили повязки, в Каргополье — кокошники, там территория уже ближе к Средней полосе. Различались и сарафаны. В Мезени преимущественно были «синяк» и пестрядь красного, белого и синего цвета, как наш флаг. В Каргополье сарафаны насыщенно красные. В Мезени рукава рубах — пестрядинные, а ближе к югу одежду украшали растительные орнаменты — виноград, цветы, ягодки, — повествует хранитель. — Мне больше нравится каргопольская коллекция. Там и кокошники, расшитые жемчугом, и сарафаны яркие. Северные же костюмы более спокойные, там и люди рассудительнее, практичнее. В каждом районе была своя философия, которая отразилась и в костюме.
![Кокошники были популярны на Каргополье | Источник: пресс-служба музея «Малые Корелы»](https://n1s1.hsmedia.ru/ac/9e/6e/ac9e6ea861e4ff0792d490f8f5903653/803x1146_1_e27795629c7f550a451479a428de3505@803x1146_0xR3bgjzaW_7359800959614149049.jpg.webp)
Почелок и черный сарафан
Есть в фондах музея «Малые Корелы» и уникальные предметы, которые представлены в коллекции в единственном экземпляре. Например, свадебный головной убор — почелок из Вельского уезда Вологодской губернии. Он появился в музее благодаря экспедиции в Устьянский район в 1981 году. Такой убор был очень дорогим, поэтому считается редкостью.
![Почелок надевала невеста на свадьбу | Источник: пресс-служба музея «Малые Корелы»](https://n1s1.hsmedia.ru/95/ab/fd/95abfd4eb4920abc2b13cdac66d37577/656x457_1_7a0c3e782f86a75bfd13cce7ae97090e@2409x1677_0xtCueLJdU_3444559772121477336.jpg.webp)
— Старообрядческий сарафан — тоже наша гордость. Старообрядцы использовали в основном темные ткани, украшать одежду было не принято. В этих же сарафанах, скорее всего, женщин и хоронили, поэтому они встречаются редко, — объясняет Елена Воевутко.
![Старообрядческий сарафан | Источник: пресс-служба музея «Малые Корелы»](https://n1s1.hsmedia.ru/db/e1/dd/dbe1dd8945505748bb0f72d732bd01ab/656x462_1_a05030a1c52c5bdd985cb4e39ff7ab15@2551x1795_0xmpUER0m8_9791416781314215439.jpg.webp)
Особое значение имели узоры. Как правило, они символизировали предназначение женщины — рождение детей. На тех же полотенцах девушка вышивала особые символы. Они должны были защитить ее, сделать счастливой и помочь с легкостью перенести женскую участь.
А еще у нас есть интересные тесты на знание северного говора — например, лешуконского или пинежского.