В начале прошлой неделе широко обсуждалась массовая драка, случившаяся после открытия выставки «Коровник» на Кегострове между островитянами и художниками. На днях блогер Илья Варламов назвал ее идеальным перформансом, без которого о выставке не узнала бы большая аудитория. В рубрике «Личное мнение» по поводу событий на Кегострове решил высказаться художник-любитель из Архангельска Егор Парфенов. Он поделился своим взглядом на мотивацию конфликта и попытался объяснить, почему местные жители так враждебно отнеслись к визиту творческих архангелогородцев.
Произошло удивительное событие: столкновение люда и художника. Конечно, всё кончилось мордобоем. И вряд ли могло выйти иначе. Но почему? Современное искусство стоит на скандале. Это актуально и для нашего провинциального андеграунда. Хороший современный художник — провокатор. И чем удачнее его провокация, тем дороже это искусство можно продать.
Это появилось не сейчас, не родилось в «Коровнике». Такой подход жил, жив и будет жить. Яркий пример — Малевич с его «Черным квадратом». Конечно, это тоже была провокация, причем гениальная — из-за своего долголетия. Разве не удивительно, что мы всё еще с пеной у рта спорим о куске холста столетней давности? Обычный квадрат всё еще будоражит, всё еще живет.
Современный творец должен быть готов к хуку от общества. Должен уметь держать удар. Ведь если твое искусство не может заставить человека что-то почувствовать, занести руку, то это не искусство. Это дизайн, пустышка.
Архангельские художники могут собой гордиться. Их высказывание оторвало молодежь от бутылки. Заставило физически прийти на выставку. По сути сделало то, что должен делать Минкульт. И это чудо. А пара ссадин — вообще ни о чём. Как говорится, искусство требует жертв. И чем их больше, тем «трушнее» ваш андеграунд!
Теперь по «публике»: настоящие богатыри земли русской! Те, кто горой встали на защиту родного коровника и своего дома. Вот он, глубинный патриотизм. А то, что его припадки часто с пьяных глаз, осуждать нельзя. Такая уж черта национального характера.
Важно понимать, что для аборигенов «понаехавшие» художники — банальные оккупанты. Вандалы, творящие что-то чуждое. Эстетика современного искусства враждебна природе этой шпаны. Они отторгают ее, как человеческое тело отторгает всё чужеродное. И происходит это крайне неприятно: с болью и кровью. А в нашем случае — с ссадинами и битами.
Конечно, похвального мало. Но во всём важно видеть хорошее. Из позитивного здесь только одно: чувство собственности, звериный инстинкт защищать свою территорию. Это тоже прекрасно. Без него бы не видать нам 9 Мая.
Согласны с автором?