СЕЙЧАС +20°С

Добро пожаловать в Кибердянск. Забавный комикс про Россию, где фантастика перемешана с правдой жизни

Сценарист Глеб Афанасов вдохновился своим родным городом — Северодвинском. В мире будущего нашлось место борщевику, оливье и отключению воды

В этом будущем нужны дорожные рабочие. Даже если сама дорога — голограмма

В этом будущем нужны дорожные рабочие. Даже если сама дорога — голограмма

Поделиться

В юмористическом, полном абсурда и правды жизни комиксе «Кибердянск» фантастика антиутопии соседствует с современной реальностью России — сразу считываются черты и больших городов, и глубинки. Тут инопланетное чудовище побеждают с помощью разросшегося борщевика. Горячую воду отключают из-за нашествия жуков-трубоедов. А новый экзоскелет (что в наши дни хоть не фантастика, но и не обыденность) приходится мерить, стоя на картонке — как дешевые спортивки на вещевом рынке. Сценарии для этого комикса придумывает Глеб Афанасов уроженец Северодвинска — небольшой северный городок, где делают подводные лодки и тестируют гиперзвуковые ракеты, вдохновил его на забавный киберпанк про мир, который не так уж далек от нашей действительности...

«Неважно, перед телевизором ты сидишь в трениках или перед голограммой»

Первый выпуск «Кибердянска» появился в Сети в июне 2019 года, и с тех пор новые комиксы выходят в соцсетях примерно дважды в месяц. Название вроде бы похоже на украинский Бердянск, но на самом деле действие происходит в совершенно разных местах — даже на других планетах. При этом по деталям сюжета понимаешь, что кругом продолжается обычная российская жизнь, просто реальность наша рисуется тут гиперболизированно.

Киберпанк — жанр научной фантастики, произведения которого описывают антиутопический мир будущего, в котором высокое технологическое развитие сочетается с неограниченным и государственным контролем за обществом либо упадком госинститутов.

Вот, например, зарисовка с забавным финалом, который не хочется раскрывать сразу.

Так что это за Кибердянск такой? Фантастический город или альтернативный мир?

— Изначально сюжет должен был развиваться в рамках одного небольшого провинциального города, — объясняет Глеб. — Но как-то быстро получилось, что он перескочил в Москву, потом на околоземную орбиту, а потом и на другие планеты. Так что можно сказать, что «Кибердянск» — это скорее комикс-вселенная. Причем мы ее уже несколько раз уничтожали, так что можно сказать, что это «мультивселенная» с несколькими параллельными реальностями.

Идея объединить технологии будущего и российскую повседневность, по словам сценариста, как будто лежала на поверхности — но ее никто не замечал.

— В 2019 году, когда проект начинался, казалось, что подобного никто не делает, а значит, надо сделать самому, — говорит Глеб. — Сейчас, например, уже существует веб-сериал, который начинался с выпуска про Кибердеревню. Они играются примерно с теми же идеями, что и мы, но в формате видео. Часто юмор комикса строится на социальном расслоении. Когда в крупных городах доставка чего угодно в течение пары часов становится нормой, в маленьких городах и селах не везде даже есть централизованный водопровод. Ну и, например, где горожанин закажет себе доставкой дроном пару кроссовок, там сельчанин закажет таким же дроном мешок навоза. Из такого несоответствия и рождается юмор.

В своих комиксах авторы «Кибердянска» подмечают мелочи, которые для каждого россиянина стали обыденностью. Мало же кто подвергает сомнению, что на Новый год можно обойтись без оливье? Глеб считает, что от подобных привычек мы не избавимся даже через сотню лет:

— Мне кажется, это передается от поколения к поколению, — объясняет он. — И неважно, будешь ли ты сидеть в трениках перед ламповым телевизором или голограммой.

Продукт виртуальной реальности


Основной художник проекта Алексей Кампостер — известный автор в среде российских инди-комиксов — живет в Екатеринбурге, поэтому обсуждать новые выпуски и работать над ними авторам приходится виртуально.

— Мы просто переписываемся в соцсетях, — поясняет Глеб. — Обычно я приношу Кампостеру сценарий, мы его обсуждаем, думаем, как его лучше подать. Он приносит свои наработки, мы что-то снова правим и так далее. Иногда в процессе мы понимаем, что комикс «не работает», как его ни крути, тогда мы оставляем его до лучших времен и принимаемся за другой. Этим летом я приезжал в Екатеринбург, и мы первый раз увидели друг друга вживую: обменялись идеями и посмотрели местный стрит-арт.

Внимательный читатель заметит, что несколько выпусков «Кибердянска» отличаются стилем рисунка — их Глеб делал совместно с другими художниками:

— К другим комиксистам я обращаюсь, когда мне кажется, что их стиль лучше подойдет для той или иной истории. Например, комикс про магазин и про отдельную голову рисовал Андрей Гарин, про голосование — Алексей джазЕндапус, про суслика и космическую станцию — Дмитрий Пьянков, про руку-убийцу — Андрей Петров. Еще прекрасный арт про старую меху (боевая человекоподобная машина. — Прим. ред.) нарисовала Анна Khoolat. Но у нас будут появляться и другие авторы.

Истории «Кибердянска» получаются у Глеба небольшими — на несколько кадров. Так выходит, потому что большинство историй работают как одна шутка с сетапом (логическим утверждением факта) и одним или несколькими панчлайнами (продолжением утверждения, которое оказывается неожиданным и вызывает смех).

— Плюс я стараюсь придерживаться правила фантастов «один рассказ — один концепт», чтобы не путать читателя. Но, конечно, хотелось бы сделать что-то большое. У меня есть несколько наработок для большого формата, но они пока не прописаны детально.

«Кибердянск» вырос на чистом энтузиазме его создателей, но сейчас они начинают понемногу зарабатывать на своей комикс-вселенной. Год назад, например, сделали небольшой тираж футболок, а совсем недавно выпустили интеграцию с одним онлайн-кинотеатром. В ближайшем будущем планируется напечатать сборник комиксов.

Российские города и классика фантастики


В Поморье Глеб Афанасов прожил большую часть своей жизни — 23 года. Он закончил школу в Северодвинске, а затем пять лет учился в САФУ — на геолога-нефтяника. Работать по специальности не стал — устроился журналистом в новостном издании, а позже уехал в Петербург, куда перебрались многие из его друзей. Но Северодвинск остался в его воспоминаниях, которые повлияли на образ «Кибердянска».

— В Северодвинске я прожил почти всю жизнь, и он, конечно же, оставил глубокий отпечаток на мне и на том, что я делаю, — делится он. — Для меня этот город пропитан атмосферой легкой меланхолии. «Кибердянск», отчасти, вырос из нее, из ощущения небольшого города на краю огромного моря. Но в комиксе есть и элементы из других городов. Внимательные читатели заметят здания Питера и Екатеринбурга.

В серии комиксов отразились не только российские города, но и классика фантастики — от кинематографа до видеоигр. Больше всего, по словам создателя, на него повлияли комикс «Трансметрополитен», серия игр Deus Ex, сериал «Светлячок», арты Саймона Столенхага и фантастические аниме — от «Призрака в доспехах» до «Евангелиона». Не обошлось и без популярного мультсериала «Рик и Морти».

— Больше всего я люблю научную фантастику про космос: от космоопер до «твердой» научной фантастики, — признается Глеб. — Например, можно вспомнить цикл книг «Завтра война» Александра Зорича, которым я зачитывался, будучи подростком. Раньше еще увлекался тематикой постапокалипсиса, одним из моих любимых фильмов в этом жанре остается «Шестиструнный Самурай» 1998 года. А в плане юмора мне нравится, что делает Дж. Дж. Куинтел в «Обычном мультике» и «Ближе некуда», комиксы Тома Голда, а также новости сатирического издания «ИА Панорама».

«Надеюсь, что российская космонавтика перестанет стагнировать»


Несмотря на бытовые подробности и мрачный юмор вселенной «Кибердянска», Глеб признается, что хотел бы успеть увидеть некоторые реалии, которые нам уже много лет обещают фантасты — их он отражает в своих сценариях.

— Я бы хотел при жизни застать какие-то фазы колонизации Солнечной системы или хотя бы полет человечества к Марсу. Очень надеюсь, что российская космонавтика к тому времени перестанет стагнировать и сможет тягаться с конкурентами. Интересно было бы посмотреть, что станет с нейроинтерфейсами или, например, 3D-печатью органов, — признается он.

На вопрос, стоит ли нам бояться в будущем отсутствия чистого воздуха, порабощения компьютерами или тотального госконтроля, как это происходит в «Кибердянске», Глеб отвечает так:

— Какие-то вещи, типа усиления государственного контроля или изменений климата, происходят прямо сейчас на наших глазах. Другие, такие как эволюция искусственного интеллекта, мы можем предполагать. Но я уверен, что человечество еще столкнется с вещами, о которых мы даже не задумывались (например, нападения мутировавшего чайного гриба). Иногда вокруг происходят настолько абсурдные вещи, что убеждаешься: жизнь — лучший сценарист.

Напомним, что мы общались и с другими комиксистами из Архангельской области. Игорь truenikolaev поделился с нами, как свернул с пути историка на путь иллюстратора и откуда берутся идеи для графических каламбуров. Также мы публиковали отдельно самые интересные его работы. А архангелогородец Павел Пако, известный своим пабликом «Мозги трески», рассказал, как стал зарабатывать на жизнь рисованием, и поделился, из чего складываются его абсурдные истории.

По теме

  • ЛАЙК2
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Новости СМИ2