В ноябре в Архангельске открылся независимый книжный магазин «Все свои». По задумке создателей, в нем должен продаваться не столько масс-маркет, сколько книги небольших независимых издательств, редкие и необычные. О том, что магазин с такой начинкой появится, мы сообщали еще летом. Наконец идея реализовалась. Директор «Все свои» Дарья Галкова в рубрике «Личное мнение» рассказывает об этом опыте: как удалось воплотить задумку в кризисное время, когда книги дорожают, а покупательская способность скорее стремится к снижению, с какими проблемами они сталкиваются в работе. А еще она советует издания, которые можно найти на полках магазина — и это особая гордость.
Независимый книжный — это международный термин, который описывает магазин, созданный энтузиастами и являющийся альтернативой сетевым книжным. Как правило, ассортимент в таких книжных составляют авторские подборки его организаторов.
Про открытие в кризис
— Когда в Архангельске начали проводить фестиваль «Белый июнь» (проводится с 2021 года. — Прим. ред.), стало понятно, что хорошего книжного в городе не хватает. Задумалась: может, стоит его открыть? Решение приняли в декабре 2021 года. Параллельно с этим, кстати, узнали про губернаторский конкурс на независимый книжный, но мы в нем не участвовали.
Одиннадцать долгих месяцев мы работали над магазином «Все свои»: искали помещение, разрабатывали дизайн, делали ремонт, ждали, пока нам сделают мебель, закупали книжки.
Кризис, безусловно, затронул книжную сферу, и мы из-за этого находимся в той же ситуации, что и другие предприниматели. Санкции, к сожалению, оборвали цепочки поставок комплектующих и расходных материалов: типографиям пришлось в срочном порядке перестраиваться и искать других поставщиков, задерживая печать тиражей. В среднем за этот год книжки подорожали на 20%. Это в том числе произошло из-за кризиса на рынке бумаги, который начался еще в 2021 году из-за пандемии, которая тоже нарушила цепочку поставок.
Когда мы делали ремонт, цена на материалы тоже увеличивалась — приходилось перестраиваться.
Сейчас основная наша сложность — сделать так, чтобы книжки были в магазине. Мы столкнулись с тем, что доверия на рынке из-за сложной ситуации стало меньше, то есть нам нужно тщательнее договариваться с издательствами, показывать, что нам можно доверять. Не все издательства готовы работать на условиях реализации. Со временем, надеюсь, это изменится.
То, что любим: про ассортимент
— Ассортимент подбирался на наш вкус: это книги и издательства, которые мы сами знаем, читаем, любим. Мы хотим, чтобы о них узнавало больше людей.
Конечно, мы выбирали не только то, что любим, мы оценивали спрос. Но есть правило: откровенно некачественную литературу или плохо изданную мы не привозим. Мы отслеживаем рейтинги издательств, следим за рекомендациями блогеров, мнения которых нам интересны и важны. Например, мы опираемся на обзоры обозревателя Галины Юзефович, журналиста и переводчицы Анастасии Завозовой, книжного деятеля Максима Мамлыги, а также читаем телеграм-канал «Книгагид» и другие. Но это не значит, что рейтинги полностью встают на наши полки — они проходят наш внутренний отбор «интересно — неинтересно». Эти блогеры, возможно, ближе к нам по возрасту и по вкусу, поэтому мы их слушаем. Если бы мы были на 15 лет младше и были фанатами манги, то это был бы магазин манги, но у нас другой читательский вкус.
Покупатели — с тонким вкусом
— Для посетителей мы открылись 18 ноября. Мы очень приятно удивлены, что в Архангельске, оказывается, так много читателей с тонким, хорошим, необычным вкусом.
К нам приходят и спрашивают, например, книги авторов, которых мы не знаем, но это важные авторы. Мы не стесняемся того, что мы чего-то не знаем: принимаем во внимание, говорим, что посмотрим и привезем эти книги, если будет возможность.
«Это очень радостно, что к нам приходят люди, с которыми мы можем поддержать беседу о Беккете, например»
Рады, что людям нравится, что им здесь комфортно, они уходят с хорошим настроением. Наша задача — рассказывать о книгах, которые плохо известны. Покупатели об этом просят.
Мне бы хотелось, чтобы наши покупатели были любопытны. Это, кажется, главное качество, потому что любопытство порождает интерес, открытость к чему-то новому, к миру, людям, сообществам в целом. И дело не в том, насколько человек начитан или не начитан. Начитать можно много, но поиск того, что ложится именно на тебя — вот это круто.
Самые необычные книги с полок
— На самом деле мы рады всем издательствам: все они прошли наш отбор, и их будет больше — мы будем пополнять полки.
Мы привезли в Архангельск издательство Garage. Оно публикует замечательные исследования по архитектуре, дизайну, искусству в целом. Мы знаем, что есть довольно большой стеллаж Garage в Добролюбовке, но мы счастливы, что и у нас на полках их книги есть.
Из очень нишевых издательств — Jaromír Hladík press. Это питерское издательство, все книжки сделаны с огромной любовью к книге, к тексту. Как минимум приятно держать в руках, не говоря уже о содержании. Это, как правило, довольно интеллектуальная проза, эссе, стихи. Мы точно знаем, что читатели в Архангельске у них есть.
То же самое могу сказать про издательство Libra. Оно выпускают только немецкую литературу, переводят и издают в России немецких авторов. Тоже нравится, что у нас это есть!
Издательство No Kidding Press издает работы, как правило, писательниц. Зачастую это важные тексты, опубликованные давно за рубежом, но они не были известны архангельскому читателю. Издательство печатает много важных текстов про феминизм, про женщин.
Не только магазин, но и пространство для встреч
3 декабря в независимом книжном «Все свои» пройдет презентация журнала «Сеанс» и встреча с редактором интернет-издания журнала Павлом Пугачёвым. Встреча организована Международным кинофестивалем стран Арктики Arctic Open, ее участники будут общаться на тему кинокритики и журналов о кино.
— Мы очень рады, что фестиваль обратил на нас внимание. Рады, что именно это мероприятие первое. Во-первых, мы любим журнал «Сеанс», во-вторых, важно в таких вещах соблюдать пересечение аудиторий. Нам кажется, тут соберется аудитория, которой мы интересны как место, а она интересна нам.
У нас есть столы на колесах, это значит, что их можно отвезти в другую часть магазина и освободить полностью пространство, чтобы тут могли разместиться люди.
Встреча с Павлом Пугачевым — наше первое мероприятие, мы будем пробовать. Надеемся, что не получится совсем уж комом.
В дальнейшем мы планируем собирать какие-то лекции. Мы открыты для городских мероприятий, принимая во внимание тематику. Но первичная функция все-таки быть магазином.
Пошли бы в такой книжный?
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на площадках 29.RU в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в канале в Telegram.