Культура подробности «Отрезанную голову обратно не пришьешь»: зачем переносить храмы Поморья с места на место и кто против

«Отрезанную голову обратно не пришьешь»: зачем переносить храмы Поморья с места на место и кто против

Какие церкви решили передать из федеральной казны РПЦ и почему не всем понравилась эта идея

Общественники обеспокоились переносом церквей — по их мнению, это лишит здания подлинности
Источник:

В Архангельской области много церквей, которые якобы охраняются государством, но по факту — разваливаются на глазах у местных жителей. Это уникальные образцы, а часто и памятники архитектуры с непростой и, как правило, интересной историей, помочь им любой неравнодушный человек не может — нельзя по закону, за самодеятельность можно даже получить срок. О том, как спасти и сохранить такие объекты в Поморье, заговорили снова, и даже на уровне Правительства России. Всерьез обсуждали перенос 23 объектов культурного наследия — потрепанных временем старинных деревянных церквей и колоколен — на новые места. Прозвучало предложение передать здания из федеральной казны «религиозным организациям», то есть Русской православной церкви. Рассказываем, в чём суть этой идеи, какие стоит учитывать риски и к чему в итоге пришли власти.

Увезти за 90 километров


Заседание рабочей группы по этим вопросам прошло еще 1 сентября 2022 года в Аппарате Правительства РФ, после чего, уже в январе этого года, документы с него попали в Сеть и сейчас активно обсуждаются. В заседании участвовали представители правительства, Росимущества, Минкультуры России и РПЦ.

В список из 28 культурных объектов входят в основном церкви и колокольни из Архангельской области. Но есть в перечне и два здания из Тверской области, а также по одному объекту из Костромской, Кировской областей и Карелии.

Вот, к примеру, Никольская церковь в Зачачье, которая попала в список спасения через перенос в другое место, — мы делали о ее судьбе большой репортаж. Это уникальное строение сделано без единого гвоздя
Источник:

В основном все объекты из Поморья являются памятниками деревянного зодчества, но среди них есть также и каменная Варваринская церковь из Холмогорского района (ее тоже было предложено перенести на новое место). Часть из них в аварийном состоянии, часть — в неудовлетворительном. А также четыре — в удовлетворительном, почему они попали в этот список — неизвестно.

Какие здания из Поморья хотели перенести на новое место

Красноборский район:

  • Георгиевская церковь (1665 г.), село Пермогорье;

  • колокольня (1650 г.), деревня Цивозерский Погост;

  • Дмитриевская церковь (1784 г.), село Верхняя Уфтюга;

  • Никольская церковь (1642 г.), деревня Шеломя.

Онежский район:

  • Преображенская церковь (1786 г.), деревня Посад;

  • церковь Вознесения (1651 г.), деревня Пияла;

  • колокольня (1700 г.), деревня Пияла;

  • часовня Георгия Победоносца (1779 г.), деревня Нермуша.

Пинежский район:

  • Никольская церковь (1700 г.), деревня Едома.

Приморский район:

  • церковь Алексия (1721 г.), село Куртяево.

Виноградовский округ:

  • Дмитриевская церковь (1890 г.), деревня Кальи (сгорела);

  • Никольская церковь (1773 г.), деревня Кальи (сгорела);

  • колокольня (1761–1774 гг.), деревня Кальи (сгорела);

  • Ильинская церковь (1798 г.), деревня Коверниковская;

  • колокольня (1800 г.), деревня Коверниковская.

Каргопольский округ:

  • Сретенско-Михайловская церковь (1665 г.), урочище Красная Ляга.

Плесецкий округ:

  • церковь Рождества Богородицы (1678 г.), деревня Бережная Дуброва.

Холмогорский округ:

  • колокольня (1783 г.), деревня Тарасово;

  • церковь Василия Блаженного (1824 г.), деревня Тарасово;

  • Петропавловская церковь (1722 г.), деревня Погост;

  • Покровская церковь (1763 г), деревня Погост;

  • Никольская церковь (1687 г.), деревня Зачачьевское;

  • Варваринская церковь (1693–1702 гг.), деревня Шеинская.

На этих инфографиках ниже можно увидеть, как плотно друг к другу расположены церкви, которые собирались «выдернуть» с родной земли и перенести в другое место. Как богата северная земля архитектурой, которую, увы, тут не сберегли.

Источник:
Источник:

Каким могло быть путешествие храмов

При этом перенос не значит, что церковь готова отреставрировать все эти храмы. Из документа, составленного Московской патриархией следует, что «религиозные организации» готовы безвозмездно принять 20 объектов из Поморья уже после проведения работ реставрации. Правда, от трех из объектов они отказались — просто потому, что их уже нет: это сгоревший храмовый комплекс в деревне Калья Виноградоского района.

При этом в документе указывается, что «религиозные организации» дают согласие на перенос только 12 зданий, относящихся к Поморью. Предполагалось, что перемещать их будут в границах одного района или округа. Например, каменную Варваринскую церковь с Ухострова — в поселок Луковецкий, который находится в 27 километрах. А Ильинскую церковь из Заостровья — через 90 километров, в Березник.

Источник:

В прошлые годы мы заезжали в деревню Погост Холмогорского района, где находятся сразу две церкви — Покровская и Воскресенская, и обе аварийные. Местные жители рассказывали, как приходится следить за руинами каменного храма и от кого они защищают деревянный.

— Мы как-то внезапно стали, как вы говорите, «смотрителями», — рассказывала нам тогда Надежда. — Нам такой статус никто не давал, просто батюшка вручил ключи от церкви. Мы рядом совсем живем, согласились присматривать. Церковь находится в федеральной собственности, и отремонтировать ее сложно, если государство не выделит средств. Даже если когда-нибудь кто-то решит ее отреставрировать, есть риск, что ветхая постройка просто не доживет... Поэтому поглядываем, чтобы ребятня там не крутилась. Они хоть и не со зла, но могут дел наворотить непоправимых. Не место это для игр и посиделок.

Источник:

В 2018 году мы также писали про храмы деревни Зачачье Холмогорского района. Здесь находятся церкви Николая Чудотворца и Дмитрия Солунского. В ту поездку мы увидели, насколько разрушены здешние храмы. Один памятник архитектуры был покрыт нецензурными «татуировками», а другой — сайдингом.

Источник:

Бывают случаи, когда северяне самостоятельно хотят помочь старинным зданиям. Иногда это может привести к серьезным судебным разбирательствам, как было в деревне Ракула. Местная жительница обила сайдингом здешнюю часовню XVIII века, не желая ничего плохого. В итоге на это обратила внимание полиция, Минкульт и прокуратура.

Источник:

В прошлом году в Виноградовском районе горела Климентовская церковь 1880 года постройки. Это здание в 2018 году восстанавливали добровольцы проекта «Небо зовет». В список по переносу это здание не вошло. Также вы можете посмотреть нашу подборку снимков, сделанных и в других старинных храмах Поморья: невооруженным глазом видно, что этим зданиям необходима серьезная реставрация.

Источник:
Источник:

«Незаметно для всех мы теряем наследие»

О реставрации деревянных храмов нам рассказывал известный путешественник и протоиерей Федор Конюхов. Во время своего визита в Архангельск он хвалил местные церкви и сожалел об их разрушении:

— У меня в Москве и в моей деревне — две часовенки, как раз поставили из архангельского сухостоя. Это ребята из Москвы, реставраторы. Они ездят в Карелию, Архангельск в летнее время и ремонтируют. Говорят, если делать там, где люди сейчас не живут, понятно, что храм всё равно разрушится. Это же как человек: живет, умирает, появляется новый.

Конюхов при этом считает, что храмы нужны в первую очередь людям — местным жителям, поэтому у них должно быть право содержать их в порядке и целостности:

— Я знаю, сколько часовенок стоят разрушенных.

«Если люди хотят отремонтировать — власть не должна мешать, надо поддержать»

— Господу-Богу не нужны храмы, это нам они нужны. Можно молиться на камушке, а можно — в храме, — считает Конюхов.

Причем есть люди, которые берут на себя такую ответственность — приглядывать за умирающими памятниками зодчества или архитектуры. Несколько лет назад мы были в деревне Ротанаволок, небольшой и красивой деревушке на берегу реки Ваймуги, где местный пенсионер стал народным волонтером-сторожем стразу трех разваливающихся церквей, и вот почему:

— Чем старше, тем ближе к Богу. Возраст такой, что я уже задумываюсь об этом. Дело даже не в вере, а в том, что незаметно для всех мы теряем наше наследие. Что-то разорено, что-то разрушено временем. А самое главное, мы не смогли воспитать в молодом поколении уважения к истории. Сегодня сохранить храмы пытаются люди, которые не смогут этим заниматься много лет. А молодежь? Им надо селфи. Они приезжают, делают пару снимков на фоне природы. Потом забираются куда-нибудь повыше, чтобы сделать кадр на фоне разрушенных храмов или внутри разваливающихся стен. Потом уезжают, не спросив названия зданий. Вот и всё любопытство.

То есть с переносом появляется риск утратить историю здания, а перенос по замыслу предполагался и на большие расстояния.

«Перевоз обрекает население на вымирание»

В январе к президенту России обратился директор АНО по исследованию и реставрация памятников деревянного зодчества «Традиция» Андрей Бодэ. Он попросил не допустить перемещения храмов и колоколен. По словам архитектора, перечисленные здания ценны своей подлинностью и местом, где они находятся.

— При разборке и перевозке деревянных объектов культурного наследия утрачивается их главное качество — подлинность, — утверждает он.

«Собрать объект вновь без утраты подлинности невозможно. Объект после перевозки теряет свою историко-культурную ценность»

Кроме того, по словам архитектора, в 2022–2023 годах Министерство культуры РФ реализует программу консервации деревянных объектов культурного наследия на своих местах — причем по тому же самому списку. Указывает он и на социальную сторону проблемы — местные деревни могут лишиться последней надежды на интерес со стороны туристов.

— В малых исторических поселениях в условиях отсутствия сельского хозяйства и промышленности объекты культурного наследия являются единственным, что привлекает сюда приезжих людей и удерживает от уезда местных жителей. Перевоз объектов культурного наследия со своих мест обрекает поселение на вымирание. Регионы России и так теряют свое население, а перевозка объектов еще более усугубит ситуацию, — пишет Андрей Бодэ.

Никольская церковь (слева) в деревне Зачачьевское. Кстати, волонтеры собирают пожертвования на ее реконструкцию
Источник:

«Объект работает на 100% там, где был создан»

Северяне и жители других регионов отнеслись к новости по-разному. Одни — с подозрением, другие — с надеждой, что храмы наконец-то спасут от разрушения.

— Нужно помогать общественникам в сохранении памятников, — советует в обсуждении во «ВКонтакте» Дарья. — РПЦ не поможет. Это наше наследие. Сами и должны сохранять

Директор музея М. В. Ломоносова и автор проекта «Ровдина гора» Николай Выморков объясняет, что в России действительно перемещают культурные объекты с места на место. Но к такому способу прибегают в крайних случаях.

— Сам по себе перенос старинного здания — вполне возможная практика для спасения того или иного объекта культурного наследия, — пояснил он 29.RU. — Но, как правило, это уже крайняя мера. Каждый из таких ОКН является неотъемлемой частью истории определенного места, органичным компонентом архитектурного и культурного ландшафта. Он имеет значение, производит соответствующее впечатление и работает на 100% только там, где он был создан. Поэтому каждая отдельная идея переноса ОКН должна оцениваться и обосновываться специалистами. Отрезанную голову обратно уже не пришьешь.

Георгиевская церковь в Пермогорье
Источник:

Жительница Красноборска Екатерина Посеговская-Герц (по образованию — культуролог), считает, что старинные храмы не нужно увозить в новое, более людное место — правильнее было бы реставрировать их на месте постройки. При этом она замечает, что охранный статус этих зданий часто мешает поддерживать их в хорошем состоянии.

— В Красноборске на многих домах есть золотая табличка [с информацией о статусе здания как объекта культуры]. И что? Кто их охраняет? В одном здании библиотека — ее сотрудники страдают, потому что не могут сделать ремонт. В другом был дом творчества, но им пришлось съехать. Многие памятники просто погибают из-за этого самого охранного статуса, потому что «по правилам» делать ремонт нереально дорого. Ни федеральные, ни областные деньги на это не идут, а у муниципального бюджета таких сумм нет. Ладно бы просто ремонт, но реставрация — это бюджет, умноженный на 100. Поэтому я скептически отношусь к институту охраняемых объектов в том виде, в котором он сейчас работает, — комментирует она.

Екатерина считает, что если бы РПЦ действительно взяла на баланс эти здания и занялась их состоянием — всем было бы только лучше. Но в ситуации, когда организация готова принять их уже отреставрированными, на это рассчитывать не приходится.

— Если что-то может дать зданию жизнь — круто, — рассуждает северянка. — Пусть лучше так, чем мы потеряем его. А храмы в брошенных деревнях... Не надо их увозить. Или приезжайте туда жить или стройте новые там, где есть люди. Изучите архитектуру и философию этих зданий и, продолжая традиции, стройте новые. Сохранение памяти и традиций не в вечных подпорках старого, а в непрерывной передаче знания и опыта.

«Вопрос о перемещении... не рассматривается»

Архитектор-реставратор Андрей Бодэ сказал 29.RU, что с вопросом переноса храмов уже разобрались в Министерстве культуры РФ. По его словам, все церкви и колокольни решено оставить на старых местах.

В Министерстве культуры РФ и в РПЦ не ответили на запросы 29.RU по этой теме. В правительстве Архангельской области же заявили, что вопрос о переносе храмов сейчас не стоит.

— В настоящее время вопрос о возможном перемещении на новые площадки объектов культурного наследия религиозного назначения правительством Архангельской области не рассматривается, — ответила на запрос и. о. руководителя инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области Наталья Некрасова. — Решение о перемещении объекта культурного наследия принимается Минкультуры России при поступлении обращения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. В случае отсутствия факторов неблагоприятного воздействия на объект, безусловным приоритетом является сохранение объекта культурного наследия на историческом месте расположения.

Объекты было решено не переносить на новые места, но вопрос с реставрацией некоторых из них так и не решен
Источник:

Напомним, что в 2020 году Владимир Путин подписал поручение о переходе под управление ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский»» трех деревянных храмов, которые находятся вне его границ. Это Никольская церковь и церковь Рождества Христова из села Пурнема, а также церковь Рождества Богородицы из деревни Луда.

Также почитайте, как жители Савинского несколько лет строят храм — они делают это исключительно на свои деньги.

Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках 29.RU в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
26
ТОП 5
Мнение
Из Архангельска в Северодвинск: журналист посмотрел, кто и как живет в пригородах — его наблюдения
Анонимное мнение
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объясняет, какие подарки запрещено дарить женам и подругам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Действия схожи с диверсией»: глава Урдомы объяснил, почему районы не надо переводить в округа
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Рекомендуем
Объявления