Страна и мир эксклюзив Федор Конюхов — еще и протоиерей. Что он думает о судьбе церкви на Украине и разбитых храмах Поморья

Федор Конюхов — еще и протоиерей. Что он думает о судьбе церкви на Украине и разбитых храмах Поморья

Путешественник ответил на вопросы про раскол и ответственность за памятники православной архитектуры

Сегодня ранним утром Федор Конюхов вылетел на параплане из Архангельска в большую экспедицию — до Черного моря. До старта нам удалось поговорить с ним не только о воздушном путешествии, для которого собрали целую команду. Поскольку Федор Конюхов — еще и священник Украинской православной церкви, мы спросили у него о ее судьбе в такие сложные времена, а также об уникальных старинных храмах Поморья, которые рассыпаются буквально на глазах, хотя, казалось бы, охраняются государством.

Федор Конюхов — известный советский и российский путешественник, писатель, художник, священник Украинской православной церкви. В одиночку совершил 5 кругосветных плаваний, 17 раз пересек Атлантику, причем один раз — на весельной лодке.

«Патриарх Кирилл — человек мудрый. Это мой начальник, ну и всех нас»

Собор Украинской православной церкви принял решение о полной самостоятельности и независимости. Также Собор выразил несогласие с позицией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла относительно спецоперации на Украине. Эту новость прокомментировали сразу несколько церковных деятелей. Александр Щипков, первый зампредседателя Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, заявил, что такое решение уводит эту церковь в раскол.

— Единство между Русской православной церковью и Украинской православной церковью сохраняется, и мы будем и дальше продолжать укреплять это единство, — сказал митрополит Волоколамский Иларион, глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата.

Эту тему мы подняли в беседе с Федором Конюховым, поскольку он не только путешественник, но и священник и строитель часовен.

— Вы знаете, я же протоиерей, — говорит Федор Конюхов. — Я всегда прислушиваюсь, что скажет этот мой закон, что говорит святейший Патриарх Кирилл. Он человек мудрый. Это мой начальник, ну и всех нас. Плохо, что я не слишком прислушиваюсь, потому что я мало смотрю телевизор, а по телефону я только могу звонить. Все говорят: «А вы почему не отвечаете?» А я не знаю, как в компьютер зайти. Я думаю, что там (на Украине. — Прим. ред.) люди, наши святые отцы, они мудро могут поступить. Мудро. И за церковью стоят люди. Не только архиереи, владыки, священники — стоят еще простые люди, и это им решать. Так же, как и со спецоперацией: мы думаем не только о выигрыше, но и о людях. Чтобы не бомбили. Надо думать не только о себе. Как я могу решать… Мы вот с Игорем (говорит про пилота-напарника Игоря Потапкина. — Прим. ред.) сейчас будем лететь и любоваться красивым-красивым видом нашей земли. А ребята там умирают — нас отстаивают. Думают: «Что же великий Господь подбросил?» Мало ли, что я священник. Я молюсь, я прошу Господа Бога, как в нашей церкви православной, за обижающих, проклинающих и ненавидящих.

«Уберите из Москвы храмы, и будет нечем отличаться»

Путешественник сказал, что заглянуть на службу в архангельский храм времени не было, готовились к полету. Игорь Потапкин предложил освятить Архангельск с высоты. А Федор Конюхов признался, что его вдохновил Михаило-Архангельский собор:

— У вас в очень красивом месте улица выходит, и он держит. Знаете, как я говорю: уберите из Москвы храмы, и будет нечем отличаться — те же небоскребы, как в Гонконге, Сингапуре. А вот храмы...

Мы спросили, кто должен ремонтировать храмы, многими уже не похвастаешься — в таком они упадке.

— Это хороший вопрос. У меня в Москве и в моей деревне — две часовенки, как раз поставили из архангельского сухостоя. Это ребята из Москвы, реставраторы. Они ездят в Карелию, Архангельск в летнее время и ремонтируют. Они мне тоже так говорили. Говорят, если делать там, где люди сейчас не живут, понятно, что храм всё равно разрушится. Это же как человек: живет, умирает, появляется новый. Видите, какой у вас стоит большой новый храм, а при наших прапрародителях не было такого храма и не нужен был, и денег не было.

«Господь не в бревнах, а в ребрах»

В дискуссию вступил и Станислав Бычков. Он работает в центре путешествий Федора Конюхова, в основном занимается взаимодействием с органами власти, корпорациями. Как говорит сам, с Конюховым «и молимся вместе, и служим вместе»:

— У нас в деревнях складывается условно община какая-то, потому что говорят: Господь не в бревнах, а в ребрах. И если какой-то храм стоит красивый, украшенный, с золотыми куполами, но там нет общины и некому молиться, то по большому счету это просто памятник. А памятники, они действительно есть и нету, за ними следят и не следят. Они пропадают. У нас в деревне сложилась такая традиция, что от инициативы жителей развивается какое-то храмоздание. Часовни строим, храмы, потихоньку-помаленьку, какими-то небольшими усилиями, небольшими средствами, но вот так это работает. Именно происходит инициатива снизу. Тут именно община держит храм, будет община — будет и помощь и от государства, и от спонсоров, а если и не будет, то всё равно рано или поздно оно сложится.

Конюхов соглашается:

— Я знаю, сколько часовенок стоят разрушенных. Если люди хотят отремонтировать — власть не должна мешать, надо поддержать, но выделять на это деньги, если там никто не будет жить и вот как реставраторы приезжают, говорят: «Мы отреставрировали, приехали через пять лет, а он снова…» Вера должна быть. Господу Богу не нужны храмы, это нам нужны. Можно молиться на камушке, а можно на храме. Мы же для себя это делаем. Вот Арктику мы должны беречь, потому что мы тут живем. Для Господа Бога, создателя нашего, это ничего не решает. Если мы ее захламили — «ну что ж, потом очистите ее».

Про Путина и патриотизм

— Я уважаю Владимира Путина, и за Россию мне обидно. Вы спите спокойно, а я не сплю спокойно. У нас ребята сильные, здоровые, образованные, понимаете, но нет патриотизма — до конца. Понимаете? Нет таких амбиций.

Свой патриотичный жест Конюхов перед стартом на Черное море сделал — пролетел над Архангельском на параплане с 77-метровой георгиевской лентой.

Федор Конюхов прибыл из Москвы в Архангельск, чтобы 5 июня вместе с командой совершить перелет от Белого моря до Черного на мотопарапланах отечественного производства в поддержку федерального проекта «Чистая Арктика». Каждые 5 минут по трекерам будут передавать свое местоположение. И можно будет следить онлайн, с какой скоростью они летят. Перелет из Архангельска в Новороссийск — этап подготовки более крупной экспедиции: в планах путешественника — достижение Северного полюса на мотопараплане.

«Чистая Арктика» — масштабный проект по очистке арктической территории от накопленных с советских времен отходов. Идея принадлежит капитану атомного ледокола «50 лет Победы» Дмитрию Лобусову, а также советскому и российскому капитану ледокола, Герою Труда Российской Федерации Геннадию Антохину. Напомним, что в поддержку этого проекта в Архангельск приезжала певица Елена Ваенга, а в НАО — блогер и телеведущая Ирена Понарошку.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления