Недавно на экраны вышел комедийный сериал «Как Деревянко Ломоносова играл», который снимали в Архангельске и области. По задумке сценаристов, для подготовки к роли актер Павел Деревянко отправляется на родину Ломоносова. Часть сцен снимали в самом Архангельске, поэтому в массовке и эпизодических ролях засветились местные жители. Архангелогородец Андрей Жданов рассказал, как попал в сериал, и показал его закулисье. Далее — прямая речь.
Андрей Жданов — главный редактор глянцевого журнала Magazine, педагог, кандидат педагогических наук и доцент кафедры культурологии САФУ. А еще в свои 64 он — король ретровечеринок, виртуозно владеющий искусством диджеинга.
«Сначала позвали консультантом»
Это приключение мне подарила Елена Савина. Друзья — наше главное богатство! Лена спросила, помогу ли я москвичам с телеканала СТС? «Будут делать "фильм про Ломоносова", и им нужен консультант» — «Хорошо, пусть звонят», — ответил я. И мне позвонили.
Сначала их было двое — Екатерина, исполнительный продюсер, и Иван, директор подготовительного проекта. Они на месте оценивали ландшафты, проверяли логистические схемы, выясняли, где могут поселиться артисты и съемочная группа, что и как можно было бы задействовать для съемок. А потом мы поехали в Холмогоры и Ломоносово.
После разведки продюсеры решили снимать деревенские сцены «из холмогорской жизни» где-нибудь поближе к Москве. Причина была в том, что аэропорт Талаги летом 2023 года был закрыт, а везти большую группу через Васьково было очень накладно: билеты Москва — Васьково — Москва с трансфером могли съесть значительную часть бюджета. Поэтому они пофотографировали северные дома, дали задание москвичам найти что-нибудь похожее в соседних с Москвой регионах, а вот природу снимали у нас.
По природе мы с ними и прокатились. Группа «разведчиков» была достаточно большая. С Екатериной и Иваном мы катались на моем автомобиле, остальные — в микроавтобусе. Оператор Антон Пай с помощником потом еще и в Онегу с ночевкой мотанулись — остались очень довольны. Погода в те июльские дни стояла ясная, теплая, ночи были еще достаточно светлые (а для москвичей они были практически «белыми»), поэтому природа в фильме должна быть хороша.
Нас гостеприимно встретили в музее Ломоносова на Курострове. Мы проехали через весь остров к основному руслу Северной Двины, и тут москвичи ахнули. Мирный сияющий простор, тишина. Небеса, опрокинутые в зеркало Двины… Как они ни спешили — бросили всё, заглушили моторы, а кто-то бросился в воду. Кто не купался, те просто гуляли вдоль берега или, сидя, любовались далями. Натура произвела сильное впечатление.
Посмотрели они и куростровские дворы, поговорили с хозяевами. Наслушались таких речей! Николай Выморков, директор Ломоносовского музея на Курострове, познакомил нас с Григорием Николаевичем Перетягиным — вот это мужик! Вот это личность! Хозяин. Красавец. Глыба. А как говорит! Москвичи потом жалели, что не включили диктофоны вовремя — что ни слово, то шедевр… Возвращались в Архангельск уже совсем под вечер.
Мне было интересно наблюдать за этой работой, которая не видна в кадре. По типажу люди очень разномастные: кто-то прям «артист-артист», весь на нервах, на эмоциях; кто-то вообще не похож на представителей киношной богемы. Команда многонациональная, разновозрастная. Например, имя режиссера сериала про «погружение в холмогорский быт» Раиля Каримова: очень спокойная, основательная, без каких-либо повадок «командирши» женщина, но при этом все слушались ее беспрекословно. Художник фильма Ренат Гонибов — весьма эмоциональная личность. Глава продюсерской группы Федор Бондарчук. Ведущие мужские роли у Павла Деревянко и Антона Богданова. Даже по фамилиям видно, что команда собрана из представителей самых разных регионов России, и в разговорах это подтвердилось. Для абсолютного большинства из них наш Север стал открытием.
При этом каждый был при своей роли, при своем деле. Действовали дружно, напряженно, в единицу времени укладывалось очень много активности. Этакий пчелиный рой: налетели, погудели, везде нос засунули, в каждую щель заглянули, со всеми переговорили — и дружно двинулись дальше.
«Мне предложили сняться с Деревянко»
А вот участие в съемках мне предложили уже наши, местные. Продюсеры СТС дали требования по кастингу, и уже местная команда содействия искала людей, соответствующих типажу эпизодических ролей.
Нам с Аней Светловой предложили стать членами «приемной комиссии»: одеться определенным образом, изображать то-то и то-то, смотреть туда-то, не смотреть туда-то, на таких-то словах смотреть на девушку с интересом, «а вот на этой фразе изобразить скуку». Коротенький эпизод снимали долго — в Театре драмы имени Ломоносова. Было несколько дублей. И мне было очень интересно наблюдать за оператором: его работа, его действия тоже не видны в кадре — зато итог работы Антона это, собственно, и есть то, что мы видим на экране.
В общем, девушка раз десять с надрывом прочла нам стих, с Павлом Юрьевичем Деревянко мы сидели за одним длинным столом, и раз десять, если не больше, он выскакивал из-за стола и убегал за дверь.
Общались мы с Павлом Деревянко? Нет. Практически нет. Сначала я столкнулся с ним во дворе театра: он выходил из своего гримировочного вагончика, и я чуть не получил по лбу дверкой вагончика. Я ему: «Здрасьте». Он мне: «Здрасьте», — и пошел в сторону съемочной зоны. Пока сидели за столом «комиссии», Павел был в образе. Но в паузах было видно, что он очень уставший, пару раз просто падал на стол и вырубался.
Но на лестнице я его всё же догнал и попросил расписаться в ведомости. Мы же все — «приемная комиссия», у каждого своя «ведомость», вот я и попросил его расписаться в своем листочке. Павел молча взял карандаш, начертил какой-то знак и пошел отдыхать. Точнее, отошел в тень покурить в сторонке.
Мысли попросить его дать интервью, поговорить — даже не возникало. Всё шло в рабочем ритме. Мне сказали, что его всю ночь везли в Архангельск с каких-то других съемок, поэтому артист хотел покоя между теми делами, на которые подрядился. Но с молодежью, которая проявила большую настойчивость, Павел сфотографировался.
Мнение о сериале
По локациям, которые мы видим в фильме — сейчас уже я вычитал, что трюки в воде снимали на Рыбинском водохранилище. «Дом в Холмогорах», в котором «живет» помор Егор с женой, находится на окраине Балашихи. Ну, там сразу видно, что дом не наш, не холмогорский. Что-то снимали в Переславле-Залесском. Поэтому география съемок пролегала практически вдоль «Холмогор», трассы М8 — в пространстве от Москвы до Архангельска.
Илья Денисов прислал сообщение, что его музыка звучит в Девятой серии фильма — то есть наш архангельский люд и творчество северян в сериале про Ломоносова представлены пусть и не густо, но представлены.
Критики хвалят работу артиста Антона Богданова, называя его «главным открытием фильма». Мое мнение: Антон Богданов, безусловно, сыграл ярко. Но среди наших северных деревенских мужиков таких «эмоциональных истеричек» я ни разу не встречал. Бабы — да, те могут истерить именно так, как показал это «смешной конопатый паренек».
А вот когда мне удалось пожить какое-то время в Москве, то там, в столице нашей, я часто видел, как истерят не в меру представители «сильной половины». Вот прям на равных с москвичками истерят — ни одна сторона не уступит! Поэтому типажи характеров, что у Егора, что у его жены, «музейщицы», и далее по списку — они, на мой взгляд, не поморские, не нашенские, а типично «эстээсные» (от слова «СТС»).
Вот мы со Светловой там правильные. Мы с Аней ничего не изображали, как говорится, «жили в кадре»: спокойные, не дерганые. Правда, «у Рогова» мы не одеваемся, но Анин наряд московские костюмеры очень хвалили: «У вас что? Это вот прямо повседневное платье? Правда?..» Но еще раз — это мое личное мнение, которое может не совпадать с вашим.
P.S. Если где-то я себя и Аню похвалил (или перехвалил?) — так это от радости, что удалось такое пережить. Рад, что мы кино не испортили. А вот несколько секунд достоверности — добавили.
А как вам сериал «Как Деревянко Ломоносова играл»?