Этой весной поселок Гидролизного завода заслуженно получил второе название — «Северная Венеция». Однако прекрасного тут было мало: местные жители мучались больше месяца, пока их затапливало канализационными стоками. Поселок всё же удалось осушить, и грязная вода ушла. Но на этом проблема не решилась. Сейчас люди своими силами пытаются устранить последствия потопа, которые особенно заметны в частном секторе — там размыло огороды, и почва пропиталась нечистотами. И ведь прямо перед началом дачного сезона! Мы поговорили с владельцами частных домов на Гидролизном: узнали, как сильно пострадали их участки и смогут ли они дальше высаживать растения на своих грядках.
Почему Гидролизный топило больше месяца
Гидролизный затопило еще в начале апреля, а ближе к концу месяца в поселке ввели режим повышенной готовности. Жителям приходилось ходить в резиновых сапогах по лужам-озерам и неустойчивым доскам. А некоторые обходили заводи через чердак или по цоколю, чтобы попасть домой.
В «РВК-Архангельск» сообщили, что поселок затапливает из-за отсутствия дренажно-ливневой системы и некорректной работы местной насосной станции, которая принадлежит компании «Водтранссервис».
Для осушения территории привлекли более мощную технику: подтопления устраняли бригады РВК, также там работали три насоса МУП «Городское благоустройство». Но после откачки вода возвращалась снова, ее стало даже больше. А перед 9 Мая на Гидролизном для ветеранов сыграл оркестр — представление прошло прямо напротив огромной лужи.
Власти заявили, что причина подтоплений — большой уровень талых вод. Но, по словам жильцов, их топило канализационными стоками.
— Весь Маймаксанский округ не оборудован какой-либо системой дренажно-ливневой канализации. Соответственно, когда поднимается уровень грунтовых вод, он неизбежно попадает и в канализационные колодцы, — пояснил 29.RU директор департамента городского хозяйства Владимир Шадрин.
Спустя месяц проблему решить не удалось, и у местных начали сдавать нервы. И вот наконец в поселке прочистили дренажную канализацию, и вода начала уходить. О том, что ситуация нормализуется, сообщил и глава Архангельска Дмитрий Морев. Но люди не понимают, почему нельзя было сделать этого раньше.
Купили участок, не зная о потопах
Владимир и Юлия Ждановы вместе с тремя сыновьями переехали в поселок Гидролизного завода в ноябре 2021 года. Они продали трехкомнатную квартиру в центре города, чтобы приобрести участок вместе с домом и баней на улице Вельможного, 15. Ждановы также взяли ипотеку — почти 2 миллиона рублей.
— Мы хотели, чтобы детям было где погулять, чтобы они спокойно бегали в огороде, могли сорвать и поесть той же малины или клубники. Мы сами деревенские с женой, она с Пинеги, я с Емецка. Для нас это вообще удовольствие жить в деревне, — рассказывает Владимир.
Перед переездом архангелогородцы даже не могли представить, что окажутся в такой ситуации, и теперь жалеют, что купили участок на Гидролизном.
— Мы такого вообще не ожидали. Если бы знали, что здесь будет, то, конечно, не стали бы ничего покупать, другой бы вариант нашли. Бывшая хозяйка убеждала нас в том, что участок не топит, так как он стоит высоко. А потом с соседями пообщались и узнали, что каждый год такое, постоянно были обращения в Водоканал, — говорит Юлия.
— Мы смотрели участок прошлым летом, которое было жарким, лучше, чем на юге. Тут было хорошо, всё расцвело. А въезжали, когда уже снег выпал. Конечно, мы этих моментов видеть не могли. Я уверен, что и в предыдущие годы подтопления были. Но нам об этом ничего не сказали, — добавил ее муж.
Мечтали о красивом огороде, а получили разруху
Планы на дачный сезон у супругов были большие. Они закупились саженцами, хотели посадить картошку, огурцы и помидоры, вырастить зелень, построить теплицу. Сейчас по их грядкам будто проехался бульдозер. Теперь Ждановым предстоит проделать колоссальную работу по восстановлению участка.
— В эту почву ничего уже не посадишь, куча заразы стоит тут. Надо отсыпать песком, а потом новой землей. Приблизительно, по четыре КАМАЗа того и другого выйдет. Вот один уже разгрузили. Проблема еще в том, что если мы будем отсыпаться, вода будет под домом — дом-то нам не поднять. Надо будет рыть траншеи и трубы прокладывать.
«Руками ковыряться в этом не особо хочется: потом нос почесал, и всё, заработал какую-нибудь кишечную палочку»
Как говорит Владимир, одна труба стоит около 10 тысяч рублей, а потребуется пять таких. При этом их еще нужно привезти и установить.
Сгнившая баня и полы-утопленники
Но грядки — не единственное, что пострадало в хозяйстве архангелогородцев. У них полностью залило баню, вода стояла больше месяца, и жильцы не могли помыться. Часть гнилых досок пришлось разобрать.
В одной из комнат, которая оставалась нежилой — там хранилось несколько вещей — за годы подтоплений буквально утонули черные полы, а стены покрылись плесенью.
— В предыдущие годы заливало, и черный пол весь вымыло. Поэтому мы эту комнату всё никак отогреть не могли, невозможно отопить помещение с такими полами, вернее, с их отсутствием. Стены придется вскрывать. Сейчас эта комната закупорена, чтобы туда маленький ребенок не смог попасть, — объясняет Владимир.
В начале апреля Владимиру Жданову также пришлось своими руками разобрать сырые мосточки и установить новые, чтобы была возможность выйти на улицу с коляской.
— Я тогда на работе отгул взял, чтобы сделать временную мостовую, по жиже этой ползал, ломал старые доски. Представляете, какие они тяжелые под сыростью!
«С детьми даже не могли выйти погулять»
Но больше всего Ждановы переживали за сыновей. Старший переехал на время к бабушке — не ходить же ему в техникум в резиновых сапогах. А младшего приходилось всё время носить на руках, чтобы он не упал в лужу. А еще в доме из-за сырости развелись муравьи. Тоже так себе событие, когда живешь с маленькими детьми.
— Столько нервов ушло, с детьми даже не могли выйти погулять, когда дороги еще не высохли, вообще пройти невозможно было. А сколько надо еще приложить сил, потратить денег, чтобы это всё восстановить! — возмущается Юлия Жданова.
Ответит ли кто-то за все беды, которые обрушились на семью Ждановых, неизвестно. Супруги собираются подать в суд на бывшую хозяйку участка, они уже провели экспертизу для оценки ущерба. А пока пытаются хоть как-то улучшить свои жилищные условия. И всё сами, ведь у них нет управляющей компании, как в многоквартирных домах.
«Фекалиями топит уже второй год»
Мы также решили заглянуть к соседям Ждановых, на участок по адресу Вельможного, 17. Нас встретила хозяйка Екатерина Филинова, она живет тут уже давно вместе с мужем, сыном-подростком и свекровью.
Екатерина вспоминает потоп, который был в октябре прошлого года. Тогда жители улицы Вельможного пожаловались 29.RU, что их участки затопило канализационными стоками. Грязная вода в частном секторе стояла около недели.
— Мы тогда проявили терпение и особо никуда не заявляли. Но этими фекалиями нас топит уже второй год. И чтобы больше месяца весь поселок тонул, такое бедствие впервые. Мы обращались в Водоканал, они, конечно, принимали меры, но их было недостаточно: просто сверху воду собирали, а колодцы так и стояли полные, — говорит наша собеседница.
Вместо аккуратных грядок — кусок глины
Екатерина — садовод и огородник со стажем. Но потоп обнулил все ее многолетние старания. Особенно дороги архангелогородке были цветы и пихты, которые, к сожалению, погибли.
— У нас был пышный огород всегда, аккуратный, ухоженный, на грядочки всё было разделено, клумбы цвели. А сейчас это кусок глины. Теплица тоже вся провалилась. Ранние посадки, петрушка, редис точно уже невозможны, потому что почва сильно напиталась влагой. Мы грядки уже начали восстанавливать: поднимать, компост закапывать. Но земля очень сырая. Мне даже стыдно сейчас за свой огород, — не сдерживает слёз Екатерина.
«Боимся, что сейчас картофель может заразиться. Поэтому землю будем сдавать в лабораторию, но это дополнительные затраты»
«Только восстановили участок, и нас снова топит»
Филиновым также пришлось приостановить стройку на своем участке — они планировали расширить жилую площадь. Все пиломатериалы оказались затоплены и сейчас сохнут, но нижние доски использовать уже нельзя.
Сейчас архангелогородцы отсыпают дорожки щебнем — заказали уже две машины. Чтобы восстановить участок в этом году, понадобится пять таких машин, каждая стоит 10 тысяч рублей. Отсыпку также необходимо сделать, чтобы подкатить на садовой тачке к дровам, потому что мостки разрушены.
— В прошлом году мы сделали цоколь новый, муж гравий весь перемывал от того потопа. Мы только-только восстановили участок, и нас снова топит. Ущерб колоссальный! Столько сил сюда вложено, и каждый год одно и то же, — возмущается Екатерина Филинова.
Советы агронома
Мы спросили агронома Николая Саидова, можно ли высаживать растения в почве, пропитанной канализационными стоками. Он посоветовал в такой ситуации сдать несколько проб в лабораторию на анализ и проверить, есть ли там соли тяжелых металлов. А также рассказал, как переработать землю.
— Если почва не заражена, тогда ничего страшного нет, и просто нужно переработать органические вещества. В этом помогут аэробные бактерии. К ним можно добавить аммиачную селитру, чтобы ускорить процесс. И закрыть грядки пленкой. Погибает всё: и полезная, и патогенная микрофлора. Потом запускаются полезные бактерии, и можно спокойно сажать огурцы, помидоры и так далее, — объясняет Николай.
Если же результаты лабораторных исследований покажут наличие тяжелых солей, то, как говорит агроном, нужно будет утилизировать зараженную почву — сгрести до грунта и вывезти. А на это место привезти низинный торф, смешать его с компостом и перепахать всё трактором.