![Будущее нашей авиации: как собирают двигатель для российского «самолета XXI века» ПД-14 в зале подготовки к испытаниям | Источник: Сергей Федосеев / 59.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/d9/bf/81/d9bf81c0321cdefb152b7ef67671d5ee/656x438_1:5683_eaf0e97f204bbf8fca0ab421e9ea8cba@1221x814_0xB3POm360_7330855843195887609.jpg.webp)
ПД-14 — это новейший российский авиационный двигатель, разработанный специально для отечественного узкофюзеляжного самолета МС-21: лайнер будет выполнять рейсы средней протяженности, больше всего востребованные на рынке.
Эксперты в области авиации считают, что по своим характеристикам пермский двигатель сравним с зарубежными аналогами. В чем же заключается уникальность ПД-14 и почему о нем так много сегодня говорят? Журналисты 59.RU решили выяснить это и побывали на предприятии «ОДК-Пермские моторы» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию «Ростеха»), где посмотрели на сборку двигателя, съездили на загородную испытательную станцию и пообщались с моторостроителями.
Новые материалы и технологии
Двигатель ПД-14 начали разрабатывать в 2008 году. Его изначально проектировали под самолет МС-21, который должен составить конкуренцию на рынке всем известным Boeing-737 и Airbus-320. Для ПД-14 главный конкурент — это американский двигатель PW1400G. Сейчас этой силовой установкой оснащают первые самолеты МС-21.
![Самолет МС-21 с ПД-14 на авиасалоне МАКС | Источник: «ОДК-Пермские моторы»](https://n1s1.hsmedia.ru/a0/08/12/a008128e62c57c0eb7c418ebf2f4892e/656x438_1_a82a139a61d8d08129a869056057a094@2500x1666_0xkWg0fY9Z_6226002484791952827.jpg.webp)
Головным разработчиком двигателя стало пермское конструкторское бюро «ОДК-Авиадвигатель». В 2012 году был собран первый демонстрационный образец. После ряда испытаний и сертификации в 2019 году было начато серийное производство ПД-14 на «Пермских моторах», где уже много лет собирают другой легендарный отечественный двигатель ПС-90А. Его ставят на самолеты Ил-76, Ил-96 и Ту-204.
![В сборочном цехе для ПД-14 был выделен отдельный участок | Источник: «ОДК-Пермские моторы»](https://n1s1.hsmedia.ru/7b/a8/b7/7ba8b78c3b0ac09fb0ed2f7cb71fe090/656x438_1_7fe85bca60399b369c111920370dde77@2998x1999_0xj4ztCtSg_6270638639539706746.jpg.webp)
— ПД-14 создавался с учетом всех современных требований по экономичности, экологичности и шуму. В его конструкции широко используются композитные материалы, что позволило снизить вес двигателя, — рассказывает заместитель руководителя серийно-конструкторского отдела по двигателям семейства ПД Владимир Юрков.
После испытаний разбирают до винтика
Для сборки газотурбинных двигателей, в том числе и ПД-14, используется поузловой принцип: сначала собираются отдельные узлы, после — главный модуль, затем уже навешиваются трубопроводы и другие агрегаты. «Пермские моторы» поставляют двигательную установку, включая реверс, сопло, воздухозаборник, капоты.
![Процесс сборки ПД-14 | Источник: «ОДК-Пермские моторы»](https://n1s1.hsmedia.ru/24/3d/82/243d8265ccc688d2d76d5819e47cd231/656x438_1_d8165ec8bc30468755ab699f3305a08e@2998x1999_0x8aW4zpoB_3708689383609843018.jpg.webp)
— ПС-90А — разработка советского времени, его собираем в минимальной кооперации, — объясняет Владимир Юрков. — ПД-14 — детище ОДК, он производится в большой кооперации: чтобы наладить эффективное производство и снизить затраты, основные узлы раздали по родственным предприятиям. Например, разделительный корпус и лопатки вентилятора делают в Уфе. При этом «Пермские моторы» делают основную часть двигателя, полностью его собирают и испытывают.
![ПД-14 производится в большой кооперации предприятий ОДК | Источник: «ОДК-Пермские моторы»](https://n1s1.hsmedia.ru/89/0d/ad/890dadee9d77eec9d036ecf1bda38893/656x438_1_110fe60d4b1d6639250808b3aeadf0ff@2998x1999_0xPIDXjfSU_4494164367824067366.jpg.webp)
После первой сборки ПД-14 отправляют на испытательную станцию, где его проверяют на различных режимах. Закончив испытания, двигатель возвращают в цех сборки, где его разбирают, проверяют. Детали и узлы, изготовленные на других предприятиях, отправляют на место их производства. После всех проверок двигатель снова собирают и отправляют на повторные испытания.
![Владимир Юрков рассказывает о сборке двигателя ПД-14 | Источник: Сергей Федосеев / 59.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/91/36/49/913649e3debc9b1793bb4f9eca34493d/656x438_1:5683_075c5d0041099eb97f19b876f00c92e4@1920x1280_0xlP0c5wWl_9414128810461695362.jpg.webp)
— Есть понятие одноразовой сборки. С двигателем ПС-90А на такую сборку мы перешли через семь лет после ввода в «серию», — говорит Владимир Юрков. — Двигатель проходит испытания, затем он полностью разбирается до винтика. Проверяется всеми видами контроля. После этого собирается и снова отправляется на испытания, а затем отгружается заказчику.
![В цехе «Пермских моторов» собирают ПД-14 и ПС-90А | Источник: Сергей Федосеев / 59.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/2b/8f/d3/2b8fd3765e60412126e13263b6a4d687/656x438_1:5683_a071ac9302840cd13aac62b0f810e7c0@1920x1280_0x38TFklbd_7442640294706242323.jpg.webp)
Всё это время формируется база дефектных деталей. С ПС-90А мы постепенно перешли на одноразовую сборку, но проверяли «горячую» часть. Получили хорошие результаты в течение трех лет: брака нет, детали и подшипники работают. Оформили заключение и перешли на разборку одного из пяти. Три года поработали, видим, что всё хорошо. Начали разбирать один из десяти. Еще поработали, и сейчас мы разбираем один из 20. ПД-14 пройдет такой же путь, но пока мы разбираем его два раза.
![В музее истории пермского моторостроения представлены двигатели, выпускавшиеся на заводе с 1934 года | Источник: Сергей Федосеев / 59.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/ee/0e/68/ee0e6816cf23af1d0397c97d28b3b284/656x438_1:5683_a9e233ef4e9265fae389a47778d686ac@1920x1280_0xmAoG466w_7605592435746208668.jpg.webp)
Одни из самых главных деталей всего авиационного двигателя — это лопатки вентилятора. Они имеют очень сложный профиль и подвергаются сильным нагрузкам, поэтому к ним предъявляются очень жесткие требования по части структуры металла. ПД-14 стал первым двигателем, на котором применены пустотелые титановые лопатки, что позволило значительно снизить вес двигателя.
![Лопатки выдерживают высокую температуру и давление | Источник: Сергей Федосеев / 59.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/14/48/af/1448af1d019295c9b7fe2dd01c218d53/656x438_1:5683_2b34247fde174404a40c41da6f35bc42@1920x1280_0xE4Zle08q_6616396843453264399.jpg.webp)
А вот турбинные лопатки ПД-14 льют из жаропрочных сплавов нового поколения. Это один из самых сложных элементов во всем двигателе. По словам Владимира Юркова, процесс изготовления одной такой лопатки занимает до 25 дней, а технология их производства держится в строжайшей тайне.
![Один из этапов сборки двигателя ПС-90А | Источник: Сергей Федосеев / 59.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/ea/2a/5e/ea2a5ed6340d778a6182b3584ed2f0ba/656x438_1:5683_f9737199afc88d9d5c5da91228e088ab@1920x1280_0xTuQI4AQ6_3120194218483844283.jpg.webp)
«Отражает состояние науки и производства»
Считается, что сегодня только четыре страны в мире — Россия, США, Великобритания и Франция — обладают технологиями для полного цикла создания современных газотурбинных двигателей. По словам моторостроителей, уникальность двигателя ПД-14 заключается в том, что он легкий, мощный, в нем используются современные материалы, проектирование, автоматика и регулирование, а цикл испытаний сокращен примерно в два раза.
![Адаптерный испытательный стенд, на котором испытывают и ПС-90А, и ПД-14 | Источник: «ОДК-Пермские моторы»](https://n1s1.hsmedia.ru/ec/11/f4/ec11f4f3d629a9958e9a7c54b27219d3/656x438_1_a031b108bd04c881f168f9f651d3638c@2500x1666_0xaZDp0tEB_0853871037569552806.jpg.webp)
— ПД-14 отражает состояние технологий и науки в стране. Тот факт, что мы способны производить такой сложный высокотехнологичный продукт, как авиационный двигатель, говорит о развитии российской двигателестроительной отрасли, — считает Владимир Юрков.
«Пермские моторы» испытывают двигатели на загородной испытательной станции в Новых Лядах. Здесь специалисты тестируют двигатель в различных режимах и проверяют его характеристики.
Для того чтобы минимизировать время испытаний, четыре года назад здесь реконструировали один из стендов. На обновленном универсальном адаптерном стенде теперь есть возможность испытывать два типа двигателей — и ПС-90А, и ПД-14. Сейчас двигатель готовится к испытаниям в зале подготовки: все системы мотора подключаются к специальному адаптеру. Благодаря ему коммуникация двигателя с системами стенда происходит в считаные минуты. Во время испытания двигателя снимаются необходимые показатели.
![В Новых Лядах построят новый открытый испытательный стенд для двигателя большой тяги ПД-35 | Источник: Сергей Федосеев / 59.RU](https://n1s1.hsmedia.ru/94/a8/7f/94a87fa632efe0cc22753ccd32bfeca6/656x438_1:5683_5c25bb1af16c3a16a70562043c5f244f@1920x1280_0xIFx7UmgK_8425967852641857365.jpg.webp)
На территории испытательной станции «ОДК-ПМ» в Новых Лядах к 2023 году планируют построить еще восемь стендов для нового двигателя большой тяги ПД-35. Этот двигатель предназначен для широкофюзеляжных дальнемагистральных и тяжелых транспортных самолетов. Предполагается, что его будут устанавливать на российско-китайский самолет CR929 и на российский ШФДМС (широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет). Необходимость строительства новых стендов вызвана параметрами ПД-35 — размеры этой силовой двигательной установки будут почти в два раза больше, чем ПД-14 и ПС-90А.
Тем временем самолет МС-21 с пермскими двигателями ПД-14 был представлен на только что прошедшем Международном авиационно-космическом салоне в Жуковском. Сейчас его испытания продолжаются. Сертификация самолета с американскими двигателями должна завершиться до конца этого года, а с пермскими — намечена на 2022 год.
А на 29.RU недавно вышел материал про мини-вездеход для людей с инвалидностью. Его создали изобретатели из архангельского клуба «Машина». Посмотрели, как устроен «Помощник 2.0», на котором можно съездить на природу по любому бездорожью.