Депутаты областного собрания поддержали проект бюджета области на будущий год, документ доступен на сайте правительства области. В этом обзоре рассказываем, на что власти собираются тратить средства в 2022-м — наглядную инфографику комментирует доктор экономических наук, наш постоянный спикер Николай Залывский. Разбираемся, какие направления получат наибольшую финансовую поддержку (спойлер — на здравоохранение выделят меньше, чем в 2021-м), сколько средств и на какие цели регион отхватит по нацпроектам и что происходит с госдолгом области.
Николай Павлович Залывский — доктор экономических наук (2002), заслуженный экономист РФ (1994). Имеет многогранный опыт организации научных исследований по проблемам социально-экономического развития Арктики и Севера РФ, социальной политики государства и качества жизни населения северных регионов.
Окончательно главный финансовый документ региона будет утвержден областными депутатами 22 декабря. Как пояснили 29.RU в пресс-службе облсобрания, до этого момента в документы должны внести изменения, но они будут незначительными.
- Доходы и расходы Поморья на 2022 год
- Деньги на нацпроекты
- Что происходит с госдолгом Архангельской области
- Сколько денег потратят на госпрограммы Поморья
- Деньги на дороги, здоровье и льготы семьям
- «Сохранять оптимизм меньше шансов»: еще несколько замечаний от экономиста
Доходы и расходы Поморья на 2022 год
По прогнозу на 2022 год, доходы бюджета Поморья должны составить 112,9 млрд рублей, а расходы — 120,8 млрд. Председатель областного собрания депутатов Екатерина Прокопьева отметила, что это рекордные цифры, гораздо выше плановых показателей текущего года.
Доходы бюджета — безвозмездные и безвозвратные поступления денежных средств в бюджет (состоят из налоговых и неналоговых сборов и из безвозмездных поступлений, то есть дотаций, субсидий, субвенций, межбюджетных трансфертов). Расходы — выплачиваемые из бюджета деньги (входят: «отраслевая», «программная» и ведомственная структуры расходов).
— Благодаря слаженной работе регионального правительства удалось обеспечить рост собственных доходов и увеличить финансирование на решение социально важных задач и достижение национальных целей, — отметила председатель облсобрания.
На 2022 год власти спрогнозировали налоговые и неналоговые доходы в объеме 77 млрд рублей, это на 9% выше плановых показателей текущего года. Собственные доходы региона должны составить более 68% областного бюджета.
Основными источниками формирования собственных доходов на 2022 год, по прогнозам, будут налог на прибыль организаций — 34,7%, налог на доходы физических лиц — 30,4%, акцизы — 10,9%, налог на имущество — 9,6%.
На 2023 год доходы спрогнозированы в сумме 113,1 млрд рублей, расходы — в 116,4 млрд рублей, на 2024 год доходы могут составить 117 млрд рублей, а расходы — 118,2 млрд рублей.
— В текущем году наблюдается восстановление поступлений до докризисного уровня, с дальнейшим уверенным ростом, что позволило поднять плановые показатели текущего года и позитивно оценить перспективу, — пояснила министр финансов Поморья Елена Усачева.
Как считает Николай Залывский, несмотря на то, что уровень дефицита снижается, говорить о позитивной тенденции на данный момент нельзя. При этом экономист отметил более-менее сбалансированное соотношение налоговых / неналоговых доходов бюджета и безвозмездных поступлений. Но и это не устойчивые значения: к 2024 году объем безвозмездных поступлений снизится. Экономист комментирует, что это может значить для региона.
— Безвозмездные поступления будут примерно на 13% ниже в 2024 году, чем в 2022-м. Здесь возникает сомнение. Федеральный центр говорит, что северные арктические регионы — важные объекты, однако при этом уменьшится доля безвозмездных источников, формирующих региональный бюджет, и это сообщает, что государственный протекционизм арктических зон ослабевает
«Москва, видимо, делает ставку на то, что губернатор со всеми ветвями исполнительной власти должен содействовать росту бизнес-потенциала Поморья»
— Но я не нашел серьезных аргументов, как эта задача будет решаться. За счет чего мы должны наращивать собственные налоговые / неналоговые источники доходов регионального бюджета, — считает Николай Залывский.
Деньги на нацпроекты
Участие Архангельской области в исполнении национальных проектов, по прогнозам на будущий год, должно составить 18,4 млрд рублей — в сравнении с текущим годом увеличение составит 8,5%.
Отмечается, что самые большие темпы роста наблюдаются в нацпроектах «Здравоохранение» (+41%) и «Жилье и городская среда» (+39%).
Существенно больше денег заложено на нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» — 232 млн рублей против 67 млн рублей в 2021 году. Та же ситуация — с нацпроектом «Культура»: 288 против 81 млн рублей.
Что происходит с госдолгом Архангельской области
Госдолг региона, судя по указанным данным, продолжит расти. По прогнозу, на 2024 год он составит порядка 60,4 млрд рублей.
— Здесь меня может успокаивать, что пока незначительна доля финансирования на обслуживание госдолга Архангельской области, около 3%. Но ведь эти 3%, если бы была тяга к сокращению этой доли, можно было бы перенаправить на реализацию дополнительных направлений социальной политики, — считает Николай Залывский.
Напомним, что ранее о госдолге Поморья в большом интервью 29.RU высказалась профессор МГУ Наталья Зубаревич.
— Откуда взялся этот долг, который по 2020 году оценочно составляет 57% от собственных доходов (без трансфертов) консолидированного бюджета области? Он взялся из прежних зарплатных указов президента. Когда регионам сказали: «Выполнять!», а трансфертов особо не добавили. И регионы, что называется, наматывали кишки и начали резать всё, чтобы выполнить указы, и лезть в долги. То есть этот долг накопили до всякой «короны», выполняя в нашей вертикальной стране зарплатные указы президента. 57% — это не смертельно. У Мордовии долг в два раза выше ее собственных доходов, то есть 200%. У нас Кострома, Хакасия — там 90%. Вы в ряду примерно двух десятков миллионов, у которых так же, — комментировала в ноябре 2020 года Наталья Зубаревич.
Тогда она отмечала также, что госдолг ждет скорый рост: в декабре того же года мы писали о том, что он увеличился еще на 5 млрд рублей.
Сколько денег потратят на госпрограммы Поморья
По словам министра финансов Елены Усачевой, основные направления бюджетной политики в 2022 году и последующие годы отразились в государственных адресных и региональных программах.
Государственные программы — их 23 — поделены на три блока: «Новое качество жизни», «Инновационное развитие и модернизация экономики», «Эффективное государство».
Самый крупный блок, «Новое качество жизни», состоит из 10 программ. На мероприятия в этом блоке планируется направить 62% всех расходов областного бюджета. Больше всего средств — на развитие здравоохранения и образования / науки.
Как отметила Елена Усачева, бюджетные инвестиции в сферу здравоохранения составят почти 3 млрд рублей (рост в 47% к текущему году). Порядка 30 млн рублей из бюджета предусмотрены на приобретение жилья для медиков.
В рамках госпрограммы по развитию образования запланировано выделить 535 млн рублей на ремонт и обновление базы областных и муниципальных учреждений образования. Почти на 1,5 млрд рублей вырастут расходы по субвенции на общее образование.
Субвенция — вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, которое выдается на определенный срок на конкретные цели.
Объем финансирования расходов в блоке «Инновационное развитие и модернизация экономики» составит 22 млрд рублей. Половину этих денег планируется направить на развитие дорожной сети и транспорта. За счет областного бюджета расходы «транспортной программы» увеличиваются на 650 млн рублей.
Госпрограмму по развитию энергетики планируется обеспечить финансированием в объеме 6,2 млрд рублей. Большая часть средств пойдет на обеспечение государственного регулирования тарифов на услуги ЖКХ. Программой предусмотрены также новые субсидии местным бюджетам на замену лифтов, разработку проектно-сметной документации для участия в конкурсах на получение федеральных инвестиций.
Инвестиционная составляющая расходов областного бюджета представлена Областной адресной инвестиционной программой и капитальными вложениями вне ее — например, на переселение граждан из аварийного жилфонда.
На программу заложено 7,4 млрд рублей, на всё, что вне ее — 6,5 млрд рублей.
Областная адресная инвестиционная программа — перечень строек, объектов, инвестиционных проектов, в том числе входящих в областные целевые и федеральные целевые программы, реализуемые на территории области, намеченных к финансированию за счет средств областного бюджета на очередной финансовый год.
Среди конкретных объектов, которые будут финансировать в регионе на 2022 год (как за счет областных, так и за счет федеральных денег), оказалось, например, строительство нового корпуса для Архангельской областной детской клинической больницы им. П. Г. Выжлецова (1,9 млрд рублей), а также здания больницы на Соловках (264 млн рублей, по прогнозу). Об обоих объектах мы писали еще в этом году: например, в мае стройку корпуса детской больницы инспектировал полпред президента в СЗФО Александр Гуцан. В сфере здравоохранения по этой же программе предполагается продолжить строительство детской поликлиники в Котласе, завершить строительство двух ФАПов, двух врачебных амбулаторий и пристройки к хирургическому корпусу Мезенской ЦРБ.
В сфере дорожного хозяйства топ самых затратных общественно значимых объектов на будущий год составили:
продолжение реконструкции моста через Никольское устье Северной Двины в Северодвинске (800 млн рублей);
строительство мостового перехода через реку Устья на 139-м км автомобильной дороги Шангалы — Квазеньга — Кизема (325 млн рублей);
строительство моста (Пентус) в Устьянском районе — 222 млн рублей.
В сфере образования и культуры запланировано:
завершить строительство школы на 1600 мест в территориальном округе Майская горка Архангельска (934 млн рублей);
завершить строительство детских садов в селе Черевково Красноборского района и поселке Лайский Док Приморского района (162 млн рублей);
завершить строительство школы на 90 учащихся в селе Долгощелье Мезенского района (118 млн рублей).
Также в будущем году планируется начать работы по реконструкции Новодвинского городского культурного центра. По прогнозу, на 2022 год на это выделят 100 млн рублей. Напомним, что в конце августа говорилось о том, что на реконструкцию НГКЦ выделят федеральные деньги — об этом заявляла вице-премьер Татьяна Голикова во время своего визита в Поморье.
В сфере ЖКХ самая крупная часть расходов пойдет на переселение граждан из аварийного жилфонда, признанного до 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом. По прогнозу, на это выделят 6,1 млрд рублей: в 2022 году собираются расселить 107,8 тыс. кв. м аварийного жилья в области.
Деньги на дороги, здоровье и льготы семьям
Выбрали несколько направлений расходов бюджета области, которые обычно интересуют северян больше всего. Это дорожные проблемы, здравоохранение и льготы.
Судя по представленной информации, на дорожный фонд в Поморье в будущем году потратят 9,4 млрд рублей (1,1 млрд рублей — за счет федерального бюджета). Заметна разница между вливаниями в ремонт и содержание региональных и муниципальных дорог.
Отметим здесь, что более 3,8 млрд рублей на ремонты автомобильных дорог Поморья пойдут по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». Отремонтировать планируется более 167,37 км: вот список этих дорог.
На здравоохранение в Поморье, как указано в отчетах правительства и областных депутатов, планируется потратить 38,5 млрд рублей. Среди расходов следует отметить 1,9 млрд рублей — на лекарственное обеспечение льготных категорий; 1,15 млрд рублей — на модернизацию первичного звена здравоохранения; на ремонты и оборудование лечебных учреждений — 653 млн рублей.
Отметим, что в «отраслевой» структуре областного бюджета на здравоохранение в 2022 году запланировано выделить меньше денег, чем еще год назад: 13 млрд рублей против 14,7 млрд рублей в плане на 2021 год. В 2020 году эта сумма составляла более 16 млрд рублей.
«Отраслевая» структура расходов областного бюджета — расходы по функциям государственной власти (местного самоуправления).
Эти деньги идут на стационарную и амбулаторную помощь, медпомощь в дневных стационарах всех типов, скорую медицинскую помощь, санаторно-оздоровительную помощь, заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов.
Николай Залывский считает важным обратить внимание на запланированное снижение расходов на это:
— С одной стороны, понятно, что затраты на здравоохранение резко возросли (в 2020–2021 годах), но дальше почему-то планируется понижение финансирования здравоохранения: то ли уже кто-то пришел к выводу, что у нас пандемии не будет, со смертностью в старости и в трудоспособном возрасте решены проблемы... Даже президент говорит, что надо создать комфортные условия труда, но первой ступенькой является то, чтобы гражданин приходил в поликлинику или лежал в стационаре в комфортных условиях, был полностью обеспечен наиболее эффективными лекарствами. Если затраты бюджета снижаются, то это значит, пойдет где-то дефицит в деятельности лечебных учреждений.
Экономист Николай Залывский одним из положительных моментов в бюджете области назвал подход к обеспечению социальных льгот населения. Он ответил, что рад сохранению, например, льготного налогообложения владельцев транспорта, являющихся участниками боевых действий, инвалидами. Хорошо, по мнению эксперта, будет оказываться помощь по охране семьи и детства. Однако каждая конкретная семья в ближайшие годы вряд ли ощутит серьезные изменения, и вот почему:
— Здесь планируется прирост затрат, но худо то, что этот прирост практически не погашает инфляционный прирост. Несмотря на значимость этой деятельности региональных властей, практически это не станет фактором развития. Реальное финансово-экономическое положение семей фактически не изменится в ближайшие три года: всё съест инфляционная спираль. Надо принимать во внимание, что авторы всё же занизили ожидаемый уровень инфляции на ближайшие три года, и надо дать рекомендацию ежегодно корректировать показатель инфляционного обесценивания бюджетных трат на особо важные соцмероприятия, чтобы четко и недвусмысленно подтверждать, что финансирование этих статей идет с опережением инфляции.
По данным, представленным в инфографике, 86 млн рублей запланировано на подарки новорожденным Поморья. Эта мера поддержки начинает действовать с января: недавно мы показали вам, что войдет в набор для малышей.
«Сохранять оптимизм меньше шансов»: еще несколько замечаний от экономиста
Мы попросили Николая Залывского оценить бюджет, сформированный на 2022 год, в целом. Власти региона и областные депутаты отметили, что при его формировании удалось выйти на рекордные цифры, а также отмечается его социальная направленность. А вот как считает экономист:
— Во-первых, его нельзя отнести к числу прорывных, мобилизующих все финансовые ресурсы для существенного улучшения социально-экономической ситуации. Во-вторых, объем средств, направляемых на социальную политику и социальную инфраструктуру, подтверждает доминирующий интерес именно к этим проблемам, но еще попутно у меня такая ассоциация возникла: когда депутаты или те, кто разрабатывал бюджет Архангельской области, прогнозируют ухудшение социально-демографических показателей, то это автоматически дает нам право сказать, что весь комплекс бюджетных намерений не прерывает давно сложившуюся негативную тенденцию:
«Молодое поколение считает область неблагоприятной для реализации своих гражданских и профессиональных интересов»
Отметим, что по приведенным в проекте бюджета показателям численность постоянного населения Поморья с каждым годом снижается.
Эксперт также обращает внимание на межбюджетные трансферты внутри бюджета.
Межбюджетные трансферты — средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету (среди них — дотации, субвенции, субсидии, бюджетные инвестиции).
Наш собеседник отмечает, что всего шести районам не нужны дотации. Непонятным остается распределение бюджетных инвестиций: при тех значениях, которые представлены в проекте бюджета, теряется «арктический» приоритет в регионе. Так, Вилегодскому району выделят 195 млн рублей в качестве бюджетных инвестиций, а Мезени — 118 млн рублей.
— Мы проводим всякие арктические чтения, конференции, сами ездим в Санкт-Петербург обсуждать приоритетное разрешение проблем Арктической зоны РФ, а здесь почему-то самый арктический район имеет инвестиций меньше, чем практически самый южный. Где тут приоритет Арктики, я не понимаю. Когда мы говорим об инвестиционной поддержке социально-экономического развития арктического региона, вероятно, мы должны понимать, что это задача бизнеса. Я не возражаю, но всё же у органов власти — муниципальных, региональных — тоже есть своя прерогатива прилагать максимум усилий для комфортизации условий жизни населения арктических районов. Но внешнему наблюдателю, по крайней мере, это не бросается в глаза.
По 11 муниципальным образованиям бюджетных инвестиций в 2022 году вообще не предполагается.
— Основные показатели бюджета удручающие, не прогнозируется более комфортная социальная безопасность жизни, чем у соседей по СЗФО. Тому виной может быть то, что у нас среднедушевая бюджетная обеспеченность находится где-то на середине интервала между субъектами СЗФО. Нигде не нашел подтверждений, что эта ситуация в ближайшие 3–4 года будет меняться. Депутаты с финансовым департаментом провели серьезную аналитическую работу, но глядя на основные параметры и отдельные направления бюджетных затрат, следует сказать, что они находились под дамокловым мечом давно сложившихся тенденций, и эти тенденции данный бюджет переломить не может, — резюмировал экономист.
«Будем сохранять толику оптимизма, для чего всё сложнее будет найти подтверждение в экономической реальности»