Прошлой весной неожиданно нагрянула пандемия коронавируса и внесла свои коррективы в обучение как школьников, так и студентов — все дружно ушли на дистанционку. В сентябре 2020 года обучение в школах Архангельской области началось в очном формате, но ненадолго. Сначала на дистанционное обучение переводили отдельными классами, затем целыми учреждениями. К концу учебного года всё стабилизировалось, во всех школах прогремели последние звонки, а со следующей недели одиннадцатиклассники уже начнут сдавать ЕГЭ. Мы решили узнать, как этот непростой год мог повлиять на подготовку выпускников к экзаменам.
Мнение первое: в этом году выпускникам гораздо проще, чем в прошлом
Директор гимназии № 3 Елена Калинина считает, что дистанционное обучение не сказалось на качестве подготовки к итоговой аттестации в 2021 году, так как механизм общения учителей с учениками при дистанционке уже был отработан к тому времени, когда отдельные классы уходили на карантин. Учителя смелее пользовались платформами, а школьники понимали, что расслабляться им некогда.
— Я не могу сказать, что это для учеников был какой-то особенно тяжелый год. Я думаю, что прошлый год был гораздо сложнее, потому что мы не понимали, как в таких условиях организовать учебный процесс. А в этом году, по крайней мере у нас, всё стабильно. Процентов 95 из старшеклассников уже знают, как они будут учиться, куда пойдут и какой предмет выберут. Кто хотел учиться, занимался дополнительно и давно поставил себе цель — он к этой цели шел, — рассказала Елена Калинина 29.RU. — Если был карантин, они общались с учителями индивидуально или через занятия на разных платформах и электронный журнал — возможностей общаться было очень много. Поэтому, я думаю, все выпускники готовы. Сложное просто само явление ГИА, потому что это волнение, определенная лотерея. И тут просто ребятам нужно психологически собраться. И не только учителя, но и родители должны этому поспособствовать. Понятно, что хочется хороших результатов. Да, могут быть неудачи, но важно, чтобы ребенок понимал, что это не конец света.
Мнение второе:
если «сетка» подготовки была правильной, всё будет хорошо
По словам учителя математики, алгебры и геометрии средней школы № 20 Татьяны Максименко, в течение этого года подготовка к экзаменам шла запланированно, как и всегда. На готовность к ЕГЭ по ее предмету мог сказаться лишь конец прошлого учебного года, когда школы почти на два месяца ушли на дистанционку. На тот период пришлось изучение важных для экзамена тем, которые в новом году пришлось проходить заново.
— Эти темы, которые попали на карантин, в этом году пришлось немножко более упористо повторить, уделить им большее внимание. Небольшие пробелы, я уверена, удалось ликвидировать, — отметила она.
Как считает Татьяна Максименко, всё зависит от правильно составленного плана на подготовку в 10-м и 11-м классе. Ученик должен четко распределить, в какой день он готовится к экзамену по выбранному предмету, например, с учителем на элективном курсе, в какой — самостоятельной подготовкой, а когда будет посещать дополнительные курсы или занятия с репетиторами, если они предусмотрены в его плане.
— Если придерживаться этой сетки, то довольно спокойно ребята выходят к итоговой аттестации к концу года, потому что они не тратили год впустую, а очень размеренно, цельно, в системе вели свою подготовку. Ученики, которые на самом деле придерживались плана, поставили перед собой довольно высокие цели, конечно, добьются успеха в этом году, несмотря на дистанционное обучение. Если ребенок, на самом деле повзрослев, понимает, что это ему важно и нужно, то он берет максимум. Я уверена, что ребята в нашей школе сдадут экзамены успешно, — рассказала она 29.RU.
Мнение третье: дистант ни при чем, подготовка школьников — «на их совести»
Немного противоположное мнение у репетитора по английскому языку из Архангельска. По его мнению, четвертая четверть в прошлом учебном году была просто потеряна, а карантины в классах не могли не повлиять на подготовку выпускников к экзаменам.
— У одной из учениц было, по-моему, четыре карантина в классе, и такие ситуации, разумеется, не добавляют качества в учебе. Что касается локдауна и дистанционного обучения, то такое ощущение, что и ученики, и учителя той весной просто забили на учебный процесс и отрабатывали программы для галочки. Учитывая возрастной состав учителей, нетрудно догадаться, какие проблемы возникли в учебном процессе, — рассказал он 29.RU. — Очень часто приходится слышать от школьников, что учителей мало заботят результаты и уровень подготовленности выпускников к экзаменам. Что интересно, такие комментарии можно услышать как от учеников «обычных» школ, так и от тех, кто обучается в гимназиях и лицеях Архангельска и Северодвинска. Но проблемы дистанционного обучения могли и не оказать значительного влияния на уровень подготовки выпускников к экзаменам, так как зачастую это остается на их совести. Что касается финансов, с началом пандемии некоторые семьи были вынуждены отказаться от услуг репетиторов, но не думаю, что это произошло исключительно по финансовым причинам: многие скептически относятся к онлайн-обучению.
Напомним, в 2020 году дистанционное обучение в школах из-за коронавируса не оказало отрицательного влияния на результаты ЕГЭ в Архангельской области, а даже наоборот. Средние баллы за экзамены у школьников были выше по сравнению с 2019 годом, а количество стобалльников увеличилось с 32 до 51. Ранее мы спрашивали у учителя, репетитора и психолога, как могут отразиться на подготовке к ЕГЭ длинные майские праздники.