Месяц назад выпускники школ Поморья сдали ЕГЭ и получили свои долгожданные аттестаты. Уже этой осенью для них наступит новый этап — студенчество. Ну а пока большинство ребят замерли в ожидании зачисления в вузы страны. Чуть меньше остальных волнуются, возможно, те, кому удалось проявить себя на выпускных экзаменах — сдать ЕГЭ на высшие баллы. В Архангельской области своеобразный звездный список выпускников возглавил Лев Сенчуков — он окончил северодвинский лицей № 17, набрав за три экзамена 299 баллов. Два предмета — русский язык и физика — дались ему на все 100. Мы поговорили со Львом о том, что помогло ему добиться таких высоких результатов и какой он видит свою будущую студенческую жизнь. Также лучший выпускник поделился с 29.RU, сложно ли держать планку «вечного отличника» и важно ли сегодня окончить школу с золотой медалью.
58 выпускников одиннадцатых классов школ Архангельской области набрали 100 баллов на ЕГЭ, а максимальные баллы сразу по двум экзаменом получили пятеро из них. В целом по стране таких результатов удалось добиться чуть более 400 выпускникам. По данным регионального Минобра, в этом году по области выросло количество работ, оцененных в высоком диапазоне: от 80 до 99 баллов.
«Самостоятельная подготовка — самое важное»: про ЕГЭ
Из года в год и учителя, и выпускники школ говорят, что ЕГЭ — это лотерея. Но в ситуации Льва Сенчукова о случайном везении говорить не приходится: он набрал 100 баллов по русскому языку и физике, считайте, соединил в себе гуманитария и технаря. Кстати, по физике никому из поморских школьников, кроме Льва, в этом году не удалось достигнуть максимума. Математику он сдал на 99 баллов. Всё это покорилось, потому что было вложено много сил в подготовку — процесс начался еще в середине 10 класса, говорит Лев.
— Я считаю, что хоть в ЕГЭ и присутствует элемент случайности, но если ты обладаешь действительно глубокими знаниями по предмету, то в принципе можно эту случайность обойти и всё равно набрать высокие баллы, — рассуждает наш собеседник. — Я готовился примерно полтора года, начал заниматься с середины 10-го класса. Занимался и самостоятельно, и в школе нас готовили, а еще у меня были репетиторы по предметам, которые сдавал. Но самое важное — это все-таки уделять достаточное время самостоятельной подготовке. Нужно прорешивать много пробных вариантов ЕГЭ и изучать теорию, потому что без нее нельзя уверенно решать практические задачи.
Подготовка к экзаменам, признаётся Лев, отнимала практически всё его свободное время:
— Я распределял время между предметами, которые собирался сдавать, равномерно. В какой-то день занимался, например, математикой, в следующий — физикой. Какого-то прямо четкого расписания у меня не было, просто исходил из того, чем больше хочу в этот день позаниматься.
«Если ты действительно прикладываешь много усилий и у тебя есть сильная мотивация, то нет ничего невозможного и обязательно всё получится»
В общей сложности за ЕГЭ по трем предметам Лев Сенчуков получил 299 баллов. Балл за экзамен по математике ему сняли из-за вычислительной ошибки в последнем действии одной из задач. По словам выпускника, математика была для него самым сложным предметом и ему просто не хватило времени, чтобы проверить всю работу.
— Очень сложно избежать ошибок по невнимательности, верно перенести все ответы в итоговый бланк, нигде ничего не напутать. Даже обладая достаточными знаниями, можно всё равно потерять баллы на такой ерунде. Поэтому нужно следить за собой на экзамене и не допускать таких глупых ошибок, — говорит Лев.
Ему было досадно недополучить балл, однако на поступлении, упоминает юноша, это никак не скажется — всё из-за участия во всероссийских олимпиадах, где он также хорошо показал себя:
— Помимо экзаменов, я готовился еще к олимпиадам по физике и математике, по их итогам стал призером, одну из олимпиад выиграл. Олимпиада по математике позволяет мне учесть при поступлении в вуз любой балл выше 75 как 100 баллов.
«ЕГЭ для меня был, может, даже не на первом месте — я более усердно готовился к олимпиадам»
Лев Сенчуков стал призером по математике и физике олимпиады «Физтех», которая проводится Московским физико-техническим институтом для учащихся 9–11 классов. Ему также удалось стать призером олимпиады «Росатом» по математике — она проводится на базе СПбГЭТУ «ЛЭТИ». А еще Лев выиграл олимпиаду по физике «Ломоносов» от МГУ. Достижения по олимпиадам дают Льву право поступления на определенные факультеты без результатов ЕГЭ, а также дополнительные баллы за индивидуальные достижения.
О пандемии, (не)любимых предметах и «синдроме отличника»
В 2021-м, как и 2020-м, мы жили в ограничениях, введенных из-за пандемии коронавируса. Это коснулось и школ: наверное, все помнят, как прошлой весной все школьники и студенты ушли на дистанционку. В сентябре обучение снова началось в очной форме, но ненадолго. Сначала на дистанционное обучение переводили отдельными классами, затем целыми учреждениями. И только к концу учебного года всё стабилизировалось. Ранее 29.RU поинтересовался у директора, учителя и репетитора, как этот непростой год мог повлиять на сдачу экзаменов. А как эти вынужденные изменения в учебном процессе оценивают школьники — о ситуации изнутри нам как раз рассказал Лев Сенчуков:
— Я застал наиболее активный этап пандемии в 10-м классе, когда у нас не было очных занятий в школе. И я считаю, что повлияло это на меня в целом положительно. Когда я хожу в школу, мне необходимо много времени тратить на дорогу, сидеть на уроках. Дистанционное обучение же позволяло не уделять так много времени предметам, которые мне были не нужны для поступления, я мог сосредоточиться на профильных предметах. В выпускных классах уже не так много новых тем, много времени отводится на повторение и подготовку к экзаменам. Думаю, это тоже сыграло свою роль в том, что я получил такие высокие баллы.
Физика и математика давно стали самыми любимыми школьными предметами юного северодвинца. Еще в первые годы в старшей школе Лев начал участвовать в профильных олимпиадах. Результаты были не сразу, зато быстро пришло осознание, что это именно то, чем он хочет заниматься. А вот самым нелюбимым предметом выпускника оказалась литература.
— Мне в принципе нравятся больше технические предметы, чем гуманитарные, так как они позволяют устанавливать какие-то объективные факты, не зависящие ни от чего. Та же математика — наука, которая помогает всегда понять, где правда, а где ложь, дает наиболее общее и широкое представление о нашем мире. Мне не нравилась литература не потому, что я не люблю читать, я много читаю художественных произведений. Но в школе очень много времени тратится на то, чтобы писать сочинения, эссе, отвечать на вопросы по тексту. Поэтому к литературе как к школьному предмету я относился негативно. Но всё равно и по нему получилось пятерку получить, — улыбается выпускник.
Получать пятерки — это обычное состояние для Льва в школьные годы. Отличником он стал со второго класса, как только учителя начали выставлять оценки. И никто не заставлял Льва учиться прилежно, получать отличные отметки — этого, конечно, хотели родители, но и сам школьник к учебе относился со всей серьезностью.
Четыре класса будущий медалист отучился в 6-й школе, а после поступил в 17-й лицей. Круглые отличники часто встречаются с тем, что их не принимают в компанию сверстники. Лев говорит, что с подобным отношением не сталкивался: его одноклассники никогда не дразнили, а даже, наоборот, уважали.
— Я учился в таких школах, где быть отличником престижно: тебя просят помочь, что-то объяснить. К 10-му классу у меня уже сформировалась привычка учиться на отлично, поэтому я ничем новым для себя не занимался и просто закончил выпускной класс, как и все классы до этого — мне не было трудно.
Но если выбор стоит между отличной учебой и золотой медалью или усиленной работой над предметами, которые понадобятся для поступления и освоения будущей профессии, то, считает Лев, лучше стремиться ко второму варианту. Гоняться за всем и сразу, если легко учеба не дается, не стоит.
— При поступлении в вуз золотая медаль с каждым годом дает всего меньше баллов. Например, туда, куда я поступаю, речь идет всего о двух баллах. У нас был физико-математический класс, и, может, по непрофильным предметам к нам было несколько более лояльное отношение, поэтому у меня получилось и то, и другое.
«Время, которое необходимо потратить на получение золотой медали, лучше использовать для углубления своих знаний по отдельным предметам»
Все, наверное, слышали выражение «синдром отличника», когда человеку важно получить пятерку и достичь во что бы то ни стало идеального результата. Лев не отрицает, что это справедливо и в его случае. Но он видит в этом, скорее, положительные стороны: как минимум, стал целеустремленным. Однако, что оценки по школьным предметам играют сейчас большую роль, он не считает.
— В любом случае при поступлении будут смотреть на результаты ЕГЭ или на олимпиады у тех, кто их пишет. А там никто оценку завысить не сможет: работы обезличены, их проверяют эксперты, которые вас даже не знают. Оценки в школе могут быть не совсем объективны и не совсем точно показывать знания ученика. Но я считаю, что у отличника всё же куда больше шансов на хорошую подготовку — знаний у него, скорее всего, больше.
«На олимпиадах и на ЕГЭ я не списывал, считаю, что так поступать несправедливо»
«Был нацелен на переезд с девятого класса»
С такими баллами за ЕГЭ и результатами по олимпиадам перед Львом Сенчуковым открыты двери любого вуза. Но он уже сделал свой выбор — собирается поступать в Московский физико-технический институт, который находится в подмосковном городе Долгопрудный. А именно — в физтех-школу физики и исследований имени Ландау. Северодвинец объяснил, почему хочет учиться именно там.
В международном рейтинге университетов стран с активно развивающейся экономикой The Times Higher Education (THE) Emerging Economies University Rankings 2021 МФТИ занял 11-е место в мире и 2-е среди российских вузов. Согласно национальному рейтингу Мониторинга качества приема в вузы, МФТИ занимает 1-е место в России.
— Мне всегда была интересна физика, это мой основной предмет. И, как я считаю, в этом вузе можно получить лучшее в России образование в области физики. На некоторые факультеты этого университета я могу поступить без ЕГЭ, но туда, куда я хочу, туда буду поступать по ЕГЭ, а олимпиады мне добавят баллы за индивидуальные достижения. Эта физтех-школа, я считаю, внутри МФТИ самая сильная, она дает лучшее фундаментальное образование, мне бы хотелось именно углубленно изучить предмет. Обычно там проходной балл около 300, но в прошлом году он был 289, — поясняет Лев.
Лев уже прошел вступительное испытание — двухэтапное онлайн-собеседование. Сначала студенты вуза проверили, как выпусник справляется с решением задач по физике и математике, поговорили о его мотивации к поступлению. На втором этапе представители дирекции университета спросили о приоритетах северодвинца — на какой факультет он планирует поступить, а также спросили о его уровне знаний по непрофильным предметам для дальнейшего распределения.
Если в школе дистанционное обучение больше привлекало нашего собеседника, то в университете он хочет учиться очно. Спросили, почему это важно:
— В МФТИ я буду изучать все профильные предметы, которые мне интересны, и что-то кардинально новое, ранее мне неизвестное. И узнать можно гораздо больше при очном обучении — такое образование на порядок сильнее, чем дистанционное. Не знаю, хватит ли мне моих возможностей и знаний, чтобы быть отличником, потому что это на самом деле сильный вуз. Но если у меня будет получаться и будет достаточно для этого сил, то я бы хотел этого.
Не секрет, что и многие другие выпускники Архангельской области, заканчивая школу, желают поступать в вузы за пределами родного региона. Лев Сенчуков не исключение — он даже не планировал поступать в университеты Поморья:
— Я понимал, что наше областное образование все-таки ниже по уровню, чем образование, которое можно получить в лучших московских вузах. Я был нацелен на переезд класса с девятого — даже раньше, чем начал активно готовиться к экзаменам. Переживания по поводу переезда, конечно, у меня есть, и они знакомы многим. Начинается новый этап в жизни, более взрослый, когда ты живешь один, а рядом нет семьи, которая может тебя поддержать в любую минуту. Это, конечно, тревожно, но интересно: ты сталкиваешься с новым для себя опытом.
О стипендиях и трудоустройстве после вуза
Чтобы удержать юные умы, власти региона совместно с вузами разрабатывают новые программы и преференции для студентов. А еще в престижных вузах той же Москвы стипендии гораздо ниже, чем в САФУ и СГМУ: подробно 29.RU разбирался с этим в своем обзоре. Выпускникам, которые уезжают поступать в сильные столичные вузы, в большинстве случае придется рассчитывать только на финансовую поддержку родных, как и в случае Льва Сенчукова.
— Я понимаю, что на первых курсах подрабатывать у меня не получится. Но если ты получил действительно хорошее образование, ты сможешь дальше в жизни зарабатывать больше денег, чем вуз тебе готов в качестве стипендии выплачивать. Данный факт (высокие стипендии в САФУ и СГМУ. — Прим. ред.) хоть и был мне известен, но не являлся поводом выбрать этот университет.
«Я считаю, что образование представляет гораздо большую ценность, чем какие-то суммы здесь и сейчас»
О планах после окончания вуза, как считает Лев, говорить преждевременно. Но пока он видит себя в науке.
Дискуссии о пользе высшего образования идут многие годы: есть люди, которые считают, что диплом о высшем образовании не играет никакой роли, не дает гарантий, что выпускник вуза устроится на интересную и хорошо оплачиваемую работу. Например, выпускник из Архангельска, рассуждая на тему высшего образования, отметил, что даже после МГУ молодежь никому не нужна. Мы спросили об этом и Льва:
— Может быть, это и так. Но если с престижным образованием трудно найти работу, то с непрестижным, наверное, еще труднее. Я думаю, что все проблемы решаемы, и если я столкнусь с этим, думаю, что смогу найти выход. Многие выпускники МФТИ уходят в науку и применяют полученные знания, как я считаю, по назначению. Другие занимаются IT, банковским делом, анализом данных, компьютерными технологиями и биоинформатикой. Это основной пул направлений. Вообще этот вуз формирует определенный тип мышления, и люди после него на самом деле могут быть кем угодно.
Ранее на 29.RU вышло интервью с выпускницей из Архангельска, которая перешла на домашнее обучение еще в 10-м классе. За год до этого она поняла, что график, формат и эффективность учебы ее не устраивают. Вместо ЕГЭ архангелогородка сдавала упрощенную форму экзамена для тех, кто не поступает в вуз и просто хочет получить аттестат. Вы также можете прочитать наш материал о том, куда собираются поступать другие ребята, которые в этом году окончили школу. Они рассказали, мечтают ли переехать в другой город и что думают о значимости высшего образования.