Архангельской студентке и журналистке SOTA Дарье Порядиной осталось два месяца до окончания журфака САФУ. После обыска и изъятия техники она уехала из России вместе со своим молодым человеком, на которого завели уголовное дело об оскорблении полицейского. Теперь встал вопрос, как сдать оставшийся экзамен, пройти практику и защитить диплом. По словам Дарьи, возможности закончить обучение дистанционно ей не дают.
Обыски у шести человек
23 марта обыск прошел у 6 человек в Архангельске. В том числе домой пришли к Дарье Порядиной и живущему с ней Александру Пескову. У них изъяли все сбережения и технику, включая даже фитнес-браслеты (если примерно оценивать общую стоимость изъятых вещей плюс наличность, то это порядка 300 тысяч за всю технику). После обысков людей увезли в Следственный комитет, допросы продолжались более 12 часов. Силовики пришли по делу об участии в экстремистском сообществе (дело штабов Навального*).
25 марта задержали Александра Пескова. На него завели уголовное дело — подозревают в оскорблении силовика, не представившегося при обыске. Сразу после этого пара уехала из страны.
Почему уехали из России
— Мне было больно принять это решение, потому что я люблю свою страну. Но мы собрались за одну ночь и уехали ближайшим рейсом — ради своей безопасности. Как говорит моя коллега, из СИЗО сложно помогать родным и делать честную журналистику, — написала в открытом обращении к САФУ Дарья.
Еще через несколько дней стало известно, что два человека, у которых 23 марта проходили обыски, — Ольга Школина и Елизавета Бычкова, — уже стали подозреваемыми по уголовному делу об участии в экстремистском сообществе. Им грозит лишение свободы. Еще один 20-летний студент из Северодвинска стал фигурантом уголовного дела о призывах к массовым беспорядкам из-за комментариев в 2021 году, когда проходили митинги в поддержку Навального.
— Когда мы уехали, силовики начали давить на мой вуз и требовать отчислить меня за то, что я «пропала», — написала публично Дарья. — Меня не отчисляют, но и закончить учёбу дистанционно не дают. До диплома осталось два месяца. Если точнее: один экзамен, практика и защита. В университете нам часто говорят о равноправии. Но у некоторых студентов — тех, кто молчит и улыбается, права равнее. Им разрешают учиться дистанционно. У тех, кто выбрал профессию с первых курсов и не боится говорить правду, такого права, оказывается, нет. Фактически у меня сейчас две дороги. Одна из них — в Россию, где я смогу закончить университет очно. Меня вынуждают к этому, так как иначе я не смогу закончить вуз: я знаю, что с его руководством соответствующие беседы проводит в том числе ФСБ. Зачем нужно мое возвращение, учитывая, что на тех, кого одновременно со мной обыскивали недавним утром, уже заведены «экстремистские» уголовные дела, я понимаю.
Как получить свой красный диплом?
Также Порядиной предлагают написать заявление об отчислении и восстановиться через год. Вариант не самый подходящий: неизвестно, что может случиться за это время и сможет ли Дарья вернуться домой.
— Третью дорогу — дистанционное обучение — для меня сейчас всеми способами пытаются закрыть из-за давления на университет. Диплом становится наживкой, — написала Дарья.
При этом у Порядиной есть шансы получить красный диплом: за четыре года она получила четверки только по философии и деловой журналистике.
Открытое обращение Дарьи адресовано ректору вуза Елене Кудряшовой, Союзу журналистов Архангельска и правозащитникам. Она просит помочь дать ей возможность окончить обучение дистанционно.
Мы связались с САФУ
Как рассказали в пресс-службе САФУ, студенты учатся на очной форме. Чтобы пройти аттестацию дистанционно, нужно написать заявление и приложить документы, подтверждающие уважительную причину, — последнего Порядина не сделала.
— Заявление от нее было рассмотрено в кратчайшие сроки. Потому что обычно срок рассмотрения 10 дней, а заявление пришло лишь накануне экзамена. Поэтому решение приняли за несколько часов до экзамена. Не было документов, подтверждающих уважительную причину. Соответственно, никаких правовых оснований дать разрешение на сдачу экзамена дистанционно у университета не было. И в итоге была зафиксирована неявка без уважительной причины. Опять-таки, это не какой-то исключительный случай. Это студенческие годы, многие не являются на экзамен, это не означает автоматическое исключение и какие-то санкции. У Дарьи есть возможность приехать в кампус, сдать экзамен, явиться до первой декады мая, когда принимается решение о допуске к итоговой аттестации, — рассказал пресс-секретарь ректора САФУ Денис Загайнов.
Среди уважительных причин, которые может предоставить студент, может быть болезнь, смерть родственника, невозможность вернуться из командировки.
— Есть проблема, о которой Дарья умолчала — с 1 апреля ее направление проходит практику в очном режиме. Но никаких уведомлений о переходе практики на дистанционный формат с университетом не обсуждалось, заявлений не было сделано, — говорит Загайнов. — И здесь у университета тоже есть вопросы.
Загайнов подчеркнул, что университет «позиционирует себя как учреждение внеполитическое», поэтому отношения со студентами проходят только в правовом поле и «не касаются политической и общественной деятельности».
— Мы идем навстречу, готовы решать со студентами проблемы. Дарья правильно пишет: надо приехать, сдать экзамены и получить диплом. Какого цвета он будет, зависит от нее, никаких препятствий ей чинить никто не будет. На самом деле мы будем рады ее видеть в университете, она на хорошем счету, сами видите ее зачетку: две четверки за всю историю обучения, — рассказал Загайнов.
Порядина в открытом письме утверждала, что с руководством вуза ведут беседы, в том числе сотрудники правоохранительных органов. У Загайнова информации о таких фактах нет.
— Дарья, которая пытается защищать права и опираться на закон, сама нарушает правовые нормы, — комментирует Загайнов. — Есть закон, есть требования и есть положения об аттестации, которые действует в университете. Она сама знает, ссылается на них, но сама нарушает правила, когда просит изменить форму проведения экзамена, не предоставив необходимых документов. Как она пишет, вынужденный или срочный отъезд за рубеж не вызван семейными обстоятельствами, срочными решениями, заболеваниями, техногенными катастрофами. Это ее желание, насколько известно из СМИ. Могу ошибаться, но претензий к ее деятельности у правоохранительных органов нет. Она свободно могла не уезжать, закончить сессию, а потом уехать. В правовом государстве, которым является наша страна, есть правовые механизмы. И отстаивать свои интересы, свои права надо и в правовой форме. Сейчас предпринята попытка эмоционально надавить на университет, придумать историю про силовое давление. Давайте соблюдать закон. Вот и всё.
Ситуация у Дарьи Порядиной сложная: ответственная студентка, которая нашла работу до выпуска с кафедры журналистики, остается в неясности — как официально будет подтверждено ее высшее образование. И это, увы, не единственная проблема на фоне переезда и его причин.
Дарья Порядина известна в Архангельске еще и как активистка Фонда содействия развитию городов «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца**», неравнодушна к проблемам родного города и региона, о чем часто рассуждала как спикер в публикациях журналистов 29.RU, а также в своих авторских колонках.
*Штабы Навального признаны экстремистскими и запрещены в России.
**Максим Кац признан Минюстом РФ физлицом-иноагентом