Город

Почему проваливается система назначения глав городов и районов Поморья

Скандалы с назначением глав районов и городов Архангельской области поставили под сомнение всю систему непрямых выборов руководителей муниципалитетов.

Местная власть стала зависимой от областного правительства и его руководства

Недавние скандалы с назначением глав районов и городов Архангельской области поставили под сомнение всю систему непрямых выборов руководителей муниципальных образований региона. Фактически безальтернативные выборы «мэра» Северодвинска Игоря Скубенко, невозможность избрать главу в Онежском районе из-за конфликта внутри конкурсной комиссии и назревающий скандал с назначением главы в Пинежском районе могут привести к возобновлению разговоров о возвращении всенародных выборов мэров.

Во всём ли виноват Павленко?

В середине 2014 года Государственная дума приняла федеральный закон, в очередной раз дающий возможность регионам право самостоятельно выбирать принцип назначения глав муниципальных образований. Губернатор Поморья Игорь Орлов в новый закон вцепился, что называется, руками и ногами, начав стремительно проталкивать идею замены мэров сити-менеджерами, назначаемыми через районные и городские собрания депутатов.

Причиной такого решения многие называли конфликт главы области с руководителем областного центра Виктором Павленко, который постоянно не соглашался с губернатором, «лез в занозу», формировал негативный имидж региона и региональной власти на федеральном уровне. Отказать в такой «просьбе» губернатору депутаты областного Собрания не смогли, и уже в конце 2014 года областной закон был принят, несмотря на крики оппозиционных партий о незаконности действий главы региона.

Экс-мэр Архангельска Виктор Павленко

Первым «сити-менеджером» в области – главой администрации Онежского района стал Николай Ермошко. Он пришёл в «помощь» председателю районного Собрания депутатов Павлу Смагину, который в результате реформы местного самоуправления стал официально именоваться руководителем Онежского района.

При этом принцип «выбора» сити-менеджеров был сделан двухступенчатым, практически исключающим даже возможность назначения «не того» руководителя. Сначала всех возможных кандидатов рассматривают конкурсные комиссии, затем они выносят на рассмотрение депутатов самые достойные, по их мнению, кандидатуры. А если учесть, что половину членов комиссии составляют представители, назначаемые губернатором, то очевидно, что до голосования на сессиях не «нужные», но потенциально сильные кандидаты просто не доходят.

За почти три года реформирования системы местного самоуправления самое серьёзное противодействие реформе местного самоуправления проявилось в Архангельске. Имеющий достаточно сильные позиции в городской думе Виктор Павленко всячески мешал изменению системы выборов. Его позицию поддерживало большинство депутатов-единороссов, все оппозиционные фракции.

Однако в момент голосования по изменениям в Устав Архангельска все единороссы единогласно «сдали» градоначальника, отменив прямые выборы мэра в городе. Что примечательно поддержали их и два депутата от оппозиционной ЛДПР. За сохранение выборов мэра народом выступили только представители КПРФ. Независимые народные избранники и депутат от «Справедливой России» политкорректно воздержались. После этого путь к назначению главы города был открыт, им стал Игорь Годзиш.

Однако обвинять одного Павленко в отмене прямых выборов многие считают неправильным. Виновата система государственного управления в стране.

– Ответственным можно объявить кого угодно. Но нужно искать того, кому выгодна практика назначения. Она выгодна, прежде всего, региональной власти – ей так жить спокойней. Демократические выборы – это всегда риск получить сильного, имеющего народную поддержку руководителя муниципального образования, априори имеющего своё видение перспектив и направлений развития своего города или района. В современной России имеется тренд на стабильность, больше похожий на политический застой, – считает архангельский политолог Владимир Федоренко.

Конфликты растут как ком

Самые громкие назначения глав муниципальных образований случились в Устьянском районе, где самым достойным кандидатом неожиданно стал молодой архангелогородец Алексей Хоробров, обойдя на повороте всех потенциально сильных кандидатов. С трудом удалось погасить конфликт на Соловках, где главой был назначен Евгений Тютюков.

Однако напряжение, связанное с назначением «сверху» глав, которых не поддерживают на местах, привело к нарастанию недовольства в районах и городах. И сейчас конфликты рискуют выйти на поверхность, вновь поставив вопрос о возвращении прямых выборов руководителей муниципалитетов.

Закон, позволяющий отменить прямые выборы мэров, Госдума приняла в 2014 году. В Поморье за него уцепились

Наиболее остро этот конфликт проявился в Онежском районе – пионере реформы местного самоуправления. Собравшаяся в конце августа конкурсная комиссия не смогла не то, что предложить районному собранию на рассмотрение кандидатуру потенциального главы района, но и не смогла даже выбрать себе председателя. А всё потому, что «местные» хотели избрать своего председателя, а «чужаки» из области – своего, заместителя председателя областного Собрания депутатов Юрия Сердюка.

В результате комиссия самораспустилась и процедура выбора-назначения руководителя Онежского района в ближайшее время будет запущена вновь. После срыва голосования представители губернатора в комиссии не паниковали, высказывая уверенность, что после выборов 10 сентября ситуация в районе изменится и новое районное собрание делегирует в конкурсную комиссию других, более сговорчивых депутатов, с которым удастся договориться.

Однако результаты выборов в районное собрание депутатов показали обратное – конфликт только усугубится. Это связано с тем, что в районе сформировано оппозиционное собрание, большинство мест в котором принадлежит ЛДПР, «Справедливой России» и КПРФ. Так что лёгкого назначения не получится: областной власти придётся пойти навстречу депутатам, либо ввергнуть весь район в политический кризис. А это может привести к кризису и всей системы назначения глав муниципальных образований области.

Сложная ситуация складывается и в Пинежском районе. Здесь, как и во многих других муниципальных образованиях, имя будущего главы района называется заранее. Им должен стать сегодняшний глава Соломбальского округа Архангельска, единоросс Александр Чечулин. Ничего плохого о нём никто сказать не может, как и ничего хорошего – типичная «серая лошадка» от губернатора для района. Однако тот факт, что конкурсная комиссия не допустила даже до голосования популярного в муниципалитете кандидата Михаила Сенчишина, вызывает как минимум непонимание.

В тупик рискует зайти ситуация и в Коношском районе. Здесь региональная власть в августе также пыталась добиться «выбора» нового старого главы района Олега Реутова. Однако противников этого назначения было столько много, что люди вышли на митинг протеста. Потому, чтобы не раздувать огонь конфликта накануне муниципальных выборов, назначение главы района решили перенести на более позднее время.

Вертикаль власти накренилась

Отказываясь три года назад от прямых выборов глав муниципалитетов, губернатор попытался дотянуть выстроенную в стране вертикаль власти до низового звена – местного самоуправления. Это ему удалось и дало сегодня определённые дивиденды. С одной стороны местная власть стала зависимой от главы региона, а с другой стороны ответственность за назначение конкретного главы лежит на депутатах местного представительного органа.

Безусловно, нести ответственность за чужие кадровые решения депутатам на местах не нравится. Поэтому сегодня всё чаще начинают раздаваться голоса о том, что система назначения глав муниципальных образований не прошла проверку временем и требует изменения. Предлагается два варианта: либо вернуть прямые выборы «мэров», либо губернатор должен сам нести ответственность за принятые кадровые решения и назначать глав своими прямыми указами.

Губернатор Поморья Игорь Орлов концепцию сити-менеджмента сразу поддержал

– Система назначения глав полностью себя не оправдала. Причиной провала реформы местного самоуправления стало, прежде всего, желание правительства области совместить две вещи: укрепление вертикали власти в регионе и развитие МСУ. И сегодня во главу угла губернатор поставил именно укрепление вертикали власти. По персоналиям губернатор сегодня делает ставку на тех глав, которые беспрекословно будут диктовать его волю на соответствующей территории. При этом профессиональные и управленческие качества кандидата уходят на второй план. Именно этот факт вкупе с изначальной предрешенностью итогов конкурса сегодня и возмущает жителей районов и местный депутатский корпус. Это отчетливо наблюдается в Коноше, Онеге, Пинеге. Путей выхода из сложившейся ситуации вижу два: вернуть прямые выборы или предложить губернатору напрямую назначать глав муниципалитетов и нести за принятое решение персональную ответственность, – прокомментировал 29.ru ситуацию депутат Пинежского районного Собрания, координатор регионального отделения ЛДПР Игорь Арсентьев.

Однако есть у существующей системы выборов глав муниципальных образований и один неоспоримый плюс. Сегодня в регионе практически сведены на нет любые конфликты между региональной властью и муниципалитетами. Доходит до того, что в частных беседах представители с мест говорят, что просто боятся поднимать перед регионалами действительно важные для районов и городов вопросы, поскольку боятся лишиться вообще любых финансовых ресурсов и «получить по шапке».

Это приводит к тому, что на местах зреет недовольство, которое пока не выплескивается наружу. Однако первые ласточки кризиса реформы местного самоуправления в виде провала назначения главы Онежского района, выплескивания в публичное пространство конфликтов в Пинежском и Коношском районах могут привести к разрушению вертикали власти, построенной в Архангельской области.

Фото: Кристина Полевая
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Гость
войти
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления