В Архангельске продолжает работу фестиваль восстановления исторической среды «Том Сойер Фест», который начался ещё 7 июня. Уже два месяца волонтёры обновляют фасад Дома коммерческого собрания на Чумбаровке, более известный у архангелогородцев как Марфин дом. За два месяца на лесах, обступивших Марфин дом, побывали не только местные жители, но и гости из Санкт-Петербурга, Москвы, Вологды, Екатеринбурга и других городов. Но всё-таки работа идёт не такими быстрыми темпами, какими хотелось бы. Уже наступил последний месяц лета, у здания только заканчивают очищать фасад, а впереди ещё грунтовка и покраска. Людей же на лесах стало заметно меньше.
Как получилось, что проект, который массово поддержали в разных городах России, в Архангельске лёг на плечи четырёх человек? И почему местным жителям не так интересно восстановление памятников старины? На эти вопросы для 29.RU ответил один из волонтёров фестиваля Фёдор Медведев.
— На самом деле во многих городах «Том Сойер Феста» организовывают два человека и тянут всю лямку весь сезон, — говорит он. — Например, так это происходит в Вологде, где две девушки ведут этот фестиваль, и у них это происходит хоть и со скрипом, но успешно. Одна из них была у нас в городе проездом, в командировке, и не упустила шанс поработать на площадке у нас.
По словам Фёдора, сказать, что архангелогородцы совсем не идут помогать, — нельзя. Через площадку прошло уже не меньше 30–40 человек.
— Конечно, это очень малое количество, ведь суть проекта не только в преображении здания, но и в объедении людей в деле, которое в дальнейшем можно осязать. Почему народа не так много и почему не идут другие — надо спросить у них. Можно предположить десятки причин. Мы не теряем надежду, что к нам будут присоединяться всё новые и новые лица. Работы впереди ещё достаточно, дел очень много. Мы закончим скоро основной, самый сложный фасад: он находится в тени, и у него не так повреждена краска, как на фасаде со стороны Чумбаровки. Сейчас мы заканчиваем на нём работы и начнём грунтовать.
О Марфином доме, по словам Фёдора, знают почти все горожане, хоть и большая часть их никогда не была внутри. Правда, о том, что это ранее был Дом коммерческого собрания, знают единицы — об этом организаторы фестиваля постарались рассказать в плакатах на заборе, чтобы внести нотку истории и знаний о самом здании. Волонтёрам помогают даже жители других городов, которые об историческом здании знают меньше архангелогородцев. Например, в июле к команде фестиваля присоединился автостопщик Алексей из Екатеринбурга, который заехал в Архангельск по пути в Сербию, и гидролог из Москвы Евгения, которая изучает северные реки.
— Народ не воспринимает историческое наследие как что-то ценное, простому обывателю это не интересно. Ведь оно привычно, оно было всегда. В парк на Ленинградском проспекте тоже не так уж и много народа выходит, хотя его проектировка задела огромный пласт людей. Тему этого парка мы начали поднимать ещё в самом начале и очень рады, что инициативу перехватили местные жители, поэтому сейчас стараемся не вмешиваться в процесс. Ведь парк делается для них, и они знают, каким он должен быть.
Но ведь про парки и скверы в Архангельске, да и во многих городах заговорили только недавно. Так и с историческим наследием — когда-нибудь заговорят и о нём. Главное, не стать последним городом, который осознает, что он теряет. А нам есть что терять, и это происходит. «Том Сойер Фест» и появился, чтобы показать, что можно менять в этой ситуации и дать инструкцию к применению.
Согласны ли волонтёры, что энергетика в Архангельске в последнее время больше протестная, а не созидательная? Ведь одно дело — выражать несогласие, а совсем другое — сделать что-то своими руками.
— Наверно, сложно говорить и обсуждать это в рамках ТСФ, так как фестиваль вне политики, — считает Фёдор. — Может быть, такая протестная энергетика — это первый шаг к созиданию. Мы на площадке в рамках фестиваля стараемся не обсуждать ничего такого, подобные разговоры несут более личный характер. Но у нас на площадке бывают разные люди: есть и активные экологические активисты, и те, кто не до конца разделяют происходящую в регионе ситуацию. Каждый имеет право на свое мнение. Главное то, что люди объединились с единой целью и хотят сделать город лучше.
Пойдете ремонтировать Марфин дом?