![Илья Кузубов](https://n1s1.hsmedia.ru/2c/20/ba/2c20bafda44939c579b5fbd4ac8ae46b/2000x1273_0xn0V35lio_2846281624570197738.jpg)
![Северодвинец объяснил, почему надо изменить проект строительства коллектора на Яграх Примерно в этом месте планировали проводить коллектор | Источник: Сергей Яковлев](https://n1s1.hsmedia.ru/84/ec/71/84ec710fe9bc4b0217838c5b05ced980/656x369_1:5653_34036f918b27cb62b6b68a0b73ddc52b@2560x1440_0xZbEw0rr1_2495220453983267294.jpg.webp)
Глава Северодвинска Игорь Скубенко собрал пресс-конференцию, на которой заявил о тайм-ауте по вопросу строительства коллектора ливневой канализации на Яграх — ради него предполагалось вырубить порядка сотни реликтовых сосен. Скубенко заявил, что проект планируют изменить, чтобы спасти больше деревьев. К такому решению призывал и организатор «Общества защиты Ягринского бора» Илья Кузубов.
![Изначально проект, который рассматривала администрация Северодвинска, выглядел так. Теперь его хотят изменить | Источник: Дмитрий Гладышев](https://n1s1.hsmedia.ru/55/cf/df/55cfdff1476b71e6ed942d10435fba51/656x656_1_ce529ff2befc1b237f0a8b666273f1d4@1000x1000_0x609OuVvB_3493543290570548379.jpg.webp)
Откройте картинку на большом экране. Это коллаж из плана строительства коллектора на острове Ягры, кадастровой карты и фотографии со спутника. Желтым выделена зона предполагаемых работ, зеленым — территория ООПТ. По градостроительным нормативам (СП42.13330.2011) при прокладке подземных коммуникаций требуется удалить любые деревья от инженерной трассы на расстоянии двух метров. А еще тракторам и экскаваторам потребуется технологическая дорога, так что вырубок не избежать.
Что можно сделать? Можно изменить часть проекта, провести переговоры с ОКС «Звёздочки» о возможности использовании их участков для прокладки трубы. Уверен, что руководство кораблестроительного завода и его работники, спортсмены, занимающиеся на стадионе, — это тоже жители Ягр, северодвинцы. Эта территория важна для всех нас. По неизвестной причине со «Звёздочкой» таких переговоров проведено не было. Если развить мысль дальше, то вновь построенный лыжный стадион — это муниципальная собственность, а вагончики старого лыжного стадиона — это собственность завода. Для чего строился ФОК, если его передали спортивной школе «Строитель», где в штате нет лыжных тренеров? Разумно найти компромисс с ФОК «Звездочки», запустить новый стадион в полную силу и перенести вагончики, чтобы проложить коллектор и минимизировать урон, наносимый природе.
Коллектор спроектирован в 2011 году «под дорогу», но дороги не будет. Планировалась лишь ливневка (и просека в лесу с колодцами). Для изменения ПСД, по мнению экспертов, потребуется один месяц (да, потребуется не только внести изменения в ПСД и еще провести ряд процедур). За это время можно начать работы по стройке коллектора от ул. Макаренко, например. В строительстве существует практика, когда проект уже в активной фазе и нуждается в доработке по объективным причинам, тогда перепроектировка ведется параллельно стройке. Гонка со старым проектом стартовала из-за нежелания потерять федеральные средства, выделенные на коллектор. Очевидно, проект можно и нужно доработать. Нельзя одной рукой спасать море и рубить лес. В природных экосистемах всё связано, и (даже) люди — её часть.
5 апреля состоялась пресс-конференция в администрации Северодвинска, где глава города объявил о планах изменения трассы коллектора. Муниципалитет переработает проект и отправит его на экологическую экспертизу. Цель изменений — нанести меньший вред природе. Будут проведены переговоры с руководством завода «Звёздочка» о возможном использовании земельных участков, которые в данный момент отведены под вагончики старой лыжной базы. На пресс-конференции было много камер и журналистов.
Изменение части маршрута трассы — единственно верное решение. Да, сейчас сбросы из ливневой канализации в море превышают ПДН загрязнения почти в 5 раз. На муниципалитет налагаются штрафы. Есть решение суда, по которому необходимо построить коллектор, его надо исполнить. Есть и другая чаша весов — проект, по которому предполагалось сделать просеку под коллектор. Я уже писал, что проект ориентирован на дорогу, которой не будет. Что это значит буквально? Обратимся к чертежам.
![Ради строительства коллектора придется рыть внушительных размеров котлован | Источник: проектная документация](https://n1s1.hsmedia.ru/9c/d3/69/9cd369bf9494d1f88ec18725be1423a3/656x232_1_4d2ca296e04b5db779a17a409f22163a@2247x794_0xwUPLpYSg_6053640763914028626.jpg.webp)
Глубина заложения трубы в «сосновом участке» — 4 метра. Крутизна откоса для песчаных грунтов при глубине более 3 метров составляет 1:1. То есть 4 метра в одну строну и 4 метра в другую. Итого ширина котлована — около 8 метров. Плюс техническая дорога — это еще 4 метра. Кажется, уже масштаб ощутим. Смотрим внимательно в раздел ПОД, где размечена полоса вырубки. Ширина полосы составляет около 20 метров. Что такое 20 метров в быту? Высота 5-этажного панельного дома — это 17–20 метров навскидку. Такой ширины просека могла образоваться за лыжной базой по границе ООПТ. Граница охранной территории по кадастровой карте чуть отходит от начала лесистого участка в сторону моря. Это значит, что первая линия деревьев и всё, что за ней, могла не пережить стройку. Всеми любимые белки, на всякий случай, тоже обитают в зоне предполагаемой вырубки. Надеюсь, что обновленный проект коллектора учтет важность леса и его обитателей.
Согласны с автором?