Около года назад старый ангар за корпусами САФУ на набережной Северной Двины превратился в настоящую верфь. Здесь создают традиционные поморские суда с применением современных технологий, а главный проект здешних мастеров — 20-метровая шхуна, на которой в дальнейшем собираются ходить в серьезные экспедиции в арктических морях. Мы побывали на верфи и расспросили директора Товарищества поморского судостроения, опытного моряка Евгения Шкарубу, о том, насколько сейчас трудно найти специалистов по старинным судам и почему Архангельскую область всё еще можно назвать краем поморов.
С яхты — на традиционное поморское судно
Еще до того как в 2020 году в Архангельске появилась новая верфь, Евгений Шкаруба был известен школой «Морские практики», в рамках которой обучал желающих судовождению на яхте «Джульетта». Всего у него больше 500 учеников: среди них есть и известный дизайнер Артемий Лебедев, и, например, правнук Льва Толстого. Школа работает и сейчас, но пока что Евгений больше времени проводит на суше и занимается проектом «Поморская шхуна», вокруг которого и была выстроена вся судоверфь.
— Пока капитан находится в кругосветке, он всегда думает про идеальное судно, — говорит Евгений. — То судно, на котором я ходил, — это прекрасная, комфортная и быстрая яхта. Но она все-таки создана для закрытых морей и сносных погодных условий. А мне и людям, с которыми мы ходим вместе, интересны более высокие широты: а это плохая погода, неблагоустроенные стоянки, холод. Хочется уюта, и чтобы мачты не ломались.
Про сломанные мачты — это не метафора. По словам Евгения, у «Джульетты» действительно случилась подобная авария прямо посреди Тихого океана:
— На острове Пасхи мы еле-еле срубили пальму. Нам помогали местные индейцы — они принесли вечером дерево, мы сделали из нее временную мачту и дошли с ней до Таити. У нас таких приключений много было. И как раз в тот момент стало очевидно, что в Антарктиду нам на этой лодке не нужно ходить — это будет выше ее ресурсов. Задумались, на чём же нам тогда идти, чтобы было много места, были печка с огнем, баня, место для хранения велосипедов, лыж и так далее. Так мы стали мечтать о шхуне.
Заказать где-то шхуну оказалось непросто — выяснилось, что в России очень мало строят подобных судов. Евгению пришлось погружаться в эту тему самому, и в конце зимы 2019 года прозвучала идея построить шхуну самостоятельно.
— Полгода мы при поддержке областной администрации искали место для постройки и пришли в Северный Арктический федеральный университет, — вспоминает он. — Ректор Елена Кудряшова поддержала наш проект. И осенью 2019 года въехали сюда, в ангар бывшей станции техобслуживания. Потом в течение года у нас фактически был нулевой этап: мы вместе со студентами и волонтерами убирали старые кирпичные стены, делали полы, строили антресоль, ставили стапели, клеили киль. И 21 ноября, в день архангела Михаила — в именины Архангельска, мы заложили шхуну.
«Мы не занимаемся реконструкцией»
По словам Евгения, на всепогодной 20-метровой шхуне можно будет совершать большие путешествия, ходить в экспедиции даже в Арктику и Антарктиду. В далеком прошлом именно такие суда с поморами ходили на Шпицберген, но сейчас ни одного такого судна в области уже нет.
— Шхуны у нас не строились уже давно, с тех пор прошли уже десятилетия, — говорит Евгений. — Мастеров, которые могли бы их собрать, уже нет, поэтому приходится заново создавать всю технологию, воспитывать специалистов, находить средства на оборудование и так далее. Поэтому для нас является очень ценной поддержка грантов. Это сложный проект, но интересный. Мы используем столетний опыт поморов и превращаем старые суда в современные. То есть мы не занимаемся реконструкцией: например, на шхуне будет не только парус, но и мотор.
Несмотря на то, что само судно использовали еще в XVI веке, сейчас его делают с применением современных технологий. Например, бакс — деталь, соединяющую киль с форштевнем — раньше создавали из многих частей, причем дерево для него приходилось очень долго сушить, буквально десятилетиями. Сейчас на верфи его делают из досок ламели, которые смазывают клеем и задают форму под большой нагрузкой. Это намного упрощает работу строителям.
В постройке шхуны участвуют специалисты по работе по дереву. Кто-то из них раньше работал на Соломбальской судоверфи, но в основном они обучаются делать детали для судов уже в процессе.
— Соломбальскую верфь в 90-х и 2000-х благополучно разорили и перепродали, и сегодня это просто территория, на которой утилизируют суда, — сожалеет Евгений. — Но там сохранился большой архив проектов деревянных судов. Сегодняшний владелец верфи Сергей Николаев понимает важность сохранения этих документов, и сейчас мы совместно с САФУ начинаем их оцифровку, затем они буду выложены в открытом доступе.
Евгений говорит, что шхуна будет оснащена всеми удобствами, может быть и парусным, и моторным судном. Вместимость у нее — 8–10 человек. В будущем ее можно будет использовать как малое научно-исследовательское судно.
— Сейчас ученые на пару месяцев арендуют на группу в 3–4 человека большое судно, которое стоит огромных денег, — объясняет он. — А аренда вот таких небольших экологичных судов стоит меньше. Можно ее будет использовать и для туризма, но не в духе «сел на палубе с мартини». Это будет деятельный туризм: сам прокладываешь курс, сам стоишь вахту за штурвалом.
Гонки на карбасах для всех желающих
Те волонтеры, которые приходят на верфь, могут учиться строить парусные суда поменьше — карбасы. В этом году Товарищество поморского судостроения проводит карбасную регату, на которую получили президентский грант. Она пройдет 17–18 июня напротив набережной Северной Двины, со стартом от Морского музея. Кстати, зимой верфи уже заказывали построить такой карбас — его назвали «Архангел», и он уже уехал в Новый Уренгой.
— Шхуна — это наш главный проект, но мы быстро поняли, что если мы замкнемся на ней, то в таком темпе прожить будет тяжело, — объясняет Евгений. — Мы же некоммерческая организация, живем на взносы членов клуба и поддержку спонсоров. Поэтому кроме нее мы строим целую линейку современных арктических туристических прогулочных и экспедиционных судов. Это карбас и еще два судна сейчас в перспективе закладки.
Конструкции поморского карбаса уже больше 500 лет — это самое старое местное судно, которое дожило до наших времен. Первые упоминания о нём есть в «Таможенной грамоте» Соловецкого монастыря 1591 года. В деревнях у рек его до сих пор строят так, как строили столетия до этого.
— Карбасы строит не только наше товарищество, но и студенты САФУ, курсанты института Воронина и участники клуба «Норд». В принципе к нам может прийти любой горожанин и принять участие в постройке. Если соберется какая-то команда двора и скажет: «Мы тоже хотим гонять на карбасе», мы их тоже возьмем. Мы хотим быть интересными для города и для людей, которые к нам приходят, — рассказывает Евгений.
В отличие от шхуны, технология изготовления карбасов до сих пор известна в Поморье:
— Например, Виктор Петрович Кузнецов из Лешуконья, который помогал нам строить один из первых карбасов, — вспоминает Евгений. — У него и деды, и прадеды шили карбасы. Таких мастеров пока что у нас много — я, например, знаю человек пять, и они востребованны на берегах рек. Очень важно, пока он может строить, пока ему это интересно, успеть документализировать этот процесс, снять фильмы об этом.
От табуреток — до гуслей
Помимо постройки судов на верфи работает студия столярного мастерства, куда могут прийти простые архангелогородцы, чтобы, например, отремонтировать табуретку или создать что-то новое. Здесь же проводят мастер-классы приглашенные специалисты — недавно на одном из них около 20 человек научились делать настоящие гусли.
Евгений говорит, что для работы на верфи нужна настоящая творческая атмосфера. Ее создает в первую очередь Открытая палуба — пространство под крышей ангара, которое построили в прошлом году с помощью президентского гранта. Открылась она 21 ноября, и с тех пор на ней прошло уже пять выставок художников из Архангельска, Москвы и Санкт-Петербурга, а также местная выставка архивов старинных чертежей, которые нашли на Соломбальской верфи.
— Выставки у нас не обязательно должны быть на морскую тематику, просто так пока что получается, — поясняет Евгений. — Главное, чтобы были настоящие художники. Развивается у нас и лекторий: приезжал, допустим, с лекцией главный строитель фрегатов «Полтава» и «Штандарт» Михаил Плеханов. Егор Староверов приехал из Института кочевых народов мира. Это всё — наши друзья либо люди, которые становятся ими. Им хочется приехать и рассказать о себе, а здесь собирается благодарная публика, которой всё это интересно.
«
Если у Архангельска отнять море — что останется?
»
Евгений рассказывает, что в прошлом году из-за коронавируса у него отложилось много интересных поездок, но сейчас он готов выделить несколько месяцев на обучение других и путешествия.
— Мы ходим в совместные плавания, от которых я не хочу отказываться несмотря на то, что здесь много работы, — говорит он. — Так что нужно время выстроить так, чтобы успевать везде. Сложно отказаться от любимого дела, которое меня, в общем-то, и кормит. Где-нибудь в Тихом океане человека ставят за руль, говорят: «Рули на звезду, твоя вахта — четыре часа». Лодка несется на большой скорости, у него появляется ответственность за людей… Современному жителю города, думаю, часто не хватает таких впечатлений.
По мнению Евгения, такая любовь к морю и путешествиям есть и в жителях Архангельской области. Он считает, что поморская культура не умерла, а до сих пор жива в местных, особенно в деревнях региона. Но чтобы ее сохранить и дальше, нужно развивать в области судоходство.
— Почему плодотворно привозить сюда современных яхтсменов из Москвы? — задается он вопросом. — Потому что они учатся по учебникам советской яхтенной школы — она очень крепкая, выросла из Петербурга. Сейчас есть очень много иностранных школ, которые обучают по иностранным учебникам и говорят иностранными терминами. Но есть же свои, и намного более интересно, когда с тобой говорят на одном языке. Нельзя начать обучать истории и математике, не рассказав о том, что делали древние греки. Морехождение, судостроение, первая морская культура возникли здесь, и это очень ценно для России.
По словам Евгения, судостроение в Поморье нужно стимулировать, как это уже давно принято в Европе: там берегут старый флот и устраивают на нём регаты. Это то, что делает француза французом, голландцев — голландцами, а поморов — поморами.
— Современные поморы уже, может быть, и не выходят часто в море, но кроме них никакая область в России не чувствует его так, как они. Это не пустые слова. Это самоидентификация народа, который здесь живет. Посмотрите на старые фотографии набережной Северной Двины — раньше она вся была в судах. Было видно, что это морской город. Сейчас же все суда увели на отдельные причалы и порты, и если взглянуть приезжим взглядом, то не понятно, чем здесь живут. Если у Архангельска отнять море — что останется? Какая идея здесь будет для существования?