Летом 2020 года уроженка села Пежма Галина Никулина приехала в отпуск на родину и неожиданно для себя осталась здесь жить, чтобы заняться организацией досуга для местных детей и подростков. Сначала они оборудовали абажуром и ковром автобусную остановку, которая прославила село на всю Россию, а затем взялись за другие, более крупные проекты. Сейчас Галина и жители Пежмы обустраивают спортивную площадку и молодежный центр, а еще ждут результатов нескольких грантов под новые проекты. Рассказываем, как благодаря энтузиазму местных жителей преображается небольшое село в Вельском районе.
Остановка, с которой всё началось
Пежма расположена на левом берегу одноименной реки, в 23 километрах от Вельска. В селе проживает около 650 человек. Здесь есть четыре магазина, детский сад, клуб, школа и почта. Работу местным дает ООО «Пежма», где выращивают коров и производят молочную продукцию. По словам Галины Никулиной, не смотря на довольно развитую для глубинки инфраструктуру, большинству местных подростков было нечем здесь заняться, особенно летом. В Пежму, конечно, приезжает для занятий с подростками тренер по джиу-джитсу, а некоторые дети посещают кружки в местном клубе. Но большая часть ребят, как она заметила, гуляли, жгли костры и проводили время на одной из местных автобусных остановок.
Было решено взяться за это место. Вначале Галина со своим племянником и его другом пришли прибраться и поставили на остановке коробки для мусора. К ним присоединились другие подростки, а затем и взрослые. В итоге остановку прибрали, покрасили, вокруг выкосили траву и разбили клумбы, а внутри оборудовали всем необходимым для отдыха — одно время в ней даже работал телевизор. Самое интересное и необычное, что можно встретить здесь, — это создающий уют абажур и ковер на стене, а также светящаяся надпись «#Возвращайся домой».
Остановка стала местным брендом. Ее даже упомянул в выпуске новостей блогер-урбанист Илья Варламов. А к Галине привязались местные дети — с ними она продолжает делать другие проекты.
— Когда собрали мусор, ребята стояли, смотрели, спрашивали: «А что дальше делать будем?», — вспоминает она. — Я понимала, что у них в принципе нет никаких занятий в деревне. А я ведь много лет в детских лагерях работала. Ну и решила как-то их спасать от безделья. Они не балованные, потому что у них ничего нет здесь для развлечений. У них есть дом и семья, школа, библиотека, остановка и клуб. Клуб не работает после шести вечера. Это неправильно, я считаю, потому что в пять–шесть часов вечера ребята из дома выходят гулять, а идти-то некуда. Люди работают здесь всегда, не хочу никого критиковать или обижать, я просто ребятам дополнительно предлагаю интересные занятия. Я ведь знаю сама, каково быть подростком в Пежме, чего им не хватает, я здесь выросла.
«Проснулась и подумала: а как мне уезжать?»
До возвращения в Пежму Галина шесть лет прожила в Екатеринбурге, где работала в ивент-индустрии, а до переезда на Урал училась в Архангельске. Она и раньше занималась с детьми — провела больше 30 смен в качестве вожатой в лагере и работала с детскими домами, так что организовывать толпу подростков ей привычно — тем более что многих она давно знает, как и их родителей.
Помимо украшения остановки, пежмари летом 2020-го несколько раз собирались для приборки мусора по всему селу, занимались озеленением и даже решили создать и благоустроить новую набережную у реки — этим занялись уже местные взрослые. Теперь у реки есть пляжная зона, и в теплые дни люди оттуда почти не уходят.
— У нас на протяжении трех лет идет углубление реки и очищение береговой зоны — кусты увозят, намывают песок, — рассказывает Галина. — В том году насыпали кучи песка, а люди подошли к экскаваторщику и попросили насыпать его на берег: так повыше сделали набережную, а пониже — пляж. Конечно, над ним еще надо поработать, но жители уже высадили кустарники, сделали тропинки, появилась волейбольная сетка, и пляжная зона полностью заработала.
Два месяца отпуска Галины закончились, но она так увлеклась, что решила в сентябре не возвращаться на работу, а посвятить себя созданию уюта в Пежме: она говорит, что не смогла оставить начатые дела и особенно ребят.
— Однажды проснулась и подумала: «А как мне уезжать?», — вспоминает она. — У меня здесь столько дел появилось, их надо завершить, как же я уеду? Ну и ребят не хотелось здесь оставлять: я же им предложила летом какую-то другую жизнь. И я решила, что остаюсь. Тяжело не было, решение далось за две минуты.
«Третье место» в бывшей котельной
Следующим большим проектом для села стал ремонт помещения под молодежный клуб, где могли бы собираться дети и подростки. Для этого Галине выделили старое здание местной котельной, которое давно не используется по назначению. Специально для этого она открыла автономную некоммерческую организацию, чтобы официально заниматься этим объектом.
— Сейчас в Пежме нет ни одного досугового места, которое бы работало вечером, — объясняет Галина. — А кочегарка станет таким молодежным центром. Есть такое понятие — «третье место», куда люди приходят не на работу, не домой, а для чего-то другого. Это будет местом для активистов, плюс — ребячье место для вечернего досуга, где можно посидеть и попить чай, поиграть в X-box. В том, что туда придут ребята, у меня нет сомнений. Сейчас они всегда сидят и обсуждают дела на остановке или у меня дома, приходят, интересуются.
В ноябре 2020 года молодежь Пежмы прибрала в котельной многолетние завалы и разрушили лопатами старые печи. Всего оттуда вывезли три телеги кирпичей и мусора. Внутри поставили буржуйку для тепла, ведь работы велись уже когда было ощутимо холодно. Кроме того, они выровняли землю для строительства пола и временно закрыли окна пластиком.
Для дальнейшего ремонта котельной потребовались деньги, на которые можно было купить доски, утеплитель и окна, поэтому Галина открыла сбор средств на краудфандинговой платформе Planeta.ru — там ей удалось собрать 504 тысячи рублей. Сейчас работа продолжается: этим летом в котельной ремонтируют крышу. Делают это местные, деревенские рабочие за небольшие деньги с краудфайндинга.
— И вот пока это всё шло, бесконечные встречи происходили у меня на террасе, — делится Галина. — И взрослые приходят, и дети. Так что потребность в этом помещении есть. Если это будет происходить централизовано, то я не сомневаюсь, что все будут приходить в новое помещение.
«Хотели лавочку — получился суперфилософский объект»
Работа в Пежме продолжает кипеть и этим летом. Весной активисты выиграли региональный грант в 300 тысяч рублей от областного Дома молодежи на проведение командной игры по благоустройству села. Она называется «Остановка — наше место». По итогу в Пежме появятся несколько уникальных строений — от скамеек до качелей.
— Мы разбились с ребятами на команды и решали, что здесь можно поменять, — объясняет Галина. — Каждой команде на их проект дается определенный бюджет, чтобы они могли купить саморезы, краску и другие материалы. Но в итоге проект из локального вышел на суперкрутой уровень: нам написал довольно известный архитектор, который развивает малые территории, приехал к нам в Пежму и жил тут две недели. С ним было проведено 3–4 проектные встречи, на которых он помог создать для всех объекты.
Скоро местные ребята доделают стильные удлиненные скамейки, фотозону и суперкачели на пляже. Такие же качели подростки будут делать в самой Пежме, но здесь к ним добавится еще и навес. Взрослые же сделают на пляже подиум для прогулок.
— Ребята элементарно хотели сделать лавочку напротив реки, а она переросла в суперфилософский объект, — рассказывает Галина. — Получилось очень стильно, такого здесь еще не было. А в соседнем селе Берег уже докрашивают качели, которые построили тоже по проекту этого архитектора. Конечно, это долгий и сложный проект, но мы не гонимся за сроками, а лишь за тем, чтобы они сами это всё сделали. Они сами это всё придумывали, проектировали, а архитектор воплотил в жизнь.
Жители Пежмы надеются, что этот грант — не последний. Сейчас они подают заявку на грант от федерального Фонда культурных инициатив, по которому предполагается сделать селу единый внутренний дизайн и сайт в интернете. Для этого, по словам Галины, нужно смешать городских и сельских экспертов — инициативных жителей и молодежь.
— А еще мы хотим сделать мерч для деревенской продукции и чтобы людей научили, как эту продукцию можно продвигать, — добавляет она. — Может быть, это будет какой-то мед от местных жителей. Всё это мы вписываем в грант. А кроме того, сейчас у нас уже есть футболки, худи и значки с изображением нашей остановки.
«Подорожал металл и дерево — отменили футбольное поле»
Еще летом 2020 года Галина создала проект по обустройству в селе новой спортплощадки. Для этого ООО «Пежма» расчистило большой участок размером 40 на 50 метров за местным клубом. Изначально там планировали сделать современную воркаут-площадку, скейт-парк и футбольное поле, а правительство Архангельской области даже выделило 2 миллиона рублей на этот проект. Но со временем от некоторых задумок активистам пришлось отказаться — по экономическим причинам.
— Недавно очень сильно подорожали металл и дерево, и у нас была на грани срыва закупка материалов для площадки, — говорит Галина. — В итоге мы убрали из проекта футбольное поле и место для занятия паркуром. Думаем, что у нас еще получится сделать площадку для стрит-бола. Просто мы делаем его с большой задержкой, но всё-таки делаем. Конечно, все это хотелось открыть в июне. Но учитывая такую сложную ситуацию, мы рады, что у нас получается что-то сделать. Чуть позже, но площадка появится, возможно, осенью. Скейт-парк нам обещают сделать за 35 дней, а ворк-аут еще быстрее. У нас есть подрядчики, с ними заключен контракт, и они уже готовы бетонировать это место.
Мечту о хорошем футбольном поле жители Пежмы всё же не оставляют — Галина готова написать новый проект, чтобы на село обратил внимание кто-нибудь из известных компаний.
— Если знаете, есть проект Юрия Дудя, по которому построили четыре футбольных поля (к началу Евро-2020 компания Аdidas, журналист Юрий Дудь и независимый проект «Кружок» построили четыре футбольных поля в небольших населенных пунктах в регионах России. — Прим. ред.). Мы тоже напишем — если не в Adidas, то ещё куда-нибудь. Пусть и нам сделают поле.
Пежмарята-плоггеры и карта мусора в селе
Под началом Галины Никулиной Пежму продолжают убирать от мусора. В этом ей помогает программа Центра занятости населения для подростков. Если раньше администрация села устраивала на летнюю работу от силы трех подростков, то сейчас она берет 21 человека:
— Администрация теперь занимается только документацией, а я — как бригадир среди ребят. И детям хорошо, и селу: у них нормальная зарплата, и всем хорошее подспорье. А работа не пыльная: где-то что-то нужно подкрасить, где-то дрова переложить, траву покосить. То есть, обычные деревенские дела.
Еще один проект Галины — «пежмарята-плоггеры». Это небольшой отряд из малышей, которые при помощи специальных палок для захвата мусора прибираются на дорогах села. Они даже нарисовали мусорную карту Пежмы, в которой стали отмечать, где нужно поработать.
Плоггинг зародился в Швеции и означает экологические пробежки, во время которых собирают мусор. Явление получило название от глагола «подобрать» (по-шведски «плока апп») и существительного «джоггинг» (медленный бег трусцой).
— Им просто нравится так ходить, просто интересно! А потом я подумала, что, наверное, есть более приличный способ собирать мусор, и я нашла палки для захвата мусора. Сделали им брендированную одежду — оранжевые футболки, и они таким ярким отрядом ходят по селу. Это круто! Всё это немножко похоже на детский лагерь. Их родители — мои друзья, они спрашивают, во сколько им отправить ребенка, стирают футболки. Думаю, что если воспитывать это с такого возраста, то проблемы с мусором решатся быстрее.
Осенью дети пойдут в школу, а часть их уедет из Пежмы, но до конца лета ребята планируют еще пособирать в селе мусор. А в осенние каникулы школьников снова готовы трудоустроить.
— Сейчас мне и работы не нужно, у меня всё равно есть способы заработка денег, и мне их хватает. Они меня не привязывают к месту, и я могу заниматься тем, чем занимаюсь. Кроме того, помогает грантовая деятельность, ведь есть гранты, при которых можно получать зарплату. Посмотрим, как пойдут дела с кочегаркой. Если мы выиграем грант, то у нас начнутся новые проекты. Если нет — мы придумаем что-то другое. Без дела, конечно, не останемся, — считает Галина.
Напомним, что на прошлой неделе мы также опубликовали текст о том, как северяне преображают деревню Чакола в Пинежском районе. За два года там появился современный музей и арт-резиденция для творцов со всей России. Всё это носит название «Марьин дом», в честь известной сказительницы Марии Кривополеновой. Одна из авторов проекта, успешный модельер Анна Злотко, рассказала 29.RU, как старое здание сельской библиотеки удалось превратить в место, куда хочется приезжать.