Накануне, 12 декабря — в День Конституции Российской Федерации, в Архангельске было сразу два заметных события. Первое — это прямая линия губернатора. Второе — несогласованная акция против QR-кодов. Мы освещали обе темы, и на площадь Ленина, где собрались противники строгих антиковидных мер, с ними общался наш корреспондент Антон Данилов. В этом репортаже он рассказывает, как объясняют несогласные свою позицию, и как он сам попал в лапы полиции — его заподозрили в расклейке агитационных материалов.
«Антон Дмитриевич, вы тоже подозреваетесь»
Воскресное зимнее утро. Я стою на площади Ленина в окружении своих коллег журналистов и настраиваю оборудование для выхода в прямой эфир. Несмотря на то, что через пять минут здесь должна начаться «Акция против QR-кодов» на улице нет никого, кроме случайных прохожих и полицейских. Я даже подумал, что снимать будет нечего.
Пока готовлюсь к стриму, к нам подходят несколько мужчин в форме и просят парня в салатовой жилетке с надписью PRESS пройти с ними. По словам представителей власти, его подозревают в «расклейке агитационных материалов». Парень пытается объяснить, что это недоразумение. Полицейские продолжают настаивать на своем. В итоге он залезает в полицейский автомобиль. Чтобы снять происходящее, я подхожу ближе. Дверь отделения для задержанных захлопывают. Теперь один полицейский внимательно изучает пресс-карту, которая висит уже на моей груди.
— Антон Дмитриевич, вы тоже подозреваетесь в совершении административного правонарушения. В расклейке агитационного материала. Вам тоже необходимо проехать с нами.
Обвинение настолько неожиданное, что на несколько секунд я просто растерялся. Речь полицейского звучит, как заклинание, из свободного корреспондента я превращаюсь в задержанного. Конечно, я объяснял, что пришел работать. В такие моменты испуг в собственном голосе заставляет волноваться еще сильнее. Меня обнадеживает только то, что молодой сотрудник полиции действует крайне неуверенно: избегает контакта глазами, говорит нечетко — будто плохо выучил важные фразы. Наконец, я прошу его представиться.
— Участковый уполномоченный полиции России по городу Архангельску младший лейтенант полиции Леонтьев, — говорит он и показывает свой документ.
Показываю лейтенанту редакционное задание. Мельком посмотрев на бумагу, он повторяет свою просьбу. Забираюсь в тесный отсек для задержанных. Дверь хлопает во второй раз. Уютненько тут.
Задержанный до меня — Илья Лешуков. 28 апреля 2021 года его оштрафовали на 75 тысяч рублей «за нарушение организации митинга». Пока я звоню главному редактору и морально готовлюсь к экскурсии по отделению полиции, дверь тесной «камеры» открывается. Снаружи — младший лейтенант Леонтьев. Всё тот же избегающий взгляд, всё та же неуверенность в голосе.
— Антон Дмитриевич, вы можете быть свободны.
«Это недоверие к власти»
Мое «заключение» длилось всего четыре минуты, но за это время на площадь вышли люди. Их было довольно много и все они находились здесь по разным причинам. Одни говорили, что просто вышли на прогулку. Площадь Ленина — центр города, тут всегда много прохожих. Другие утверждали, что против QR-кодов. Кто-то сказал, что вакцинация выдается за добровольную, а на самом деле принудительная. Некоторые ответили нам, что прививка — это нормально, но система с пропусками сильно ограничивает их в обычной жизни. Чувствовалась общая накопленная обида, многие отвечали мне холодно и даже с каким-то с подозрением.
Одна девушка говорит мне, что против QR-кодов, мол, не все хотят предоставлять личную информацию в магазинах, заведениях, и вообще это выглядит как способ принудительной вакцинации населения, которую называют добровольной:
— Не все хотят и не все могут по здоровью. Я вот, например, не уверена, что у меня всё хорошо со здоровьем, чтобы вакцинироваться. А из-за отсутствия кода я даже не могу купить дочке ткань для занятия в школе.
«Против вакцины ничего не имею. У меня много родных вакцинировалось. Но я считаю, что это личное дело каждого»
Еще один пожилой мужчина, которого я встретил на площади, сказал, что его удивляет, как сегодня нарушаются права, он считает, что сегодня конституцию нужно защищать. Другая женщина, когда я спрашиваю, что происходит, говорит, что причина — «недоверие к власти». Она против разделения населения на классы и уверена, что та же вакцинация должна быть добровольной. На площадь она пришла с подругами. Вокруг их группы весело бегает ребенок.
— Все гуляют, отдыхают. Сегодня же праздник, День Конституции! Видите, как у нас конституционные права соблюдаются? — с улыбкой рассказывает рослый молодой человек с бородой.
— Мы с Онеги, тоже небезразлично относимся к этой QR-кодовской хренотени. Мы считаем, что кто хочет делать прививку — пускай делает, — говорит нам незнакомец. Он добавил, что если бы точно знал, что прививка спасет его от тяжелой болезни или даже смерти, сделал бы ее сразу. — Привели бы аргументы, подтверждающие, что сделал и не заболеешь. А так я не знаю.
.
«Идем все!»
Люди стоят на площади Ленина, сбившись в небольшие кучки. Кто-то беседует, кто-то подписывает петиции, кто-то играет в снежки. За зданием областного собрания депутатов прячутся два неприметных автобуса. В них скучают сотрудники полиции. В это время какие-то люди в гражданской форме и медицинских масках, сливаясь с толпой, тщательно записывают на небольшие видеокамеры все действия собравшихся граждан. Замечаю, что лица берут крупным планом.
В 12:30 кто-то громко сообщает, что предполагаемых организаторов акции задержали.
— Организаторов, которые подавали заявку на эту акцию, Владимира Когута и Серегу Антуфьева, задержали. Я сейчас пойду в отделение на Логинова узнавать, что к чему, я так думаю, что мы, наверное, все можем прогуляться к нему.
— Идем все! — кричат в ответ, и вот уже люди друг за другом идут вдоль Троицкого проспекта. За длинной колонной пешеходов по проезжей части медленно едет спецтехника: машина ДПС, фургон, оснащенный множеством камер, и патрульная машина полиции.
Колонна останавливается напротив здания телекомпании «Поморье», где в тот момент как раз проходила прямая линия с губернатором Архангельской области. Люди выстраиваются в цепочку и скандируют «Цыбульский, выйди к народу». Губернатор в это время отвечал на вопросы северян и вряд ли даже знал, что на улице кричат его фамилию.
Вместе с шествием останавливается и спецтехника. Слышу возмущения мужчины в инвалидной коляске. Он показывает на полицейский УАЗ «Патриот». Говорит, что они стоят без «аварийки» и без сигнальных огней прямо на проезжей части, что создают аварийную ситуацию.
«Свобода» и пакет с продуктами для задержанных
Колонна движется дальше и сворачивает на улицу Логинова. Без проблем и задержек добирается до отделения полиции. Скандируя: «Свободу! Свободу! Свободу!», люди подходят к синей решетке забора. Полицейский с громкоговорителем просит их разойтись по домам.
Задержанных активистов обещают отпустить через пару часов. По данным участников акции, в отделении находятся Владимир Когут, Сергей Антуфьев и Илья Лешуков. Через пятнадцать минут от протестующих остается только половина: хотят убедиться, что обещание исполнят.
Через час задержанным передают пакет с продуктами. Несколько активистов заходят в отделение, чтобы написать заявление «о незаконном задержании участников акции»:
— Я написал заявление, что я возмущен задержанием людей, собравшихся в День Российской Конституции по объявленному мероприятию, о котором они поставили в известность все власти города еще полторы недели назад. В том числе об этом мероприятии предупреждали товарища подполковника, который сейчас находится в отделении. Ему звонил Володя Когут и говорил, что он должен по закону обеспечить порядок проведения акции. Видимо, руководство решило иначе и решило скрутить организаторов.
В 14:30 из здания вышел лишь Илья Лешуков:
— На меня даже не составили протокол. Они задним числом составили ориентировку, чтобы меня задержать и не дать присутствовать на митинге даже в качестве журналиста. Просто устранили с митинга!
Владимира Когута и Сергея Антуфьева оставили в отделении полиции до суда.
Как-то так отметили День конституции в Архангельске в эпоху QR-кодов.