Продолжаем цикл публикаций «Неравнодушные», в нем мы общаемся с активными горожанами, которые не только замечают проблемы, но и предлагают свою помощь — идеи, дела, компетенции. На этот раз наш собеседник — Михаил Шишов, житель Архангельска, блогер-урбанист, с ним мы поговорим о городской среде, которая не всегда бывает комфортной, а часто даже агрессивна. Что не так с улицами столицы Поморья? Какой вклад в перемены к лучшему может сделать обычный горожанин, просто прогуливаясь после работы? Рассуждаем вместе.
«Проблем много, некоторые — прямо под окнами у администрации города»
У Архангельска много сезонных бед, а некоторые будто бы уже вечны. Грязные и часто ломающиеся пазики. Разбитые дороги и тротуары. Покосившиеся «деревяшки» в самом центре города. Убитые мосточки. Огромные лужи. Грязь, которая, высыхая, превращается в пыль.
Это удивительно, но люди будто привыкают к такому фону: весна же — как по-другому и было ли иначе? Однако среди горожан есть и те, кого это не устраивает, — удочки в структуры власти и разные подведомственные организации частенько закидывает Михаил Шишов, когда натыкается на какие-то проблемы.
Критикуя работу администрации города, наш собеседник выделяет особенно важные, на его взгляд, моменты:
в городе просто отсутствуют знаки парковки и тем более нет знаков с табличкой постановки транспортного средства. Из-за это на центральных улицах типа Троицкого осуществляется диагональная парковка, чего вообще не должно быть на улицах с быстрым движением;
единичны случаи наличия мест для инвалидов, хотя 10 процентов должны быть у каждого учреждения;
на многих улицах не хватает знаков пешеходного перехода, а где они установлены над дорогой, многие хаотично повернуты, некоторые уже висят так несколько лет;
провалы на улицах из-за плохой и неочищенной ливневой канализации грозят обрушить дороги;
необдуманная застройка — как точечная, так и развитие микрорайонов типа Майской Горки — приводит к крупным транспортным проблемам, как автомобильным, так и для пассажиров общественного транспорта, которые просто не могут влезть в автобус;
коммуникации находятся в ужасном состоянии, постоянные прорывы, перекрытия дорог.
«Над городом должны работать аналитики, а не чиновники, которые сидят в кабинетах от звонка до звонка»
Недавно Михаил снял и опубликовал на своей странице видео, в котором показал множество нарушений благоустройства прямо возле мэрии Архангельска.
— Ну что говорить о качестве городской среды, если проблемы — прямо под окнами у администрации города? И такого просто огромное количество! В итоге кажется, что в городе ничего не происходит, не меняется, что проблемы круглогодичные. Постоянные. И что с этим делать, я не знаю.
«Шел бы лучше работать, заняться нечем!»
Михаил считает, что в проблемах Архангельска виноваты не только чиновники, но и люди, которые не обращают внимания на повсеместные нарушения.
— Люди живут в этой некомфортной среде, они к ней уже привыкли и не видят грубых нарушений. У них глаз замылился. К тому же многим лень делать что-то, помимо своей работы. Такой подход виден даже в отзывах на мою деятельность, горожане часто пишут: «Шел бы лучше работать», «Заняться нечем?» — и многое другое. На таких я редко обращаю внимание, но тенденция прослеживается.
Сам блогер находит время и силы, чтобы совмещать общественную деятельность со своей основной работой. По его словам, приносить пользу — не так уж и сложно.
— Пишу письма в различные органы, включая прокуратуру. Также пишу обращения через приложение для телефона «Госуслуги. Решаем вместе». И самое важное — обращаю внимание на проблему, некоторые решаются без обращения. Больше всего меня волнует городская среда, ее комфортность для маломобильных горожан. Это самые незащищенные слои населения, и им крайне сложно передвигаться по городу.
«Люди начинают патрулировать свой город»
Блогер признаётся, что не смотря на то, что ежедневные обращения и посты в социальных сетях заставляют город меняться в лучшую строну, больше всего пользы ему удалось принести за счет выдвижения в мэры в 2020 году.
— Благодаря выдвижению в мэры мне удалось показать проблемы города без прикрас, и я вижу, как читают мою программу и работают по ней:
Восстановили запрет для движения авто по площади Мира.
В автобусах начали объявлять остановки и более или менее соблюдать правила перевозок.
Благодаря съемкам в маневренном фонде его начали ремонтировать.
Внесли закон о том, что в новых домах 7% жилья передается в муниципалитет (я это озвучивал на собеседовании на мэра).
Большинство незаконной рекламы с магазинов убрали, привели к дизайн-коду.
После плохого проекта ремонта улицы Победы проекты БКД теперь показывают жителям.
Список внушительный, и всё же главным своим достижением Михаил считает группу «Коротко и по делу — Архангельск» в социальной сети «ВКонтакте». Ежедневные посты о проблемах города буквально воспитывают поколение осознанных граждан.
— На моем примере люди понимают, что можно что-то изменить, и улучшают пространство вокруг себя. Сейчас группа насчитывает почти 9 тысяч подписчиков. Некоторые из них так же начинают «патрулировать» свой город.
Вот такие посты и обращения создают подписчики Михаила:
Главная мысль, которую пытается донести до жителей Архангельска Михаил, можно уместить в одной фразе — «Нельзя молчать». Несмотря на то что крупные изменения в городе возможны только при поддержке администрации и правительства, архангелогородцы должны сами проявлять инициативу, указывать на нарушения и ошибки, доказывать, что не хотят жить в разбитом и грязном городе.
Начать делать свой город лучше можно прямо сейчас — пройдите опрос редакции 29.RU. Ваши ответы помогут понять, какие проблемы Архангельска волнуют горожан больше всего.
Что нам ответила власть
В администрации Архангельской области мы спросили, как решаются озвученные выше проблемы. Один из первых вопросов, который мы озвучили городской власти, — почему в городе практически нет знаков парковки и табличек со схемами постановки транспортных средств? Вот что ответила нам администрация города в своем фирменном канцелярском стиле:
— Дорожные знаки и знаки дополнительной информации (таблички) на улично-дорожной сети города Архангельска устанавливаются в соответствии с проектами организации дорожного движения, а также в соответствии с проектно-сметными документациями при ремонте асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог. При изменении схем организации дорожного движения необходимо вносить изменения в проект организации дорожного движения, и при выделении дополнительного финансирования на данные цели дорожные знаки устанавливаются.
Практически такой же ответ мы получили и на вопрос про нехватку парковочных мест для инвалидов, их на стоянках должно быть не менее 10% от общей численности машино-мест:
— Организация дорожного движения на улично-дорожной сети города Архангельска осуществляется в соответствии с разработанной и утвержденной дислокацией технических средств организации дорожного движения. При недостаточности парковочных мест для инвалидов данный вопрос будет рассмотрен, также будут внесены изменения в проекты организации дорожного движения, и при наличии соответствующего финансирования дорожные знаки будут установлены.
Ответы похожи, общее — «при наличии соответствующего финансирования».
Михаил Шишов говорит о том, что на многих улицах Архангельска не хватает знаков пешеходного перехода, а уже установленные знаки хаотично повернуты и вводят участников дорожного движения в замешательство. Блогер утверждает, что некоторые знаки висят так несколько лет. Мы спросили, как администрация борется с этой проблемой:
— Организация дорожного движения на улично-дорожной сети города Архангельска осуществляется в соответствии с разработанной и утвержденной дислокацией технических средств организации дорожного движения. Дорожные знаки 5.19.1 (5.19.2) устанавливаются в соответствии с данными проектами. В адрес обслуживающей организации, осуществляющей содержание и ремонт дорожных знаков на территории улично-дорожной сети города Архангельска, направляется письмо о необходимости приведения дорожных знаков в нормативное состояние.
По мнению нашего неравнодушного спикера, из-за плохой и неочищенной ливневой канализации на улицах города появляются провалы — отсюда и огромные лужи. Городская власть готова с этим поспорить, по ее мнению, ливневая канализация содержится в полном порядке:
— В городе Архангельске протяженность городских коллекторов ливневой канализации составляет 188,4 км, из них 98,1 км — магистральные коллекторы, 90,3 км — внутридворовые и внутриквартальные. Сети ливневой канализации и дренажно-насосные станции, находящиеся в муниципальной собственности, переданы на праве хозяйственного ведения МУП «Городское благоустройство». Сети дренажно-ливневой канализации находятся в исправном состоянии, МУП «Городское благоустройство» проводится их плановая ежегодная промывка и текущий ремонт.
Не видят в администрации и проблем с застройкой, которая, по мнению Михаила Шишова, является необдуманной и приводит к крупным транспортным проблемам (их, по словам блогера, испытывают как автомобилисты, так и пассажиры общественного транспорта, которые просто не могут влезть в автобус):
— Строительство объектов капитального строительства на территории города Архангельска ведется в полном соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией, а именно проектом Генерального плана муниципального образования «Город Архангельск», Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Архангельск» и проектами планировки территорий. Градостроительной документацией предусмотрено не только размещение объектов недвижимости, но и строительство и реконструкция улично-дорожной сети, инженерной и социальной инфраструктуры. Градостроительная документация находится в свободном доступе на официальном информационном интернет-портале городского округа «Город Архангельск» по ссылке. Движение автобусов осуществляется в соответствии с расписанием, которое составляется исходя из величины пассажиропотока. Расписание постоянно анализируется и при необходимости корректируется, в том числе с учетом изменений пассажиропотока. При условии выполнения всех запланированных рейсов транспортная доступность обеспечивается существующим количеством транспорта.
А вот с тем, что коммуникации, проходящие рядом с дорогами и пролегающие под ними, находятся в плачевном состоянии, в администрации согласны:
— Основной причиной возникновения аварийных ситуаций на сетях водоснабжения и водоотведения является высокая степень износа инженерных коммуникаций. Водопроводно-канализационное хозяйство города нуждается в масштабном капитальном ремонте. В целях повышения надежности и качества предоставления коммунальных услуг для потребителей и улучшения экологической обстановки 9 октября 2018 года подписано трехстороннее концессионное соглашение в сфере водоснабжения и водоотведения, целью которого является создание новых и модернизация существующих объектов. Дополнительно сообщаем, что ПАО «ТГК-2» при поддержке администрации города Архангельска проводит планомерную работу по реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения. Вместе с тем администрацией города направлено обращение в адрес центрального аппарата ПАО «ТГК-2» о необходимости увеличения объема работ на объектах теплоснабжения города с целью обеспечения надлежащего и бесперебойного теплоснабжения потребителей.
Мы также прикрепили к запросу видео, в котором Михаил зафиксировал множественные нарушения правил благоустройства рядом с мэрией. На вопрос, как решаются перечисленные в нем проблемы, нам пока не ответили, но обещают сделать это в ближайшее время.