Жители Архангельска могли заметить на проспекте Чумбарова-Лучинского женщину, которая собирала деньги на лечение. На коленях у неё стояла табличка с диагнозами, а прохожих она громко просила помочь собрать нужную сумму — 500 тысяч рублей: «Будьте людьми, не бросайте в беде, помогите!» Мы пообщались с этой женщиной, а также порассуждали с полицией и психологом, стоит ли помогать незнакомцам в таких ситуациях.
«Надо врачу деньги перевести»
Мы подошли к женщине на Чумбаровке с предложением помочь — выйти на министерство здравоохранения региона, что по итогу и сделали. Однако такая поддержка нашей собеседнице оказалась не нужна:
— Мне деньги нужны. Срочно. 7 тысяч рублей.
Журналисту 29.RU она рассказала, что приехала в Архангельск из Мурманска, ей нужно вылечить ноги (фото с лицом и перечисленные диагнозы мы не можем публиковать). По ее словам, до общей суммы, — 500 000 рублей, — ей не хватало семи тысяч.
Мы попросили ее полностью представиться не для публикации, чтобы понять, прикреплена ли она к каким-то медучреждениям. Женщина не захотела говорить свою фамилию, а потом сказала, что не готова предоставить документы, подтверждающие диагнозы. Разговор быстро закончился, нуждающаяся перестала отвечать на вопросы и продолжила кричать прохожим.
До этого очевидцы сообщали 29.RU, что женщина просила четыре тысячи рублей — как можно быстрее. Корреспонденту она тоже говорила о том, что спешит:
— У меня поезд. Мне на поезд надо успеть, — объясняла она, почему нужно как можно быстрее перевести ей деньги. — Прямо сейчас деньги нужны.
— То есть вы в платные клиники ходите тут? — спрашиваем мы.
— Да.
— А в какие?
— Не помню названий, в разные...
Женщина говорит, что лежала со своими проблемами в больницах Москвы, Санкт-Петербурга, а в Архангельск приехала, чтобы обратиться в частные клиники — и якобы уже обращалась, но название не помнит.
При этом необходимые процедуры, как она сообщила, ей будут делать в Мурманской области. А собранную сумму она переведет не на юридическое лицо, а лечащему врачу.
Большая часть горожан игнорировала крики, однако при нас некоторые останавливались и давали деньги — люди не вникали в суть проблемы, но не могли пройти мимо. В пресс-службе полиции нам рассказали, что на эту женщину не поступало никаких обращений о нарушении закона, поэтому проверок в ее отношении не проводилось.
Кроме того, по их информации, в России нет административного преследования частных лиц за подобный сбор денежных средств. Это делают только в отношении юридических лиц — они могут получить штраф от 20 до 50 тысяч рублей за незаконный сбор.
«Не цинизм, а наличие критического мышления»
Тем не менее, некоторые жители Архангельска не задумываясь жертвуют свои деньги, пытаясь помочь подобным людям. Психолог Ольга Бобрецова говорит, что те, кто дает деньги, скорее всего, ведутся на эмоции.
— Если человек, просящий о помощи, вызывает у вас сочувствие — это в целом неплохо для человеческой природы, — объясняет она. — Другой вопрос в том, что такие люди могут относиться к сфере черного бизнеса. Специалисты говорят, что подаяния, которые вы можете отдать инвалиду в метро или женщине с ребенком на руках, как правило, не доходят до самих просящих, уходят к тем преступным элементам, которые содержат данный бизнес. Во-вторых, это всё-таки поддержание социальной беспомощности: человек, просящий денег, решает свою проблему за счет других. При этом совсем не факт, что он таким образом решит ее. Получается, что от своей болезни он получает некую выгоду, внимание со стороны людей и некий финансовый бонус.
Психолог советует: если вы хотите чем-то помочь просящему, то спросите его, чем вы можете быть ему полезны, кроме денег. А если у вас просят денег на хлеб — то купите хлеба, а не отдавайте свои финансы.
— Я бы не связывала в таких случаях сомнение с цинизмом, — продолжает Ольга Бобрецова. — Это скорее осознание проблемы и наличие критического мышления. Люди, которые проходят мимо просящих, скорее всего, что-то понимают: сегодня он даст пять рублей, завтра — 10, но этот человек так и будет просить милостыню изо дня в день. Умение сопереживать другому человеку и сострадать — это хорошие качества, которые нас отличают от животного мира. Но это действительно может быть подкармливанием либо социальной беспомощности, либо криминального бизнеса.
«Отпустите ситуацию: либо подали, либо нет»
По мнению психолога, в ситуации с женщиной нужно задуматься относительно сбора на лечение. Ольга говорит, что медики не ставят крест на человеке, если он обращается за помощью, а если требуется какое-то высокотехнологичное лечение, то пациента направляют и в другие регионы РФ, в том числе в столицы.
— Если врачи понимают, что их усилия неэффективны, то они, как правило, дают информацию, какие ресурсы можно привлечь, — рассуждает Ольга Бобрецова. — Мы все помним историю Вики Снегиревой, но она эксклюзивна: во-первых, препарат, на который они собирали, не был зарегистрирован в России, а во-вторых, это действительно очень редкое и серьезное заболевание, и сроки его лечения очень сжатые. Но родители Вики не выходили на улицу за податью — была организована целая кампания, они связывались с благотворительными фондами, и так далее. При этом даже в фондах говорят, что каждый случай нужно проверять, потому что мошенничества сегодня очень много.
И все-таки, если вы не подали денег просящему, стоит ли расстраиваться и мучиться из-за этого совестью? Психолог советует не сильно заморачиваться по этому поводу и отпустить ситуацию:
— Решение остается за самим человеком, и, опять же, будет он после переживать или не будет — это только ответственность его самого за свои эмоции и чувства. Каждую секунду своей жизни мы делаем определенный выбор: либо делать, либо нет. Если действие уже совершено, то зачем по этому поводу убиваться? Таким образом мы, опять же, застреваем в каких-то эмоциях, излишних переживаниях. Когда вы посадили на любимую футболку пятно, не надо долго ее разглядывать и переживать, что испортили ее. От этого она чище не станет. Пятно надо либо выводить, либо избавляться от нее и покупать новую. Поэтому, если вас так задел этот случай, стоит проанализировать свои мотивы и помыслы — что вами руководит? Либо просто отпустить ситуацию.
Кстати, попрошайничеством в Архангельске занимаются и цыганки — местные жители встречают их здесь на протяжении многих лет. Но 16 лет назад их было еще больше: почитайте, как их выслали из города, а стихийно построеный ими поселок сравняли с землей.
Почитайте также историю борьбы за жизнь маленькой северодвинки Вики Снегиревой, которая живет с диагнозом СМА. Ее родители безуспешно пытались получить лекарство «Золгенсма» от государства. После этого собрали 121 миллион рублей, чтобы ввести препарат уже на коммерческой основе. Но получение лекарства усложнили его регистрация в России и новые регламенты ввоза в страну — препарат оказался не доступен ни для кого, кроме госфонда. 11 февраля федеральный консилиум врачей вновь рассмотрел заявку и на этот раз одобрил введение препарата. В марте малышка наконец получила долгожданный укол.