Наступило 1 сентября — пора линеек и первых звонков. А еще это время ностальгии для тех, у кого школа давно позади. Для одного из наших будущих материалов мы изучали газетные подшивки 1991 года, на глаза попались и выпуски за август/сентябрь. Поинтересовались, какие темы про образование были актуальны тогда, как школы подходили к учебному году аккурат после августовского путча, были ли готовы. Одни жаловались на ремонт, другие — на кадровый голод! Впрочем, давайте читать вместе!
Открылись вовремя не все
В Ломоносовском районе к 1 сентября 1991 года в школах провели ремонтов на 600 тысяч рублей, сообщала газета «Архангельск».
— Продуктивным было содружество с кооперативами. Но по-прежнему чувствуется нехватка ламп дневного света и стекла, что замедляет подготовку школ, — писали в газете.
В том же издании вышел материал про подготовку школ с заголовком «Хороших новостей мало». Корреспонденты обзвонили учебные учреждения города и узнали, как они будут работать.
— Школа № 1 уже второй год будет заниматься на пятидневке. Насколько известно, она одна такая в городе. Ребятам и педагогам, конечно, нравится отдыхать по субботам, тем более что уроков на неделе не прибавилось — программу обучения просто сократили. А вот во второй школе — аврал. Не хватило времени, чтобы привести учебное помещение в надлежащий вид после капитального ремонта. Возможно, там придется поступить так же, как в 28-й — отправлять ребят в колхоз, а их родителей призвать на подмогу, — сказано в заметке.
28-я школа в 1991 году открылась на две недели позже. Там не успели закончить капитальный ремонт: в здании меняли крышу, отопление, водопровод. Начальные классы начали учебный год вовремя, а старшеклассников отправили на практику — ребята убирали корнеплоды в пригородных хозяйствах.
В 26-й школе в 1991 году провели ремонт, в столовой детям стали давать горячие завтраки.
— Директор 49-й школы В. В. Шестаков мрачен.
«Ремонт произведен отвратительно, шефы — соломбальский машиностроительный завод — ничем не помогли. Нет стекол»
Недавно приобретенный статус музыкально-эстетической школы не подкрепляется ни финансово, ни материально. Долго ли вытянет коллектив на голом энтузиазме? — гласит заметка.
В 10-й школе к 1 сентября постелили линолеум, сделали хороший ремонт — в основном своими силами. А еще там проводили эксперимент: в 1990 году там начали изучать английский шестилетки, а в 1991-м уроки иностранного стали проводить для всех первоклассников. В 7–8 классах этой школы «были развивающий, математический, физический уклоны».
Экспериментировали и в школе № 51. Там сделали упор на гуманитарный и эстетический варианты обучения. А еще в тот год школа столкнулась с нехваткой кадров. Дети рисковали остаться без своих первых учительниц.
— Директор В. А. Буторина в некотором смятении — в школе острая нехватка педагогов. Кроме того, что однобокое женское влияние бесспорно плохо сказывается на воспитании детей, еще и эта проруха. 12 учителей 51-й школы находятся в отпуске по уходу за ребенком, а 8 из них вели начальные классы. Поэтому Вера Александровна боится, что некоторые первоклассники могут оказаться без своих (первых!) учительниц, в двух классах эта угроза реальна, — сказано в газете «Архангельск».
В 4-й школе разработали программу «Истоки». Там открыли классы, где детям преподавали русскую, в том числе северную, национальную культуру.
— Но окунаться в ее мир им придется, похоже, на голодный желудок. В школе нет столовой, а в буфете будут только холодные блюда, скорее всего, сок да булки, — сказано в газете.
Про школу № 3 сказано, что там еще в 1990 году стали преподавать курс истории и основ религии, в планах было введение уроков Закона Божия.
Журналистка газеты «Архангельск» Людмила Ашиток в 1991 году много писала про образование. Многие заметки, которые мы прочли, — ее авторства. Вот какие выводы о том, готовы ли школы Архангельска начинать учебный год, она сделала тогда:
— За три летних месяца у школ не убавилось проблем. Трудности с ремонтом, связанные с отсутствием необходимых материалов, только усугубили их. Убогость, теснота... Пока не изжиты они, очень тяжело говорить о позитивных изменениях в самом образовании. Ощущение свободы мыслям дают и просторные, красивые помещения, а те классы, в которых приходится заниматься сейчас детям, рождают лишь узкое мышление. Уже много лет хронически недоукомплектуются школы педагогами. Почему? Мне кажется, нехватка не просто в учителях, а в нужных учителях. Слишком многие предпочитают преподавать по старинке. И не только в школах, но и в пединституте. Даже свежие, интересные начинания умудряются втиснуть в прокрустово ложе набора привычных догм. Наученные таким образом педагогике теряют интерес к работе в школе или должны сопротивляться давлению старых авторитарных методов. Конечно, победу одержит новое. Но как скоро? Гимназии, лицеи — они только-только делают первые попытки образовывать ребячьи умы и души не по канонам идеологии, но по простым человеческим законам. Чтобы узнать, насколько удачно, понадобится время.
«Сможем начать год в нормальных условиях?»
В Северодвинске с проблемами столкнулись студенты филиала Архангельского пединститута. Еще до путча, в августе 1991 года, КПСС предоставила в аренду пединституту пять аудиторий и малый зал ОПЦ (расшифровки аббревиатуры в газетах не приводилось, узнать, что это значит, из своих источников не удалось. — Прим. ред.). После указа Ельцина о прекращении деятельности КПСС в РСФСР собственность партии не успела найти нового хозяина. Студенты беспокоились и писали письма в газеты.
— Мы узнали, что горком КПСС закрыт, помещения, принадлежащие горкому партии, опечатаны. В том числе и ОПЦ — здание, в котором мы, студенты Архангельского пединститута, должны начать новый учебный год <..> Стремительные события последних дней заставляют нас проявить беспокойство, остается ли в силе решение общественности о передаче части помещений ОПЦ нашему филиалу. Сможем ли мы начать новый учебный год в нормальных условиях? Считаем, что катаклизмы исторических событий не должны отразиться на молодежи. Забота о будущем поколении проявлялась во все времена. Мы надеемся на нашу демократичную советскую власть, — писали студенты в газету «Северный рабочий».
30 августа 1991 года прошло заседание координационного комитета Северодвинского горсовета. Вопрос о помещениях ОПЦ обсуждался полтора часа. Председатель предложил временно разрешить занятия, чтобы не срывать начало учебного года или вообще не принимать решения, оставив это полномочие мэру. Большинство присутствующих депутатов выступили против. Пять из восьми человек проголосовали за проект решения, в котором мэру рекомендовалось найти другие помещения, а также ставился вопрос об ответственности руководства АГПИ за «халатное отношение к подготовке зданий к учебному процессу». Решение не приняли, потому что 5 человек не составили большинство из 11 действующих членов координационного комитета.
— Судьба студентов меня все-таки волновала, и я обратился с вопросом о них в мэрию. Мне сообщили, что мэром вопрос решён. Некоторое время пединституту будут предоставлены аудитории в ОПЦ, но будут подыскиваться другие помещения и ускоряться ремонт в филиале АГПИ, чтобы максимально сократить срок занятий в здании, где специальная комиссия уже произвела опись имущества КПСС, — пишет журналист «Северного рабочего».
Если у вас есть воспоминания о школе, которыми вы хотели бы поделиться, пишите нам в соцсетях. Недавно мы опубликовали пост со школьными фото наших читателей и даже одного корреспондента. Если у вас тоже есть такие раритеты, делитесь в комментариях у нас во «ВКонтакте».
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.