Жильцы архангельского дома, который был сдан почти 6 лет назад, жалуются на регулярные затопления: вода проникает в квартиры и подъезды прямо с крыши. Есть у них и другие проблемы — от щелей в стенах до напора воды. При этом добиться ремонта в «социальном доме», куда переселили жителей авариек, очень трудно. Рассказываем, как разбираются с этим домом администрация города и местная управляющая компания — доходит до судов с застройщиком.
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.
Вода на балконе и потоп в подъезде
Дом № 55 к. 3 на Московском проспекте был сдан в декабре 2017 году. Он является «социальным», как и соседний — № 55 к. 2. Их построили в рамках реализации четвертого этапа адресной программы по переселению из ветхого и аварийного жилья. А именно — для расселения многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2012 года.
Архангелогородка Надежда Заозерская купила квартиру в этом доме три года назад — она располагается на последнем 10-м этаже в первом подъезде. Вначале никаких проблем в помещениях не было: женщина сделала ремонт и заселилась, а по весне начал таять снег, и на ее балкон с козырька стала литься вода.
— Я обратилась в управляющую компанию, там сказали, что этот дом — гарантийный, и это проблема застройщика, — делится Надежда. — Застройщик, как мне объяснили, из другого города, и он то ли обанкротился, то ли куда-то пропал. В общем, в УК сказали, что проблемой должно заниматься «Городское Управление Капитального Строительства» (ГКУ АО «ГУКС»).
За домом следит УК «АрхСити Групп». Из-за этих проблем они судились с ГУКС, и было принято решение, что управление должно отремонтировать все недоделки в доме. Но по словам хозяйки квартиры, всё осталось по-прежнему.
— Они должны были выполнить работы до 1 августа, но ничего не было сделано, — объясняет Надежда. — Потом, в начале сентября сюда приехала машина, привезли стройматериалы. Мы обрадовались. Я спросила мастера: «И мой балкон отремонтируют?» Сказал, что отремонтируют. Но уже к 1 октября они съехали — и ничего абсолютно не сделано. За этот период я 6 писем написала в УК с просьбой, чтобы мне отремонтировали балкон.
Уже в начале ноября в подъезде стало течь с потолка — прямо на лестничную площадку у лифта. Надежда говорит, что боится, как бы вода не стала просачиваться в квартиру.
— 5 ноября смотрю, стоит мастер из нашей управляющей компании, и еще один мужчина с чердака спускается, — продолжает она. — И говорят: «Мы делать ничего не будем, пока идет дождь». Я говорю: «А если дождь не прекратится? Нас же всех затопит». Отвечают: «Ну а что мы сделаем».
В итоге, на крыше всё же провели ремонтные работы — вода больше не поступает в подъезд. Но с течью над балконом Надежды, как и с трещинами в стенах, пока что так и не разобрались.
«В валенках ходит зимой по квартире»
В качестве этих домов сомневались и раньше. Например, когда они еще только строились, люди стали беспокоиться, что их возводят из б/у материалов (тогда гендиректор компании-застройщика опроверг эту информацию). В 2017 году дом № 55 к. 2 ввели в эксплуатацию без сдачи лифтов, воды и электроэнергии — всё это добавили уже позднее.
В 2018 году жильцы дома № 55 к. 3 тоже жаловались на свои помещения. Тогда в подъездах не было света, лежал строительный мусор и не работали лифты, а на стенах в квартирах появились трещины.
В июне того же года дом затопило во время дождя: вода залила и стены, и лестничные площадки в подъездах, а также оставила следы на стенах в как минимум одной квартире. Тогда же в сети появилось видео уже из дома № 55 к. 2 — в ролике в одном из его подъездов сильно лилась вода с крыши.
— Дом считается социальным, он был построен для переселения людей из ветхого жилья, в основном из Маймаксы, — рассказывает Надежда. — Но 80% жильцов уже — это не переселенцы, а те, кто купил здесь квартиру после. Ужасное качество строительства. Здесь поставлены самые что ни на есть дешевые двери. У меня глазок сделан — даже если я встану на каблуки и подпрыгну, я до него не дотянусь. А когда я делала ремонт, в большой комнате на стыке панелей была щель сантиметров в пять. С водой постоянно проблема: она то совсем еле течет, то потом как вдарит напряжение — аж краны все дрожат. Может быть, не отрегулирована подача воды, я не знаю.
Проблемы в доме, по словам Надежды, не только у нее одной — соседи тоже жалуются на трещины и воду с потолков.
— У меня сосед больше трех лет добивается, чтобы ему зашпаклевали щель между панелями. Он на зиму скотчем заклеивает по всей длине стены эту щель. Но в морозы скотч отпадает, и он в валенках ходит зимой по квартире. А соседка из соседнего подъезда говорит, что когда дождь, она чай пьет, а в этом время по стене на кухне вода бежит. Она даже в суд подавала, и он постановил, чтобы ГУКС устранил у нас все эти недоделки, — говорит архангелогородка.
Кто является застройщиком?
Здание строила чувашская компания — ООО «СУОР». Она принадлежит Владимиру Ермолаеву и ООО «Республиканская Сетевая Компания». Гендиректор — Сергей Ермолаев. В 2022 году выручка фирмы составила 326,1 миллиона рублей, а чистая прибыль — 10,2 миллиона. С 2019-го по 2022 год было открыто конкурсное производство о банкротстве, Сбербанк в 2019 году заявил о 2,2 млрд рублей долга.
У Владимира Ермолаева была доля более чем в 40 различных компаниях, большинство из которых сейчас закрыты. Самого Ермолаева в 2020 году осудили на три года колонии за уклонение от уплаты налогов. В налоговой декларации мужчина указал договор с фирмой, которая якобы выполняла работы для «СУОР», а самом деле делала ремонт в его личном коттедже.
В Чебоксарах у компании есть долгострои — один из них по решению прокуратуры должны были законсервировать. В 2021 году сообщалось, что строители «СУОР» три месяца не получали зарплату.
В 2016 году «Главное Управление Капитального Строительства» заключило с ООО «СУОР» три контракта на общую сумму более миллиарда рублей — на строительство домов в районе проспекта Московского и улицы Карпогорской. Впоследствии все контракты разорвали после частичного исполнения. Так, один из них разорвали в 2019 году — «СУОР» на 682 дня просрочил исполнение некоторых обязательств, к примеру, благоустройство придомовой территории и проезда на Московском, 55 к. 2.
С компанией также связан трагический случай. В мае 2021 года в Чебоксарах погибла девочка — ее засосало в котлован, который был подготовлен компанией «СУОР» для строительства многоквартирного дома. В местной прокуратуре сообщали, что участок стройки не был огорожен по периметру, а также не было знаков, предупреждающих об опасности.
Кстати, в 2019 году «СУОР» взыскал с ГУКС 600 тысяч рублей из-за того, что учреждение вовремя не обеспечило подключение новостроек к сетям.
«Положительного результата достигнуто не было»
В УК «АрхСити Групп» сообщают, что гарантийный срок по дому на Московском действовал до 21 декабря 2022 года. В компании подтверждают, что еще до того, как он закончился, они направляли информацию о проблемах в ГУКС, а те уже работали с застройщиком. Но, как они резюмируют в ответе для 29.RU, «положительного результата достигнуто не было».
— Обнаружена необходимость восстановления герметичности межпанельных швов, восстановление герметичности мест примыканий балконных козырьков к стеновым панелям и оконных блоков балконов к балконным козырькам, восстановление внутренней отделки, герметичности кровельного покрытия и другое, — подтверждает и. о. директора УК Сергей Заец.
Также по информации УК, летом этого года застройщика через суд обязывали устранить недостатки работ, в том числе — отремонтировать балкон в квартире Надежды Заозерской — как она и рассказывала, до 1 августа. Теперь компанию хотят принудить выполнить ремонт — для этого ГУКС направил ходатайство в Арбитражный суд Чувашии.
Что касается протечки в подъезде 5 ноября, то в «АрхСити Групп» утверждают, что с ней уже разобрались:
— При обследовании выявлена причина — повреждение кровельного покрытия в районе лифтовой шахты, протечка кровли была устранена в установленные действующим законодательством сроки. 9 и 10 ноября УК проведены дополнительные работы по текущему ремонту кровельного покрытия, — сообщают в компании.
«Срок гарантийных обязательств истек»
В администрации Архангельска тоже в курсе ситуации на Московском. Там рассказали, как выдавали застройщику разрешение на ввод дома в эксплуатацию.
— Одним из документов, на основании которого выдано разрешение, является заключение инспекции государственного строительного надзора Архангельской области, подтверждающее выполнение работ в полном объеме. В связи с тем, что дом введен в эксплуатацию в 2017 году, срок гарантийных обязательств в соответствии с контрактом по строительству от застройщика истек, — сообщают власти города.
Горадмин также в курсе и ситуации с недоделками — в их ответе для 29.RU перечисляются всё те же обращения жильцов и то, как с ними разбирались УК и ГУКС.
Кстати, в соцсетях под постами о проблемах дома отметилось и областное Министерство строительства и архитектуры. 7 ноября в комментариях от ведомства появилась пара объяснений.
— Возбуждено исполнительное производство в связи с неисполнением подрядной организацией обязанностей по исполнению условий мирового соглашения по устранению дефектов в многоквартирном жилом доме, — пишут от лица ведомства. — В ходе проведения комиссионного осмотра зафиксировано, что работы по устранению недостатков выполнены не в полном объеме.
Пока продолжается волокита с документами и судами между несколькими организациями, жильцы дома продолжаются страдать. Надежда Заозерская говорит, что не понимает, почему вначале нельзя решить проблему, а уже затем судиться:
— Я считаю, что нам могли бы всё отремонтировать, а уже потом судиться с этими ГУКСами и застройщиками — пусть они возвращают деньги, или еще как-то. Ну нельзя же так: я два с лишним года бьюсь с этим балконом, каждую весну и осень! Кошмар!
29.RU продолжить следить за тем, как устраняют проблему в жилом доме на Московском.