Зимой Северная Двина, текущая через Архангельск, становится пешеходной, и это облегчает жизнь тем, кто регулярно ездит в город с местных островов. Один из них — остров Хабарка, расположенный напротив Соломбалы. Но переправа может и доставлять неудобства. Этой зимой из-за слишком теплой погоды на Хабарке случился мусорный коллапс: контейнеры стоят переполненными около двух месяцев, а мусоровозы не могут проехать по недостаточно крепкому льду.
О том, как живут на острове, чем недовольны местные жители и из-за чего они не хотят отсюда уезжать — читайте в нашем репортаже.
Обо всем важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.
«Вся жизнь зависит от расписания транспорта»
Пешеходная переправа до Хабарки открылась в начале января, что довольно поздно для зимы. Пересечь ее можно минут за 10, если по реке не собирается пройти какое-нибудь судно — тогда придется задержаться.
До середины Северной Двины идешь по тропинке, рядом с которой протянуто временное освещение. Затем нужно перейти через деревянные мосточки, которые кладут там, где проходят суда. Тут же рядом в вагончике дежурят рабочие — они как раз и убирают эти доски. А еще здесь припаркованы различные вездеходы и снегоходы жителей острова.
Дальше есть два пути. Один уходит вправо — он также оборудован освещением и по нему идут пешком. Второй тянется левее, к островному причалу. По нему ездят на вездеходах и лыжах.
По дороге мы несколько раз встречаем людей: некоторые идут налегке, некоторые — с большими сумками. Кто-то даже тащит багаж в небольших санках, а затем садится на мотособаку и уже едет с середины реки до дома.
— Происходит такая пересменка транспорта, — рассказывает житель Хабарки Андрей. — Зимой мы ходим пешком и не зависим от расписания теплоходов. А летом у нас ходит теплоход довольно часто. Вот осенью, когда ходит буксир, бывают перерывы по три часа. А ведь местные дети учатся в Соломбале, и если они опоздали на буксир в 12:30, то приходится ждать следующего до 15:30. Вся жизнь зависит от этого расписания.
Влияет на жизнь островитян и ледоход — например, в 2022 году из-за него отменили несколько рейсов буксира. Тогда местные жители не смогли добраться до Хабарки и были вынуждены ночевать в городе.
«Новье приезжает — неадекватные»
Сегодня жители острова по большей части работают на материке, а на самом острове рабочие места можно пересчитать по пальцам — воспитатели в детсаду, учителя в школе, работники бани, насосной, котельной, почты и одного-единственного магазина. В прошлом же вся жизнь острова была сосредоточена вокруг местного лесозавода № 12 — его развалины до сих пор видны с берега реки.
Завод заработал в 1908 году, затем сгорел во время Великой Отечественной войны, а в 1957 году его запустили снова. Старожилы рассказывают, что тогда в его помещениях было очень холодно, приходилось работать в фуфайках. В 1973 году ввели в эксплуатацию новое здание лесозавода, с теплыми цехами и механизированным производством. Здесь делали пиломатериалы на экспорт, в основном из сосны и ели, а в 2005 году завод закрыли окончательно, и теперь от него остался бетонный остов.
На острове расположены два микрорайона — Расчалка и, собственно, Хабарка. Первый застроен частными домиками, второй — многоквартирными деревяшками в два этажа. На улицах можно встретить неработающие колонки, сараи, небольшие новогодние елки в сугробах — типичный поселок. У некоторых домов сидят на привязи собаки.
На острове нет горячего водоснабжения, люди устанавливают себе нагреватели, а в некоторых домах до сих пор топят печи. Для населения работает баня — она открыта по пятницам и субботам.
Дома здесь постепенно признают аварийными, а людей расселяют: местные говорят, что недавно людей их двух домов переселили в Цигломень и на улицу Галушина. Но и на остров тоже переезжают жить — как правило, это жители глубинки, которым удается купить здесь дешевую квартиру. Отношение к новичкам не у всех хорошее:
— То население, которое старое, изначально жившее здесь при заводе, — мы все общаемся, — рассказала нам одна встречная старушка. — А новье приезжает — они уже неадекватные. Привыкли жить как-то… некрасиво, а мы, как говорится, привыкли жить с правилами.
«Приходится идти в магазин в Соломбале»
В 2022 году на Хабарке был большой скандал, связанный с работой скорой помощи, из-за него сюда даже приезжал глава областного минздрава Герштанский. Жители боялись, что на острове могут закрыть пункт скорой помощи, и записали обращение к президенту с просьбой не допустить этого. Об этом происшествии на острове вспоминают до сих пор.
— Была проблема со скорой, но с тех пор всё нормально. А доступность врачей… так специалистов и в Соломбальской «семерке» мало, да и очереди очень большие. Идем в частные клиники, — рассказал нам житель Хабарки.
— Скорая помощь у нас хотя бы осталась, — делится местная пенсионерка. — Слава богу, что теперь и стоматолог ездит, тоже хорошо. Но было бы неплохо, чтобы у нас был еще и терапевт почаще. Раз в неделю — это мало. Ведь не каждый может идти в Соломбалу с температурой по переправе. На Бревеннике с медициной и то получше, чем у нас.
В Соломбалу регулярно ходят и местные школьники, так как на острове нет обучения после 9-го класса. Другие жители постоянно пересекают Северную Двину ради магазинов. На Хабарке есть и свой, но закупаться в нем регулярно — не выгодно.
— Цены в магазине — ужас! — делится с нами старушка. — Мясо, рыба, молочка здесь дорогие. Приходится идти по переправе в магазин в Соломбале, потому что там дешевле. Те, кто моложе, ходят каждый день, а я два раза в неделю — это стабильно, но иногда еще дополнительно нужно сходить. А ведь тащить руками уже не можешь, приходится брать рюкзак.
«Трактор свернул колодец — пропала вода»
Другой проблемой Хабарки этой зимой стали заваленные снегом дороги. По словам местных жителей, «Мезенское управление» почистило их буквально за два дня до нашего приезда, а до этого было сложно и проехать, и пройти пешком.
— Хорошо, что у некоторых есть «бураны» и каракаты, подвозим друг друга, — улыбается пенсионерка. — Я и сама за рулем!
По словам жителей, очистка дорог не прошла без эксцессов: из-за нее в домах на некоторое время пропала вода. Во время нашего визита проблему устраняла бригада рабочих.
— Они откуда-то трактор пригнали, он свернул колодец, через который во все дома поступает вода. Приехал чистить ночью, свернул и уехал. А 18 лет до этого работал частник, местный житель, у которого есть техника, и которого все знают. А в этом году нас отдали «Мезенскому управлению». Тендеры здесь не нужны, я считаю, нужно чтобы свои ребята здесь и убирали.
А еще островитяне довольно долго не могут разобраться с бездомными собаками, которые прячутся в разрушенном доме, плодятся и затем облаивают прохожих — и детей, и взрослых. Жители Хабарки уже вызывали службу отлова, но поймать животных не получилось.
— Мы написали заявление на отлов, потому что в сентябре собаки напали на двух детей, — объясняют они. — Бегают, мешают, облаивают всех. Когда начали набрасываться на детей — написали заявление. Думали, что они принадлежат местной женщине, но она сказала: «Это не мои собаки, я просто их кормлю». А когда приехал отлов, она не дала их забрать — уже кричала, что они принадлежат ей. А потом отлов к нам уже не смог повторно приехать на машине из-за распуты на реке.
Еще жители рассказывают, что им не хватает клуба, — на острове негде проводить праздничные мероприятия. И это, и всё вышеперечисленное наводит местных на невеселые выводы:
— Хабарка, по сути, никому не нужна — она нужна только депутатам, которые приезжают сюда, когда им нужны голоса. Тогда они шевелятся, что-то делают… А по сути, острова только жильцам и нужны. Глава Соломбальского округа у нас здесь тоже нечасто появляется.
«У кого горе — сразу бежим помогать»
Несмотря на все проблемы острова, те жители, с которыми мы успели поговорить, не хотят отсюда уезжать. Многие говорят о Хабарке с нескрываемой добротой в голосе.
— Хабарка — хороший остров, — считает Андрей. — Тут порядок лучше, чем в городе. Конечно, деревянные дома, печное отопление у многих… Но всё равно лучше. Вот у меня ребенку 9 лет. Он приходит из школы, и я его спокойно отпускаю гулять, не волнуясь. Телефон у него есть, я не смотрю за ним, не хожу, как за собачкой. А в городе у меня сколько знакомых живет — они говорят, что не могут детей отпустить погулять на площадку одних. А у нас они предоставлены сами себе и растут здоровые и крепкие. В этом плане здесь лучше.
Ледовую переправу люди тоже хвалят несмотря на неудобства, связанные с ней:
— В первую очередь, что хорошо, это дорога напрямую. Это лучше, чем летом. А летом — на пароходе ездим, часто ходит. Обычно машина приезжает за отходами — чистота и порядок. Но не как этой зимой.
А для кого-то ценностью являются соседи и друзья.
— Очень хорошо живем, нам нравится, — делится одна из старожилов. — Я не хочу никуда уезжать. У нас в чем прелесть? Мы друг друга все знаем. Если что-то случается, мы друг другу все помогаем. У кого горе — сразу бежим помогать. Если что-то сломалось или загорелось — тоже все поскачем.
Также читайте
Ранее мы подробнее рассказывали о проблеме с вывозом мусора на Хабарке. А еще подробнее показывали, как выглядит путь по ледовой переправе.
«Закрыты детсад, почта, медпункт». Жители поселка Летнеозерского Архангельской области записали видео губернатору.
Каргополь под снегопадом: ночная прогулка по старинному городу Архангельской области.